Освоение приёмов техники сграффито во внеурочной деятельности в общеобразовательной школе

«Освоение приёмов техники сграффито во внеурочной деятельности в общеобразовательной школе».

Содержание

Введение.........................................................................................................3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения техники сграффито.........6
1.1 Особенности развития сграффито в изобразительном искусстве......6
1.2 Виды и своеобразие техник сграффито...............................................11
1.3 Технология выполнения техники сграффито .....................................12
Глава 2 Методические рекомендации по освоению техники сграффито во внеурочной деятельности.........................................................15
2.1 Внеурочная деятельность в общеобразовательной школе................15
2.2 Роль занятий сграффито в развитии младшего школьника...............18
2.3 Методика освоения технических приёмов сграффито с учащимися начальных классов.................................................................................................20
Заключение.31
Список литературы......................................................................................33
Приложение..................................................................................................36







Введение

В настоящее время большую роль в обогащении изобразительных навыков играет развитие творческих способностей учащихся, их умения нестандартно мыслить, видеть предметы и явления с обратной стороны. Поэтому на внеурочных занятиях по изобразительному искусству, нужно использовать нетрадиционные техники.
К 8-11 годам детьми накоплен приличный опыт для творчества на новом уровне, так как творческая деятельность детей зависит от богатства и разнообразия их прежнего опыта. Из этого опыта и берёт идеи фантазия. Дети способны не бояться трудностей и препятствий, они искренне стараются проявить себя в своих творческих работах: любят рисовать, придумывать стихи и песни, участвовать в викторинах, конкурсах. Как отмечал Л.С. Выготский: «ребенок строит воображаемую реальность, в которой удовлетворяет свои потребности, дает выход настроениям, чувствам. Развивая воображение детей, мы помогаем им понять, как бы «проиграть» свои устремления, что очень важно для развития внутренней жизни» [5].
В наш современный мир внедряется большое количество инновационных технологий. Это говорит о том, что активизировать процесс получения и приобретения творческих знаний можно при использовании новых нестандартных средств и техник. Считается, что именно те методы учителя наиболее удачны, при которых учитель на своих занятиях изобразительной деятельности использует новые технологии обучения. Таковыми можно считать творческие задания с использованием живописной техники - сграффито. Хоть эта нетрадиционная техника была известна ещё давно, но на уроках и внеурочных занятиях её практически не используют и для детей она не знакома. Главное условие на внеурочных занятиях - овладение умением самостоятельно мыслить. Задача же учителя - не вмешиваться в творческий процесс, а корректировать его.
Сграффито - это новая и интересная техника живописи, которая развивает творческие навыки, воображение, фантазию. Самое привлекательное в этой технике, помимо её выразительной красоты и прочности - это простота выполнения. Сграффито могут заниматься не только дети, но и взрослые, которые ни разу кисточку в руках не держали.
Тема моей дипломной работы «Освоение приёмов техники сграффито во внеурочной деятельности в общеобразовательной школе» является актуальной. Эта техника не только дает возможность не стандартно мыслить, но и усиливает у учащихся веру в себя.
Актуальность выбранной темы также заключается в том, что данная техника ещё мало изучена, она достаточно молодая, т. к. она совсем недавно стала использоваться в современной жизни, эффективная и интересная живописная техника с большими возможностями, простором для фантазии и творческого исследования. Она формирует ценностную картину мира, поддерживает традиции, вырабатывает новые тенденции, создает комфорт и уют, придает жизни стабильность и одновременно будоражит ее. Сграффито открывает широкие возможности материализации эстетических идей, новые горизонты красоты и величия человека.
Объектом исследования является процесс обучения технике сграффито во внеурочной деятельности.
Предметом исследования является освоение приемов техники сграффито во внеурочной деятельности в общеобразовательной школе.
Цель работы – изучить возможности освоения приёмов техники сграффито на занятиях по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе.
Эта цель будет достигнута при решении следующих задач:
выявление значения и места монументально-декоративной живописи во внеурочной деятельности школьников;
описание истории, методов и приёмов применения техники сграффито на занятиях кружка;
обозначение возможности применения, технологии выполнения и работы в этой технике;
разработка программы кружка по освоению техники сграффито;
разработка плана - конспекта занятия по данной технике.
Теоретическая значимость работы заключается в определении значения техники сграффито как средства художественной педагогики.
Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы на занятиях внеурочной деятельности в школах и в системе дополнительного образования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.



















Глава 1 Теоретические аспекты изучения техники сграффито

1.1 Особенности развития сграффито в изобразительном искусстве

Сграффито - это вид монументально – декоративного искусства, история которого начинается ещё с древности, но, не смотря на это, являющегося и по настоящее время одним из самых актуальных.
Монументально - декоративное искусство – это одно из пластических пространственных изобразительных и неизобразительных искусств.
Монументальное искусство включает произведения больших размеров, создаваемые в согласовании с архитектурной или естественной природной средой, композиционным единением и взаимодействием с которыми они сами приобретают идейно-образную завершённость, и сообщают таковую же окружению. К монументальному искусству относят мемориальные скульптурные композиции, памятники, мозаичные и живописные панно, витражи, декоративное украшение зданий, а так же произведения, выполненные в других техниках, в том числе и в технике сграффито. Произведения монументального искусства создаются в самых разных техниках и мастерами разных творческих профессий. Монументальностью искусствознание, эстетика и философия, вообще именуют то свойство художественного образа, которое по своим характеристикам родственно категории «возвышенное». По словарю Владимира Даля описано такое определение слову монументальный – «славный, знаменитый, пребывающий в виде памятника». Это произведения, которые наделены чертами монументальности, отличающиеся идеей, общественно значимым или политическим содержанием, воплощённое в масштабной, выразительной величественной (или величавой) пластической форме[4].
Монументально – декоративное искусство восходит к глубокой древности и имеет установившиеся традиции. Техника сграффито так же имеет долгую и славную историю. Греческие и этрусские мастера использовали данную технику для украшения глиняной посуды (приложение 1). Процарапанные рисунки можно увидеть на керамической посуде древних племён Латинской Америки. Появилась эта техника в Италии и вскоре распространилась по всей Европе и по настоящее время используется в архитектуре и дизайне. Название «сграффито» происходит от итальянского sgrаffitо (процарапанный) что и объясняет особенности создания этого декора – способ процарапывания рисунка до следующего слоя штукатурки[3].
Технология выполнения живописной техники такая: стены оштукатуривали цементом серого цвета, а сверху наносилась штукатурка белого цвета. Так получался двухцветный рисунок с различными изображениями, будь то орнамент, либо всевозможные сюжеты на мифологические или бытовые сцены. Итальянских архитекторов часто приглашали работать за границу, и благодаря им сграффито прижилось в остальной Европе (пр.: Палаццо dеllа саrvоnа в Пизе) (приложение 2). Сравнительная простота в исполнении и прочность, сделали эту технику известной и в других городах: таких как Австрия, Германия, Чехия. В этих городах некоторые старинные здания с изображение  этой техники живописи сохранились до сих пор на стенах. Например: Шварценбергский дворец в Градчанах, Чехия; Кремс, Австрия, сграффито на фасаде дома XVI век.
В Брюсселе можно встретить здания, украшенные в технике сграффито в разных уголках города. Про бельгийских мастеров техники сграффито известно очень мало, перечислим некоторых из них.
Одним из первых художников-сграффитистов был Габриель ван Дивут. Его работа выполнена на фасаде «Позолоченного дома» (ар-нуво-стиль). На фасаде изображены фрески, стилизованные изображения солнца и чертополоха золотистого цвета, от этого изображения и пошло название дома. Габриэль ван Дивут, работал в технике сграффито и украсил еще ряд зданий в Шарлеруа. В настоящее время на его работе «Совы» верхний слой штукатурки выцвел и в некоторых местах первый слой осыпался. Но, остался, хорошо виден процарапанный до темного слоя рисунок.
Архитектор П. Анкар так же часто использовал технику сграффито, пример этому сграффито на балконе личного дома архитектора (им же построенного в 1893 году).
Адольф Креспен бельгийский художник-иллюстратор периода арт-нуво, работая во французских журналах в стиле репортажной графики, так же занимался сграффито. Его знаменитая работа «стилизованная настурция». Располагается она снизу на балконе. В Брюсселе таких, декорированных снизу сграффито балконов, можно увидеть довольно часто. На самом известном доме (дом художника Чамберляни) из построенных П. Анкаром, выполнено сграффито А. Креспеном по эскизам самого Чамберляни.
Сграффито архитектора Поля Каши отличается своей изысканностью, цветовой насыщенностью. Поль Каши скорее был декоратором, чем архитектором. В 1886 году открылось отделение декоративного искусства в Брюссельской Академии Художеств, там Поль Каши обучался технике сграффито. Вскоре молодой архитектор полюбил сграффито и долгое время работал в этой технике. Стоит только посмотреть на его шедевр, прекрасно украшенный фасад своего дома (приложение 3). Практически вся передняя стена это красочная картина, на которой изображены аллегории искусств. Цвета выбраны - охристые: от песочного и пламенеющего золотого до голубого и землистого. А как хорошо смотрится дом Делуне, сграффито для которого выполнил Поль Каши!
Так же сграффито занимались: архитектор Розенбум-Приват Ливемонт; архитектор О. Риссельберг; архитектор Блеро (иллюстрация басни дедушки Лафонтена).
Техника сграффито очень плохо переносит бельгийский климат, поэтому многие работы не сохранились в настоящее время или плохо сохранились.
В Советском же монументальном искусстве так же отведено место для сграффито. Примеры: строительный техникум в Орле, сграффито по ул. Салтыкова-Щедрина и др. (приложение 3) В 1967 году на здании Орловского строительного колледжа впервые появилась монументальная живопись, которая украсила улицы города Орла, и это стало значимым событием для его жителей. Автором этого произведения искусства стал орловский художник Владимир Меньков. Владимир был талантливым студентом колледжа, а данная техника живописи - его дипломная работа. На стенах здания колледжа выполнены две композиции. На первой - изображен мужчина с обнаженным торсом с задумчивым взглядом. Его руки расставлены в стороны. Рядом с мужчиной изображена ракета с красной звездой и спутник. На этой работе прослеживается идея связи человека с природой, его могущества; вены рук мужчины переходят в корни деревьев.
На второй работе изображены строители: молодой мужчина, а за его спиной девушка, за ними расположены часть грузоподъемного крана, кирпичная кладка и строительные леса. По данной композиции можно сказать что сграффито посвящена теме строительства.
Проходя по улице Салтыкова-Щедрина можно так же увидеть сграффито на стене двухэтажного здания дома №18. Монументальная живопись появилась здесь в 1986 году благодаря орловским художникам Юрию Воробьеву и Геннадию Кузнецову. В центре композиции на стене дома №18- изображены советские солдаты, торжественно играющие на трубе. Рядом с ними мы видим студентку с книгой и рабочих. Над центральной композицией расположен молодой мужчина с обнаженным торсом. Мужчина скачет на красном коне и, оборачиваясь назад, протягивает руку, как бы призывая следовать за ним - к светлому будущему, просвещению и труду.
Михаил Шульгин (декан художественно-графического факультета орловского государственного университета) говорил, что «в Советское время сграффито можно было увидеть не только в городе, но и по области-в колхозах. Советская власть знала, что через искусство можно влиять на людей и поэтому активно этим пользовалась, как бы призывая человека к труду, к получению новых научных знаний и к порядку» [25]. Хоть изображения советского прошлого не так красивы, как в ренессансной Италии или в романтичной Бельгии, да и темы далеко не куртуазные, но они очень выразительны: кто хоть раз видел на фасаде образы строителей коммунизма, покорителей космоса и пионеров, вряд ли их забудет. Со времён СССР имеется ряд примеров сложного орнамента и тематических композиций, выполненных в технике сграффито на фасадах и в интерьерах различных общественных зданий (напр., Центр. стадион им. В. И. Ленина в городе Москве).
В народном зодчестве можно встретить приём декорирования зданий, очень схожий с техникой сграффито, состоящий из покрытия цветной поверхности раствором белой извести с последующим частичным соскабливанием побелки.
Сегодня сграффито в классическом исполнении практически нигде не увидишь, так как основой для этой техники служит штукатурка, а ее используют на фасадах крайне мало. Фасады зданий часто отделывают пластиком и остеклением. Да и архитекторы не ищут, каких то эксклюзивных декоративных, используя привычные: это покраска, лепнина, в лучшем случае фигурная кирпичная кладка.
В настоящее время техника сграффито переместилась в интерьеры и частное строительство. Сграффито стали с успехом использовать дизайнеры при оформлении интерьера офисов, кабинетов, фойе, актового зала, столовой и т. д.

1.2 Виды и своеобразие техник сграффито

Сграффито интересная и своеобразная техника, которая имеет свои особенности и тонкости. При правильном замешивании раствора и его нанесении, эта техника будет ещё долго радовать глаз. Выделяют следующие виды сграффито:
- Тонкослойное или одноцветное сграффито. Здесь наносится только один верхний слой при помощи кисти, при этом наводится жидкий известковый раствор с добавлением соответствующих красящих пигментов. После затвердения раствора, нанесённый рисунок, так же как и в других видах, процарапывается.
-Двухцветное сграффито. Получить двухцветное сграффито можно при нанесении двух слоёв штукатурки разного цвета. Контуры рисунка процарапывают, выскребают верхний слой до обнажения нижнего слоя штукатурки.
-Трёхцветное или многослойное сграффито. В этом виде сграффито наносят три и более слоя цветной штукатурки и прорезают раствор до нужного цвета, получая красивый живописный рисунок.
-Трафаретное сграффито. Один из самых быстрых и лёгких видов сграффито. Для его выполнения изготавливают трафарет или шаблон и покрывают его горячей олифой. Сначала наносят первый цветной слой штукатурки на всю поверхность, затем устанавливают шаблон 3-5 мм. и наносят второй цветной слой в уровень с трафаретом или шаблоном. Сняв шаблоны, подрезают края рисунка, для его выравнивания. В этой технике можно выполнять простые несложные декоративные орнаменты и рисунки в два - три слоя.
Живописцы используют технику сграффито для придания своей творческой работе некую необычность и оригинальность, для получения текстур, особенно распространена эта техника в масляной живописи. В современное время, в виду многообразия разнообразных материалов и инструментов, данная техника выполняется на различных материалах. Основой может служить не только стены и холсты но и потолки, ниши, различная посуда и т. д. Выполняется сграффито так же как и по штукатурке, только на других материалах: гипс, пластилин, солёное тесто, полимерная глина, керамика. Например, с помощью полимерной глины, краски и резца, можно процарапать необыкновенно-красивый рисунок и этим украсить вазу или рамку для фотографии.

1.3 Технология выполнения техники сграффито

Как и любая другая техника живописи, сграффито начинается с замысла. В замысле обычно бывают заложены основы художественного образа, его новизны и дальнейшие разработки. Новизна в замысле отражает не только новые явления в жизни, но и новый сюжет. Дальше ведётся работа над эскизами параллельно с выполнением этюдов, набросков, зарисовок. Первоначальные композиционные эскизы должны отвечать таким требованиям, как наличие идеи и контрастов. Наличие идеи помогает установить формат картинной плоскости, масштаб, величину, цветовые контрасты.
Для того, что бы начать работать в технике сграффито, нужно приготовить штукатурный раствор. Раствор наводится следующим способом: в глубокую ёмкость с чистой водой насыпают сухую смесь (0,45-0,60л. на 1кг. сухой смеси) и перемешивают в течение нескольких минут до получения однородной массы. В сграффито лучше всего применять белую гипсовую штукатурную смесь. Размешивать смесь нужно до получения сметанообразной массы. Перемешивать раствор рекомендуется механическим способом, если для сграффито используется большой объём стены или плиты; используя либо профессиональный миксер, либо дрель с насадками. После перемешивания нужно дать раствору настояться в течение пяти минут и потом снова перемешать. После проделанной работы штукатурный раствор готов к применению. Он должен быть израсходован в течение пятидесяти минут после наведения.
Следующий этап работы над сграффито это подготовка поверхности стены или плиты. Перед нанесением раствора необходимо удалить с основания осыпающиеся частицы, пятна и другие загрязнения. Основу нужно смочить водой. После того как вода впитается, наносится слой грунта в один или несколько слоёв. В качестве грунта можно использовать один из цветных растворов. Для того, чтобы приготовить цветной раствор, в штукатурную смесь добавляем краску (я использую колер разных оттенков) нужного цвета и перемешиваем. Слой раствора наносится на поверхность основы шпателем или мастерком, потом тщательно разравнивают. Если же используется грунт, то его наносят кисточкой или краскопультом. Прежде чем нанести первый слой цветной штукатурки, грунт должен подсохнуть. Первый слой цветного раствора делается толще, чем все последующие слои, толщина его может составлять 6-7 мм. После того как первый слой подсохнет (через 15-20 минут) наносится второй слой штукатурки другого оттенка, толщиной 3-4 мм. Если используется третий слой, то толщина его не должна превышать 3 мм. Количество слоёв можно увеличить и до 5-7 цветных слоёв, но при этом толщина каждого последующего все время должно уменьшаться, доведя ее до 1-2мм.
Следующий этап это перевод эскиза на готовую поверхность штукатурки. По готовому эскизу в натуральную величину, наносят пунктирными линиями (резцом или шилом) рисунок на подготовленную поверхность. На штукатурке рисунок должен хорошо выступить, а после, по этому рисунку выполняется резьба. Для сграффито используют разнообразные резцы и скоблики. Резать подготовленную поверхность стены можно лишь в течение пяти-шести часов после нанесения верхнего слоя штукатурки, пока она еще влажная. Сначала рисунок прорезается по контуру. Резец нужно держать в руке под наклоном, примерно 60° к поверхности основы. Режется рисунок на глубину, которая равна толщине верхнего слоя штукатурки. Держать резец нужно так, чтобы он резал штукатурку, а не мял её. Чтобы рисунок на сграффито был наиболее выразительным прорези должны быть чистыми и чёткими. Затем подрезанный раствор выбирают плоскими резцами до получения следующего слоя цветной штукатурки и т.д.


















Глава 2. Методические рекомендации по освоению техники сграффито во внеурочной деятельности

2.1 Внеурочная деятельность в общеобразовательной школе

Внеурочная деятельность это образовательная деятельность, осуществляемая в отличаемых от классно-урочной формах. Эта деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [15].
Внеурочная деятельность младших школьников является одним из инновационных технологий Федерального государственного образовательного стандарта. Главной целью внеурочной деятельности является создание таких условий, при которых формируется адаптация учащегося в школе и социуме, а так же активизация интеллектуального, социального и творческого потенциала развития здоровой личности, создание воспитывающей среды для детей в свободное время от основного учебного процесса, и формирование гражданской ответственности и правового самосознания подрастающего поколения, подготовка к жизнедеятельности в новых для них условиях. Внеурочная деятельность становится обязательна для школьного образования и ставит перед учителями задачу организации развивающей среды для подрастающего поколения.
Виды внеурочной деятельности строго направлены, в первую очередь, на воспитательные результаты. Федеральным стандартом установлены обязательные требования к результатам учащихся, осваивающих образовательную программу начального общего образования это личностные, метапредметные и предметные результаты.
В приказе Министерства образования говорится: «Внеурочная деятельность организуется через такие формы как: секции, кружки, экскурсии, «круглые столы», олимпиады, конференции, диспуты, школьные научные общества, различные конкурсы и соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.» [24].
Идеей программы внеурочной деятельности школы является объединение всех образовательных ресурсов социума в единое образовательное пространство, школа должна стать открытой для адаптации и социализации ребенка.
Принципы организации внеурочной деятельности:
посильная нагрузка на школьника, соответствующая возрасту детей;
в соответствии с интересами и умениями школьников выбор видов внеурочных занятий;
включение в образовательный процесс наглядных пособий и технических средств;
на занятиях должны сочетаться индивидуальные и коллективные формы работы;
осуществление связи теории с практикой;
включение в активную жизненную позицию;
партнёрские отношения всех субъектов социума.
Во внеурочной деятельности большую роль играет результат и эффект деятельности.
Результат – это итог творческого занятия школьника. Например, ребёнок приобрел новое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, получил трудовые навыки.
Эффект – это последствие результата; то есть то, к чему привело достижение результата. Это пережитые чувства, эмоции и отношения. Ведь изобразительное искусство можно постичь только через переживание-проживание художественного образа.
Деятельность детей во внеурочной работе по изобразительному искусству направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простых, а затем более сложных изделий и их качественное оформление. Во внеурочной деятельности активно развиваются трудовые навыки и творческие способности, формируются художественно-эстетические потребности, не смотря на то, кем станут ребята в дальнейшем: художниками, дизайнерами, артистами, рабочими, инженерами, экономистами, учёными, строителями или юристами. И здесь уже в начальных классах, происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника-оформителя, художника. Здесь ученики пробуют себя в роли той или иной профессии. Учащиеся фантазируют, выражают свое мнение по выполнению разной работы, доказывают свою точку зрения. Во время занятий у школьников развиваются художественный вкус, творческие способности, инициатива и самостоятельность принимаемых решений, привычка к свободному самовыражению, уверенности в себе. Познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, формировать свои эстетические потребности, развивать художественные способности – является главным из задач внеурочной деятельности. Занятия по внеурочной деятельности должны включать в себя неиссякаемые возможности для разностороннего развития младшего школьника.
Привитие интереса к изобразительному искусству, освоение новых техник рисования – вот цель предлагаемой внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность по сграффито – это нетрадиционная новая техника изобразительного искусства, которая способствует развитию творчества, фантазии, воображения, проявлению самостоятельности, индивидуальности и инициативы. Каждое занятие по технике сграффито интересно и необычно, а всё интересное – это положительные эмоции и удовлетворение от работы и её результата. На занятиях ребята не устают, у них сохраняется энергия, работоспособность и активность на весь период занятия.
На нетрадиционном рисовании основаны многие арт-терапевтические техники. Эти техники являются средством коррекции психических процессов, они помогают преодолеть свой страх, вселяют уверенность в себе и в своих силах [14].
Сграффито же во внеурочной деятельности это новый вид техники, тем он и интересен для учащихся. Это эффективная и интересная живописная техника с большими возможностями, простором для фантазии и творческого исследования. Она формирует ценностную картину мира, поддерживает традиции, открывает новые возможности. Вот поэтому эту технику рекомендую использовать в кружковой деятельности. В процессе занятий сграффито формируется эстетический вкус учащихся, у них развиваются трудовые умения и навыки. Занятия обогатят внутренний мир младшего школьника, унесут в мир прекрасного, а в дальнейшем заполнят интересным творческим трудом в свободное от учёбы время. Ребята с удовольствием занимаются данной техникой, познают её историю и знакомятся с мастерами-художниками данного жанра.

2.2 Роль занятий сграффито в развитии младшего школьника

Психологи говорят, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческие способности заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях у ребёнка может раскрыться творческий потенциал. Без талантливых детей нет [14]. Задача внеурочной деятельности состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности как сграффито. Для успешного выполнения сграффито должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей. Индивидуальные художественные особенности понятие широкое, оно заключается в умении ребёнком самостоятельно, по-своему выполнять творческие задание учителя. Для освоения техники сграффито предпочтителен возраст детей от 8-11 лет, так как в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть большое желание познавать окружающий мир, большое желание творить и создавать что-то прекрасное своими руками. Ребёнок проявляет свою фантазию, воображение, умение владением материалами и инструментами. Каждый ребёнок младшего школьного возраста хочет быть непохожим на другого. Поэтому задачей кружка является уделение внимания индивидуальным потребностям и желаниям подрастающего поколения.
В развитии творческого потенциала ребёнка способствует изобразительное искусство и художественный труд, так как занимаясь этой деятельностью, значительно развивается творческий потенциал младшего школьника. Именно практическая деятельность на кружковых занятиях позволяет переводить сложные абстрактные действия из внутреннего плана (невидимого) во внешний (видимый), делая их более понятными.
Наряду с этим процесс работы в технике сграффито может быть рассмотрен с точки зрения выражения внутреннего мира ребёнка, его переживаний и ощущений. Для того, чтобы школьник был активнее, был ярче и интересны были продукты его творчества, нужно организовать работу, направленную на развитие эмоционально-чувственного мира ребенка. Кружковые занятия по сграффито способствуют актуализации и развитии творческого потенциала личности, включают ребёнка в творческий процесс, что приводит к появлению творческого мышления, видения, произвольности психических процессов рефлексии, самоконтроля. В результате этого личность переходит на более высокую ступень развития.
Живописную технику-сграффито рекомендуется использовать во внеурочной деятельности для развития воображения, творческого мышления, творческой активности как составляющих творческого потенциала личности в младшем школьном возрасте. Сграффито показывает необычное сочетание материалов и инструментов. Один из плюсов этой техники является то, что она удобна и проста в использовании. Технология выполнения техники интересна и доступна как взрослым, так и детям. Сграффито развивает эмоционально-образный, рационально-логический тип мышления, который направлен на формирование художественного типа мышления, творческого потенциала. Это является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности детей младшего школьного возраста.
Развитие художественно-образного мышления учащихся начальных классов строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности и развитие фантазии. Школьник учится на основе наблюдательности строить художественный образ, выражать своё отношение к реальности. Наблюдение и переживание окружающей жизни, а так же способность к осознанию своих переживаний, своего внутреннего мира являются важным условием освоения материала внеурочной деятельности по сграффито.
Периодическая выставка детских работ даёт учащимся возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость от увиденного, ощутить радость успеха.

2.3 Методика освоения технических приёмов сграффито с учащимися начальных классов

На занятиях в кружковой работе по сграффито присутствуют следующие принципы:
добровольность выбора содержания занятия, с учетом склонностей детей;
опора на самостоятельную творческую инициативу детей;
знакомство с новыми видами сграффито.
основное внимание на занятиях должно уделяться:
формирование практических умений и навыков;
выполнение элементов для украшения изделия;
правильный подбор инструментов и материалов для задуманного изделия;
развитие самостоятельного подхода в выполнении той или иной работы.
Информацию на занятиях по сграффито нужно сообщать небольшими порциями. Полученные знания сразу нужно закреплять практическими умениями. Повторение знаний и совершенствование умений нужно осуществлять на разнообразных изделиях.
Для освоения техники сграффито мною была разработана следующая рабочая программа (таблица 1).
Таблица 1
Учебно - тематический план
Название раздела
Всего часов
Итоговое занятие


Всего
Теория
Практика


1.Знакомство с техникой сграффито
11
1
10
«Декоративное панно»

2. Основная работа
16
0,5
15,5
«Забавные цыплята»

3. Итоговая работа
7
0,5
6,5
«Девочка с зонтиком».

Итого:
34
2
32



Рабочая программа кружка «Сграффито».
Техника сграффито имеет большое значение для обучения и воспитания детей. Эта техника способствует развитию памяти, образного мышления, мелкой моторики рук, привитию ручных умений и навыков, которые необходимы для успешного обучения в школе. Сграффито так же, как и другие виды  изобразительной деятельности, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии, формирует эстетические вкусы.
Цель программы кружка:
ознакомление учащихся с техникой сграффито, знакомство с мастерами этой техники и их произведениями ;
освоение приёмов нанесения и процарапывания композиций на основе;
раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, воображения, внимания, волевых процессов;
умение планировать свою деятельность, предвидеть её результат.
формирование личности ребенка в творческом его развитии.
воспитание культуры поведения.
приобщение к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.
Задачи программы:
Образовательные:
знакомить со способами деятельности – процарапывание красок, пластилина, глины, штукатурки;
учить соблюдать правила техники безопасности;
учить стремится к самостоятельному поиску путей решений творческих задач;
учить овладевать основами, умениями работы сграффито, начиная от простых изображений, заканчивая созданием более сложных образов;
Развивающие:
развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм, образов, поиске новых решений в создании композиций;
развивать конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;
формирование способности к творческому раскрытию самостоятельности, саморазвитию;
формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения
Воспитательные:
-воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке к выставкам;
-воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий;
-Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.
Формы проведения занятий:
самостоятельная деятельность детей;
совместная деятельность детей;
включение разнообразных видов гимнастик;
рассматривание различных фотографий и иллюстраций (по теме);
беседы по иллюстрациям и картинкам;
чтение рассказов, сказок, стихов;
использование загадок;
дидактические игры;
работа с красками, пластилином, полимерной глины и штукатуркой.
Наличие наглядно-иллюстративного и дидактического материала:
учебные и методические пособия;
методические разработки занятий по кружковой деятельности;
технологические карты по изготовлению изделий;
фотографии, иллюстрации;
наглядные пособия.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана  на 34 часа в год, один раз в неделю.
Прогнозируемые результаты:
Необходимо знать:
знать и применять детьми основных элементов народной росписи;
знать понятия «композиция», «натюрморт», «рельеф»;
знать основы работы с красками;
знать основы работы с пластилином;
знать основы работы с полимерной глиной;
знать основы работы со штукатуркой;
знать что такое инструкционная карта, как читать инструкционную карту;
знать приемы процарапывания в творческих работах;
знать, как работать самостоятельно с опорой на эскиз.
Необходимо уметь:
уметь выделять и называть изобразительные признаки предметов и явлений (строение, форма, цвет) выделять и называть крупную часть предмета, её назначение;
уметь владеть инструментами и материалами;
уметь замешивать раствор и наносить его на основу;
уметь переносить рисунок на основу по эскизу;
уметь определять положение главной части в пространстве;
уметь выделять цвет, мелкие детали, обобщать предмет по признаку формы, представлять будущий образ и способы его создания.
Условия реализации программы:
Программа будет успешно реализована, если:
будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;
будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся;
будет использоваться разнообразный дидактический и наглядный материал.
Таблица 2
Содержание программы

Название занятия
Программное содержание
Методика проведения

1
I Знакомство с техникой сграффито
Знакомство с техникой и особенностями работы с ней.
Беседа-знакомство с сграффито, её мастерами, о видах данной техники и особенностях. Беседа о необходимых материалах для работы, инструментах, о технике безопасности. Показ презентации и фотографий о сграффито. Д/И «собери пазлы».

Продолжение таблицы 2



Название занятия
Программное содержание
Методика проведения

2
«Весёлый орнамент»
Знакомство с техникой и особенностями работы с ней.
Планирование, выбор средств, реализация и формулирование выводов при поддержке педагога. Беседа об орнаментах. Дидактическая игра «составь орнамент».

3
Процарапывание орнамента.
Учить детей работать инструментами по краске, развивать мелкую моторику рук. развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.
Подборка цветосочетания. Выбор средств, реализация и формулирование выводов.

4
«Осенние листья на тропинке»
Учить размазывать пластилин и прикреплять его к основе.
Рассматривание осенних листьев и сравнивание их между собой. Вспомнить стихи об осени, листьях.
Навыки работы с пластилином. Прослушивание музыки об осени.


5
Процарапывание композиции.
Учить процарапывать рисунок. Формировать навыки аккуратности при работе над композицией, развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.
Рассмотреть иллюстрации с изображением осенней листвы. Предложить детям из готовых разноцветных пазлов сложить осеннюю картинку. Напомнить о поэтапной техники выполнения сграффито.

6
«Гусеничка»
Продолжить учить детей работать в технике сграффито. Показать способы рисования круглых форм для составления эскиза, разнообразить варианты оформления поверхности тела (ставить отпечатки колпачком фломастера и тканью грубого плетения). Воспитывать любознательность, интерес к познанию природы и отражению представлений в продуктивной деятельности.
Планирование, выбор средств, реализация и формулирование выводов при поддержке педагога

Продолжение таблицы 2



Название занятия
Программное содержание
Методика проведения

7
Продолжение работы с гусеничкой.
Вспомнить технику безопасности при работе с пластилином. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.
Вспомнить теплые и холодные цвета, рассматривание иллюстраций. Дидактическая игра «Подбери по цвету».

8
«Фрукты в вазе»

Продолжать учить работать в технике сграффито по пластилину.
Беседа «Что такое натюрморт?». Загадки о фруктах.
Рассматривание муляжей и иллюстраций фруктов.
Последовательность работы с пластилином.

9
Процарапывание натюрморта.
Учить правильно работать с инструментами по пластилину, обнажая нижний слой, развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.
Обсудить последовательность работы над композицией, правильность выбора цвета.

10
«Декоративное панно»

совершенствовать умение детей работать в коллективе. Учить наносить узор с помощью кальки на поверхность предмета
Рассматривание картин с изображением цветов. Коллективная работа над панно.


11
Процарапывание панно.
Продолжать учить работать в технике сграффито по пластилину.
Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.


12
II Основная работа сграффито.
«Подарок папе»
Поддерживать интерес к поиску способов сграффито, развивать общую ручную умелость. Учить оформлять поделки, развивать мелкую моторику рук
Работа с многослойным сграффито по пластилину разного цвета.

13
«Открытка для мамы»
Ориентировать на поиск гармоничных сочетаний разных форм и цветов.
Продолжать учить оформлять поделки.
Учить работать по замыслу
Поддерживать умение детей работать с пластилином разного цвета.

Продолжение таблицы 2



Название занятия
Программное содержание
Методика проведения

15
«Снеговик»

Учить отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, развивать художественно-творческие способности, дополнять работу шапкой, шарфом.
Планирование, выбор средств, реализация и формулирование выводов при поддержке педагога

16
«Снеговик»
развивать эстетическое восприятие, чувство цвета.
Учить видеть конечный результат задуманной работы.
Вопросами и советами помогать детям определять что, как и где каждый будет процарапывать, с чего начнет.

17
«Дед Мороз»
Учить выполнять сграффито по трафарету.
Беседа о пропорциях человека. Поддерживать умение детей работать с пластилином. Дидактическая игра «собери фигуру».

18
«Дед мороз»
Учить выделять части человеческой фигуры в одежде (голова, расширяющаяся к низу шубка, руки) передавать их с соблюдением пропорций. Закреплять приемы аккуратной работы при вырезании.
создание фигуры человека с помощью специальных средств. Умение передавать вырезанному персонажу характер, настроение, выражать эмоции.

19
Рамка для фотографии
Учить детей работать с полимерной глиной, обмазывать глиной фоторамку, нанесение краски на поверхность рамки.
Беседа об использовании полимерной глины в украшении посуды, рамок и др. Просмотр фотографий.

20
«Волшебный сосуд»
Закрепление технических навыков и приемов лепки из полимерной глины, развивать мелкую моторику.
Формировать навыки аккуратности при нанесении красок на сосуд.
Самостоятельная деятельность детей.

Продолжение таблицы 2



Название занятия
Программное содержание
Методика проведения

22
«Поросёнок в тазике». работа в технике сграффито по штукатурке.
Учить работать в технике сграффито по штукатурке.
Закрепить умение переносить рисунок на основу, развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании изделия.
Знакомство со штукатуркой, техниками и приёмами работы, инструментами; техникой безопасностью при работе со штукатуркой. Просмотр фотографий мастеров техники и их изделий.

23
«Поросёнок в тазике»
Учить прорезать фигурку поросёнка, соблюдая пропорции, использовать различные инструменты для проработки деталей. Уметь применять навыки и умения, полученные ранее.
Вызвать интерес к творчеству.
рассмотреть поросят на фотографиях и иллюстрациях, отметить их особенности, повадки, обратить внимание детей на форму туловища и головы, длину лап и т.д. Установить последовательность выполнения работы, относительную величину частей.

25

«Мышки на сыре»
Учить наводить штукатурную смесь, добавляя туда краски для получения нужного оттенка.
Формировать навыки аккуратности при нанесении готовой смеси штукатурки на основу.
самостоятельная организация детьми работы по сграффито.

25
«Мышки на сыре»
Учить использовать знания об особенностях внешнего вида животных в своей работе. Закрепить умения и навыки, полученные ранее, развивать творческое воображение, интерес к работе.
развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.

26
Панно «Забавные цыплята» (коллективная работа)
Закрепить умения и навыки, полученные ранее, развивать творческое воображение.
Предложить детям самостоятельно выбрать способ работы в технике сграффито.

Продолжение таблицы 2



Название занятия
Программное содержание
Методика проведения


28
III Закрепление навыков работы в технике сграффито.
Изготовление коллективного панно – «Герои любимых мультфильмов».
Учить задумывать и изображать композиции из 3-4 цветных слоёв, используя технику сграффито по пластилину; развивать у детей композиционные способности. Закрепление навыков работы с пластилином.
Самостоятельный выбор персонажей. Просмотр отрывка из мультипликационного фильма. Проанализировать поведение персонажа, его характер, во что он одет. Предложить работу в группах и в итоге, сравнить у какой группы получилось лучше.

29
«Тайны космоса».
Продолжать закреплять навыки работы с полимерной глиной, ориентировать на поиск гармоничных сочетаний разных форм.
Рассматривание иллюстраций о космосе;
Беседа по теме.

30
«Тайны космоса»
Учить работать с инструментами при использовании 3-4 цветных слоёв в композиции, которое было изготовлено на предыдущем занятии. Формировать навыки аккуратности при работе.
Продолжать использование различных цветных слоёв в композиции.

31
«Бабочка»
Учить работать в технике сграффито по штукатурке, выбирать подходящий инструмент и пользоваться им, соблюдая технику безопасности.
Учить работать коллективно, прислушиваясь к мнениям коллектива.
рассматривание иллюстраций с бабочками. составление композиции.

32
«Бабочка»

Продолжать освоение техники. ориентировать на поиск гармоничных сочетаний разных форм
Самостоятельная организация детьми работы по сграффито.







Окончание таблицы 2



Название занятия
Программное содержание
Методика проведения

33
Итоговая композиция «Девочка с зонтиком».
Учить задумывать и изображать композицию из 2-3 цветных слоёв, используя наиболее понравившуюся технику сграффито; развивать у детей композиционные способности.
развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.

34
Итоговая композиция «Девочка с зонтиком». Выставка работ
Учить достигать наилучшего результата.
Закрепить умение применять знакомые приемы в технике сграффито.
Побуждать к самостоятельному поиску способов работы с инструментами над композицией.
Закрепление работы в технике сграффито.
самостоятельная организация детьми работы над композицией.
Все работы выставляются на доску и всей группой отбор лучших работ на выставку.


На основе рабочей программы по кружку «Сграффито», были составлены планы-конспекты занятий для освоения технических приёмов сграффито с учащимися начальных классов.


Заключение


Сграффито имеет долгую и славную историю. Её корни берут начало ещё в ренессансной Италии и вскоре быстро распространились по всей Европе. В Советское время сграффито так же использовалось в монументальном искусстве. В современное же время эта техника в основном применяется в дизайне для украшения интерьеров. Живописная техника сграффито проста и удобна в применении. Заниматься этой деятельностью можно без специальных художественных навыков. В связи с этим сграффито можно использовать во внеурочное время. На занятиях по сграффито ребята знакомятся с профессиями дизайнера, художника, художника-оформителя и сами пробуют себя в роли той или иной профессии.
Осваивая технику сграффито, ребята познают окружающий мир, приобретают новые художественные и трудовые навыки. Занятия по сграффито доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. Этот вид деятельности вносит новизну в кружковую деятельность, делает её более интересной и увлекательной, позволяет достичь желаемого результата достаточно быстро. В процессе занятий во внеурочной деятельности у детей развиваются образные представления и воображение, возникают чувства прекрасного.
Для освоения техники сграффито во внеурочной деятельности нужно пройти весь теоретический материал, познакомиться с мастерами этой техники, инструментами и материалами, используемыми в сграффито, а так же изучить технологию выполнения. Все эти этапы освоения техники рассматриваются в кружковой работе.
Внеурочная деятельность по технике сграффито развивает у детей:
мелкую моторику, навыки ручного труда,
художественные навыки,
воображение, память, мышление,
развивает эстетические чувства, чувства гармонии и красоты.
способствует развитию интеллекта,
творческие способности,
творчество в коллективе.
Главный результат кружковой деятельности по сграффито – это привить любовь детей к своей творческой деятельности, их способность видеть прекрасное в окружающем мире и большое желание творить.























Список литературы:

Абаева И. Прикосновение к творчеству/И. Абаева// Юный художник. - 2000. - №12. С.32-33.
Амонашвили Ш.А. Школа жизни. Трактат о начальной ступени образования, основанный на принципах гуманно-личностной педагогики/ Ш.А. Амонашвили.-Москва : Изд. Дом Ш. Амонашвили, 2000. - 76с.
Бармаш О. Разнообразные средства и технологии/О. Бармаш// Юный художник. -2000.-№9.-С.34-37.
Бергер Э. Техника фрески и техника сграффито /Э. Бергер; под ред. Н.М. Чернышева, В.Д. Загоскиной,- пер. с нем. -Москва : Акционерное общество АХР, 1930.-190с.
Выготский JI.С. Воображение и творчество в детском возрасте/Л.С. Выготский.- Москва : Просвещение, 1967 93с.
Гросул Н. Программа по изобразительному искусству для кружковых занятий/ Н. Гросул// Изобразительное искусство в школе.- 2001. - №1. - С.81-85.
Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности//«Вопросы психологии».-1992.- № 3-4.- С.1419
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов [ и др.]; под ред. В.А. Горского – 2-е изд. – Москва : Просвещение, 2011. – 111с.
Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – 2-е изд. – Москва : Просвещение, 2010. – 120с.

Проснякова Т.Н. Творческая мастерская: учебник для 4-го класса/Т.Н. Проснякова.- Самара : «Учебная литература» Корпорации «Федоров», 2010.-120с.
Полуянов Ю.А. Воображение и способности /Ю.А. Полуянов-Москва : Знание, 1982.- 96с.
Полуянов Ю.А. Методы изучения изобразительного творчества детей. Анализ построения изображения детьми/Ю.А. Полуянов// В сб. ст.: Новые исследования в психологии. Гл. ред. В.В. Давыдов. Москва : Педагогика, 1981.- №1 (24).-104с.
Пронина Н.И. Развитие творческого воображения учащихся художественного класса школы искусств/Н.И. Пронина// Изобразительное искусство в школе. - 2001.- №3. - С.59-62.
Психология личности в трудах отечественных психологов./ [Сост. и общ. ред. JI.B. Куликова]. -Санкт -Петербург : Питер, 2001. - 480с.
Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».-от 12 мая 2011 г. №  03-296
Савенкова Л.Г. Интеграция в художественной педагогике изо./Л.Г. Савенкова//Искусство в школе. 2001. -№4. - С.4-7
Ткачёв В.Н. Архитектурный дизайн. Функциональные и художественные основы проектирования: учебное пособие|/В.Н. Ткачёв. -Москва : Архитектура-С, 2006. - 352 с.
Козлина А.В. Уроки ручного труда/А.В. Козлина.- Москва: Мозаика-Синтез, 2005.-65с.
Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей/ Т.С. Комарова, А.И. Савенков.- М.: Педагогическое общество России, 2000.-120с.
Конышева Н.М. Лепка в начальных классах: пособие для учителя/Н.М.Конышева.- Москва: Просвещение, 1980.-80с.
Конышева Н.М. Трудовое обучение в начальных классах/Н.М.Конышева.- Санкт-Петербург : спец. Лит, 2000. - 120 с.
Конышева Н.М. Технология: секреты мастеров: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений / Н. М. Конышева, 6-е изд., перераб. и доп. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2008. - 160 с.
Кузина В.С. Повышение эффективности уроков изобразительного искусства. сб. ст. /Под ред. B.С. Кузина.- Москва : Просвещение, 1975. - 151с.,
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г/М-во образования и науки Рос.Федерации. – Москва : Просвещение, 2011. – 33с.
Цветкова О.Е. Ремонт и декор стен: советы по оформлению интерьера/О.Е. Цветкова.-Москва : Ниола-пресс, 2010.-128с.
Шиянов Е.H., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: учеб. пос./Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова.-Москва : Академия, 2000.- 288с.









ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1

Сграффито древнегреческих мастеров


Сграффито XVI века, Италия


Приложение 2


Палаццо  dеllа  саrvоnа  в  Пизе



Дом Каши, 1905, ruе dе Frаnсs, архитектор Поль Каши

Приложение 3


Строительный техникум г. Орёл



Дом культуры, ул. Салтыкова-Щедрина г. Орёл


Приложение 4
Детские работы
Сграффито по пластилину



Сграффито по штукатурке













13 PAGE 14215

















13 PAGE 143215