Конспект урока Живопись Древней Греции


Интегрированный урок : ( история, ИЗО, МХК)
Конспект урока по теме :Живопись Древней Греции (7 класс)
Цели:
познакомить учащихся с произведениями античного искусства гончаров (вазами, чашами, сосудами), особенностями их росписи, мотивами в греческой вазописи; учить выполнять роспись декоративной плитки или тарелки по мотивам греческой вазописи;
развивать умение анализировать предметы искусства,
выявлять пропорции, цветовую гамму, особенности изображения людей;
воспитывать мотивацию к учебной деятельности?
воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.
Оформление: Вырезанные из бумаги силуэты античных ваз различных форм с их названиями; на интерактивной доске - репродукции росписей на античных вазах из альбома «Культура Древнего мира»; вазы, украшенные греческим орнаментом и рисунками.
Эпиграф к уроку: Прекрасные эти античные вазы
Понравились нам почему-то не сразу.
«Подумаешь, вазы!» - подумали мы,
Другим были заняты наши умы.Сначала на них мы взглянули, скучая,потом мы к одной пригляделись случайно,потом загляделись...И, может быть, часникак не могли оторваться от ваз.... То вазы-гиганты,то карлики вазы,и каждая ваза - с рисунком-рассказом!
Ход урока.
Организация урока:
Приветствие.
Проверка готовности обучающихся к уроку.
Учитель: Добрый день, рада вас всех видеть. Сегодня я приглашаю вас совершить экскурсию в Эрмитаж. (показываю фрагмент фильма диск «Знаменитые музеи Санкт-Петербурга») После просмотра читаю строки из стихотворения Олега Тарутина «Античные вазы». А как вы думаете, почему я взяла эти строки эпиграфом к нашему уроку?
Ученики: Потому, что мы сегодня будем изучать античную вазу.
Учитель: Да правильно. Но немного истории. К сожалению древнегреческие произведения живописи утрачены безвозвратно. Но по дошедшим до нас письменным источникам известно, что живопись почиталась в Элладе наравне со скульптурой, а живописцы пользовались такой же славой, как и ваятели. Да и как могло быть иначе у народа, влюбленного в земную красоту, когда все кругом сияло яркими красками юга. Подобно скульптуре, прекрасной, радостной и жизнеутверждающей, должна была быть и живопись Древней Эллады. Самым ярким отблеском греческой живописи является ныне греческая керамика, дошедшая до нас в многочисленных хорошо сохранившихся и нередко превосходнейших образцах.
Давайте перенесемся в центр Древней Греции, в город Афины, в один из его кварталов-Керамик. (Просмотр кадров из д/ф «Культура Древней Греции» с видом Керамика»)
Вспомните, что вам известно из истории об этом районе.
Ученики: Узкие немощеные улочки. Тротуаров не было. Горожане вышвыривали отбросы прямо на улицу. Вечерами из-за грязи и зловонных луж по Керамику нельзя было ходить, не освещая дорогу смоляным факелом.
Учитель: Тем не менее Керамик был известен далеко за пределами Греции, здесь жили гончары и художники, создававшие великолепные расписные вазы. А теперь посмотрите на эти вазы, сделанные мною из бумаги. Какую особенность вы можете заметить?
Ученики: Разнообразие форм.
Учитель: Ох уж эти греки, они во всем следовали закону функциональности! Они считали, что предмет должен быть красив и удобен. Форма каждого сосуда строго соответствовала его назначению. Давайте попробуем выявить назначение этих ваз.
(Работа в группах. Каждая группа получает слово с названием сосуда: амфора; килики; кратер; гидрия; лекифы. Их задача с помощью интернета, учебников, собрать основную информацию о сосуде, найти нужную форму вазы на доске и представить классу- 5-7 минут на работу в группах; по 2-3 минуты на представление). Во время представления сосудов учащиеся схематично зарисовывают форму сосуда и подписывают его.
( Выступление учеников).
Учитель: Спасибо всем, а теперь вернемся к росписям на вазах. Вглядитесь в росписи двух ваз.
(Показывает изображение росписей чернофигурную и краснофигурную)
Чем они отличаются друг от друга?
Ученики: На одних –черные фигуры, на других- красные.
Учитель: Значит, какие бывают греческие вазы?
Ученики: Чернофигурные и краснофигурные.
Учитель: Как вы думаете какая роспись возникла раньше? Почему?
Ученики: Чернофигурные- раньше, они более простые.
Учитель: Вспомните, на какие периоды делится история Древней Греции?
Ученики: Архаика, классика и эллинизм.
Учитель: Действительно, чернофигурная роспись сугубо декоративная, преобладала в период архаики, или, как его сейчас называют, в гомеровский период. Какова была техника чернофигурной росписи? Что такое меандр?
(Работа с учебником. Найти ответ.)
Ответы учеников. Учитель показывает на доске строгие геометрические орнаменты-меандр)
Учитель: А какие сюжеты изображались на вазах?
Ученики: Мифологические сюжеты.
Учитель: А в центре вех этих росписей кто стоит?
Ученики: Человек.
Учитель: Главной задачей искусства для древних греков было воплощение идеального типа человека, гармонично соединяющего физическое и духовное совершенство. Творимая искусством идеальная красота рождает в человеке благородное стремление к самоусовершенствованию. (Показываю работы учащихся прошлых лет)
Каждый из вас тоже способен творить, творить по-своему. Я хочу, чтобы моя коллекция ваз пополнилась вашими рисунками. Для этого выберите вазу той формы, которая вам больше всего понравилась, и нарисуйте ее.
(Ученики выполняют задание; звучит «Сиртаки»)
Рефлексия: Учитель начинает предложение, а ученик заканчивает:
Я знаю…
Я понимаю…
Для меня было открытием…
У меня получилось….
Мне понравилось…
Домашнее задание: Распишите к следующему уроку свою вазу, а сюжеты росписи возьмите из стихотворения, посвященного огромной коллекции ваз Эрмитажа, которым я открыла наш урок.
(Учитель раздает листочки с отрывками из стихотворения «Античные вазы». На следующем уроке вместе с учениками выбираем лучшие и устраиваем выставку)
... То вазы-гиганты,то карлики вазы,и каждая ваза - с рисунком-рассказом!... Герой в колеснице летит на войну.Плывут аргонавты в чужую страну.Персей убивает Медузу Горгону.Афина Паллада диктует законы.Сражается с Ректором грозный Ахилл(И Ректор, как видно, лишается сил) ...А вот Артемида, богиня охоты,из меткого лука стреляет в кого-то.А это на лире играет Орфей.А это вручают спортивный трофей.А вот - Одиссей, подающий советы.А это - кентавры...А это...А это...Но мы описать, и не пробуем враз Крупнейшую в мире коллекцию ваз.
Литература:
И.Э. Кашекова, А.Л. Кашеков. Изобразительное искусство. Учебник для 7-го класса. – М. : Баласс, 2013.
Диск «Знаменитые музеи Санкт-Пирербурга»
http://www.liveinternet.ru/users/3166127/post111911094http://documentaryfilm.ru/2011/12/25/dokumentalnyj-film-onlajn-drevnyaya-greciya/