Исповедь, как средство самохарактеристики героя в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»


Исповедь, как средство самохарактеристики
героя в романе М. Ю. Лермонтова «герой нашего времени»
И то, что было б яд други,
Его живит, его питает
Огнём язвительным своим. М.Ю.Лермонтов. «Исповедь»
План.
I «Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения»
(В. Г. Белинский.)
- человек 30-хгг 19века
- время разгула реакции
- декабристы разбиты
- революционные демократы ещё не появились
II «И царствует в душе какой-то холод тайный…»
(М. Ю. Лермонтов.)
- «Печорин глубоко страдает» (В. Г. Белинский.)
- в Печорине – «болезнь» поколения того времени
1. «… во мне душа испорчена светом…». («Бэла»)
- глубокий ум, сильные страсти, стальная воля
- «умная ненужность»
- «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли»
- жил в обществе, «уйти от которого не смог»
- типичный представитель мыслящих людей своего
времени
- «Вообразите, что у меня желчная горячка; я могу выздороветь, могу и умереть; то и другое в порядке вещей; старайтесь смотреть на меня, как на пациента, одержимого болезнью, вам еще неизвестной»
2. «У меня врождённая страсть противоречить».
- стремится «любить весь мир» - и приносит людям одно лишь зло и несчастье
- наличие благородных стремлений – и мелкие чувства, владеющие душой
- жажда полноты жизни – и полная безнадёжность, сознание своей безнадёжности
- « У меня врожденная страсть
противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку».
3. «… я к дружбе неспособен»
- не верит в дружбу
- «мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе неспособен» (Печорин о Вернере)
- « Из двух друзей всегда один раб другого».
- «рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать…»
4. « Я глупо создан: ничего не забываю».
- «Я его также не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать» (Печорин о Грушницком)
5. « Я никогда ничем очень не дорожу».
- способен на глубокую любовь
- его отношение к Вере
- сцена скачки – «При возможности потерять
её навеки Вера стала для меня дороже всего на свете»
- последняя встреча с Максим Максимычем6. « А что такое счастье?»
- скептический взгляд
- счастье – это «насыщенная гордость»
- одинок
- «гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно »
- «И долго я лежал неподвижно и плакал горько, не стараясь удерживать слез и рыданий; я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие — исчезли как дым. Душа обессилела, рассудок замолк»
7. « Я глубоко чувствовал добро и зло» (разговор Печорина с Мери).
- «Вот люди! все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его, видя невозможность другого средства, — а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности. Все они таковы, даже самые добрые, самые умные!..»
- «Я до сих пор стараюсь объяснить себе, какого роду чувство кипело тогда в груди моей: то было и досада оскорбленного самолюбия, и презрение, и злоба, рождавшаяся при мысли, что этот человек, теперь с такою уверенностью, с такой спокойной дерзостью на меня глядящий, две минуты тому назад, не подвергая себя никакой опасности, хотел меня убить как собаку, ибо раненный в ногу немного сильнее, я бы непременно свалился с утеса» (на дуэли с Грушницким)
8. «Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв».
- тратит богатые силы свои на действия, его недостойные:
- разрушает жизнь «честных контрабандистов»
- похищает Бэлу
- добивается любви Мери и отказывается от неё
- убивает Грушницкого
- всем, с кем он соприкасается, он приносит горе и гибель
- «… и как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!..»
9. « Зачем я жил? Для какой цели родился?»
- говоря о цели, Печорин пишет: «А, верно, она существовала и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные»
- «В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко…»
10. «Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки ».
- в нём борется рассудочность с требованиями чувства,
ум и сердце
- «Я давно уж живу не сердцем, а головою»
- «… разбираю … с строгим любопытством, но без участия»
- но у Печорина горячее сердце
- «Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его; первый, быть может, через час простится с вами и миром навеки, а второй... второй? »
11. «Я сделался нравственным калекой…».
- у Печорина «высохла, испарилась, умерла» лучшая половина души
- « В первой молодости моей я был мечтателем, я любил ласкать попеременно то мрачные, то радужные образы, которые рисовало мне беспокойное и жадное воображение. Но что от этого мне осталось? одна усталость, как после ночной битвы с привидением, и смутное воспоминание, исполненное сожалений».
12. « Я люблю сомневаться». (« Фаталист»)

III Исповедь как отчёт человека перед самим собой.