Презентация к уроку литературы Истоки басенного жанра


ЭЗОП СОЛОВЕЙ И ЯСТРЕБСоловей сидел на высоком дубе и, по своему обычаю, распевал. Увидел это ястреб, которому нечего было есть, налетел и схватил его. Соловей почувствовал, что пришел ему конец, и просил ястреба отпустить его: ведь он слишком мал, чтобы наполнить ястребу желудок, и если ястребу нечего есть, пусть уж он нападает на птиц покрупней. Но ястреб на это возразил: "Совсем бы я ума решился, если бы бросил добычу, которая в когтях, и погнался за добычей, которой и не видать". Басня показывает, что нет глупее тех людей, которые в надежде на большее бросают то, что имеют. Орел и лисицаОрел и лисица решили жить в дружбе и сговорились поселиться рядом, чтобы от соседства дружба была крепче. Орел свил себе гнездо на высоком дереве, а лисица родила лисят под кустами внизу. Но вот однажды вышла лиса на добычу, а орел проголодался, слетел в кусты, схватил ее детенышей и со своими орлятами их сожрал. Вернулась лисица, поняла, что случилось, и горько ей стало - не столько оттого, что дети погибли, сколько оттого, что отомстить она не могла: не поймать было зверю птицы. Только и оставалось ей издали проклинать обидчика: что еще может делать беспомощный и бессильный? Но скоро орлу пришлось поплатиться за попранную дружбу. Кто-то в поле приносил в жертву козу; орел слетел к жертвеннику и унес с него горящие внутренности. И только донес он их до гнездовья, как дунул сильный ветер, и тонкие старые прутья всполыхнули ярким пламенем. Упали опаленные орлята наземь - летать они еще не умели; и тогда лисица подбежала и съела их всех на глазах у орла. Басня показывает, что если предавшие дружбу и уйдут от мести обиженных, то от кары богов им все равно не уйти. Жан де Лафонтен «Старый кот и молодой мышонок»Один неопытный мышонокУ старого кота под лапою пищалИ так его, в слезах, на жалость преклонял:«Помилуй, дедушка! Ведь я еще ребенок!Как можно крошечке такой, как я,Твоим домашним быть в отягощенье?Твоя хозяюшка и вся ее семьяПридут ли от меня, малютки, в разоренье?И в чем же мой обед? Зерно, а много два!Орех мне — на неделю!К тому ж теперь я худ! Едва-едваМогу дышать! Вчера оставил лишь постелю;Был болен! Потерпи! Пусти меня пожить!Пусть деточки твои меня изволят скушать!» —«Молчи, молокосос! тебе ль меня учить?И мне ли, старику, таких рассказов слушать!Я кот и стар, мой друг! прощения не жди,А лучше, без хлопот, подиК Плутону, милости его отведать!Моим же деточкам всегда есть что обедать!»Сказал, мышонка цап; тот пискнул и припал.А кот, покушавши, ни в чем как не бывал!Ужель рассказ без поученья?Никак, читатель, есть!Всем юность льстит себя! все мыслит приобресть!А старость никогда не знает сожаленья! А.П.Сумароков БЕЛКАВ деревне, в праздник, под окномПомещичьих хором,Народ толпился.На Белку в колесе зевал он и дивился.Вблизи с березы ей дивился тоже Дрозд:Так бегала она, что лапки лишь мелькалиИ раздувался пышный хвост."Землячка старая, - спросил тут Дрозд, - нельзя лиСказать, что делаешь ты здесь?" -"Ох, милый друг! тружусь день весь:Я по делам гонцом у барина большого;Ну, некогда ни пить, ни есть,Ни даже духу перевесть".И Белка в колесе бежать пустилась снова."Да, - улетая, Дрозд сказал: - то ясно мне,Что ты бежишь, а все на том же ты окне".Посмотришь на дельца иного:Хлопочет, мечется, ему дивятся все:Он, кажется, из кожи рвется,Да только все вперед не подается,Как Белка в колесе. И.А. Крылов Основные черты басниБасня – это краткий рассказ, чаще стихотворный, но может быть и прозаическим.Басня состоит из двух частей: основное повествование и мораль.В основе басни - аллегория (иносказание).Сатирическое изображение.В басне редко говорится о людях, ее персонажи – животные, а порой и неодушевленные предметы. Имена главных героев басни (даже, если это предметы) пишутся с большой буквы.В басне часто используется диалог, просторечная лексика.Басня отличается лаконизмом и афористичностью языка.Басне присущ особенный басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь.Олицетворение. БАСНЯНебольшое иносказательное повествование, обычно в стихах, нравоучительного характераБлизкие жанры: притча, сказка АЛЛЕГОРИЯизображение отвлеченного понятия или явления через конкретный образ (иносказание)в баснях под видом животных аллегорически изображаются лица или социальные явления. ЦЕЛЬ БАСНИосмеяние человеческих пороковМОРАЛЬПоучение, которое даётся в начале или в конце басни ЭЗОПОВ ЯЗЫКтайнопись в литературе иносказание, намеренно маскирующее мысль (идею) автора И. А. КрыловВОЛК НА ПСАРНЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОБЫТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА. ЗАВОЕВАНИЕ НАПОЛЕОНОМ ЕВРОПЫ. ЕГО ВОЙНА С РОССИЕЙ. ПОЖАР В МОСКВЕ. ПОБЕДА АРМИИ КУТУЗОВА И БЕГСТВО НАПОЛЕОНА СЛОВАРНАЯ РАБОТА«Волк ночью, думая залезть в овчарню,…попал на псарню»-« в минуту псарня стала адом»-«Огня! Огня!»-« Друзья, к чему весь этот шум?.. Я, ваш старинный сват и кум ..» «Тут Ловчий перервал в ответ,-… Ты сер ,а я, приятель, сед…» СЛОВАРНАЯ РАБОТА« Поднялся..двор»-« …псы залились в хлевах»-«…и рвутся вон на драку»-« .. и вмиг ворота на запор»-«..расчесться за овец»-«…пустился в переговоры»-«..выпустить на волка гончих стаю»-