Технологическая карта урока ИЗО в 5 классе на тему Зачем людям украшения


Технологическая карта урока. Системно-деятельностный подход.
Тема: Зачем людям украшения
Учитель Попова Елена Васильевна
Предмет ИЗО класс 5
Тема урока Место урока по теме
Зачем людям украшения 3четверть, 1урок из 10. Тема четверти: Декор – человек, общество, время
Тип урока Форма урока: введение в проблематику четверти
Формы учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная
Методы обучения: м. наглядности, проблемные ситуации, выдвижение гипотез, поиск, анализ и обобщение информации
Освоение новых знаний. Проблемно-диалогический урок
Цель урока Задачи урока
Раскрыть социальную роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека и общества На основе ранее изученного (в1и 2 четверти) материала определить области применения декоративно-прикладного искусства
На основе работы с текстом определить роль украшений в обществе разных стран
В ходе коллективного обсуждения сделать выводы о социальной роли украшений (ДПИ) в жизни общества
Предполагаемый результат
Предметный результат Метапредметный результат /УУД
Знать области применения ДПИ: украшение экстерьера и интерьера народного жилища, одежда и костюм, изготовление и декор предметов быта.
Доказывать, как украшение может рассказать о роли его хозяина в обществе.
Сравнивать костюмы людей разных социальных слоев (групп) древнего и современного мира.
Характеризовать смысл декора не только как украшения, но и как социального знака. Познавательные: уметь анализировать текстовую, иллюстративную и аудиовизуальную информацию, самостоятельно и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи, делать выводы.
Коммуникативные: уметь слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться (работа в группах); формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;
Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место;
определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, высказывать своё мнение; выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их; осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Личностные УУД: воспринимать явления окружающего мира, культуры, искусства на личностном уровне;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания Педагогические технологии Оборудование
Технология проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии Для учителя: Компьютер, проектор, экран, презентация «Зачем людям украшения» (ссылка в комментариях), учебник «Изобразительное искусство.5 класс» .Н.А. Горяева, О.В.Островская; под ред. Б.М.Неменского. – 6-е изд. – М. :Просвещение, 2015.
Для учащихся: Бумага А4, карандаш, ластик, учебник, раздаточный материал
ХОД УРОКА
Деятельность учителя Деятельность ученика УУД Оценивание/формы контроля
I. Организационный момент. Создание проблемной ситуации – 1-2мин
- приветствует учеников;
- проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность:
Проверяем глазками, все ли у вас на столе, правильно ли расположено
- создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока учащимися через создание проблемной ситуации: (слайд 1): что общего между этими картинками?
и др. - организуют свое рабочее место;
- приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку;
- отвечают на вопрос учителя
Познавательные:
- выявлять сущность, особенности объектов;
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
Коммуникативные:
- выстраивать осознанное речевое высказывание в устной форме
Регулятивные:
- самостоятельно организовывать свое рабочее место;
Личностные:
- включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне - полная готовность класса и оборудования к уроку;
- быстрое включение учащихся в деловой ритм;
- кратковременность организационного момента;
- организовано внимание всех учащихся;
- дан ответ на вопрос:
на этих картинках есть украшения
2. Формулирование проблемы - 1мин
Формулирует проблему (тему) урока: Зачем людям украшения? (слайд 2)
Побуждает к постановке целей урока;
организует работу по формулированию темы урока, целей, по принятию всеми учащимися целей урока;
уточняет понимание учащимися поставленных целей урока Отвечают на вопросы:
Я пойму…
Я узнаю…
Я научусь…
- выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении; Коммуникативные:
- выстраивать осознанное речевое высказывание в устной форме;
Регулятивные:
- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, высказывать своё мнение;
- формулировать учебную задачу, принимать ее, сохранять на протяжении всего урока;
Личностные:
- проявлять интерес к новому содержанию Сформулированы тема и цель (конкретизировать как задачи) урока:
Зачем людям крашения.
Вспомним, что, как и зачем украшали на Руси.
Узнаем, какую роль играют украшения в жизни людей
Выполним рисунки, показывающие роль украшений в обществе
3. Версии – 2 мин
Организует и направляет диалог с учащимися:
А как вы думаете, зачем людям украшения?
Записывает ответы учащихся на доске.
-
-
-
Итак, у нас есть разные мнения по проблеме урока. Какая же из версий верная? И есть ли другие ответы на этот вопрос? Попробуем вместе разобраться. - высказывают предположения и доказывают свою точку зрения, при ответе на вопрос
Познавательные:
- выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их;
Коммуникативные:
- развивать диалоговую речь;
- строить высказывания, аргументировано доказывать свою точку зрения;
Регулятивные:
- выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их;
Личностные:
- выказывать своё отношение к вопросам искусства, выражать свои эмоции Записан список гипотез на доске (список остается на доске до конца урока, он может дополняться мелом другого цвета, по нему будем делать выводы, подводить итог)
-
-
-
Актуализация знаний. Планирование деятельности -3 мин
Вспомним 3 главные вопросы искусства: что, как и зачем украшали на Руси? (слайд 3)
А используют ли украшения в других странах?
Что могут украшать там? (слайд 4)
- демонстрируют знания по теме; - ориентируясь на стенд в классе со своими работами, отвечают на вопросы учителя:
Экстерьер и интерьер избы, предметы быта, праздничную одежду
Познавательные: - владеть приёмами отбора и систематизации материала;
Коммуникативные: - выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, обосновывать свои суждения;
Регулятивные: - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
Личностные: - осознают свои возможности в учении Вспомнили материал 1 -2 четверти, определили ключевые моменты изученного материала, записаны новые версии, определи план дальнейшей работы
Открытие нового знания (диалог -3мин, работа в группах-7мин)
С давних времен человек украшал себя и предметы, которыми пользовался.
В древности украшение представлялось людям делом не менее важным, чем самая полезная и необходимая работа
(слайды 5-7) Зачем воины разрисовывали свое тело устрашающими узорами перед тем как выступить против другого племени? Ради забавы?
Древний охотник украшал себя необычным ожерельем из клыков хищных зверей. Зачем, просто ради «красоты»?

Вождь племени носил пышный головной убор из перьев, яркие украшения, наносил на тело татуировки. Как вы думаете, зачем?
Давайте глубже рассмотрим, какую роль играет декоративное искусство в обществе. Для этого разделимся на 3 группы
Делит класс на группы;
организует групповую исследовательскую деятельность учащихся по решению проблемы (поиск ответов на вопросы) - сравнивают свои ответы с предложенными ранее версиями, записанными на доске
Нанося узоры, они стремились защитить себя,
повергнуть в страх своих врагов.
Каждый клык в украшении
означал убитого зверя.
Демонстрация перед соплеменниками
своей ловкости, силы.
Выделить себя среди окружающих, Обозначить свое особое положение
Определяют свою роль в группе: секретарь, консультант, докладчик Работают в группах- 5 мин (+2)
Находят ответ на вопросыс.106-107
1 группа: Почему шотландский король носил семицветную одежду?
2 группа: Как и зачем украшалось одеяние русского царя?
3 группа: Мог ли царь вести прием, сидя на табурете? Почему? Познавательные: - выделять существенную информацию из текста;
- извлекать информацию из текста в соответствии с целью чтения;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- совершенствовать технику смыслового чтения
Коммуникативные: - выстраивать осознанное речевое высказывание в устной форме по теме;
- включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
- воспитывать культуры языкового общения, уважительного отношения к культуре и традициям других стран и друг к другу, толерантности;
- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
Регулятивные:
- планировать и согласовывать свои действия в группе в соответствии с общей задачей;
Личностные: - развивать интерес и познавательные способности учащихся на основе добывания ими знаний и приобретения опыта познавательной деятельности
- все учащиеся включены в диалог;
- учащиеся распределены по группам:
в каждой группе определены консультанты (помогают формулировать ответ на вопрос данный группе), секретарь (быстро и понятно запишет выводы) и докладчик (четко представит выводы классу)
- учащиеся выполняют исследовательскую деятельность по решению проблемы
Воспроизведение нового знания. Вывод по проблеме – 7 мин
- организует ситуацию предъявления результатов:
Сейчас, Докладчики по очереди представят результаты работы группы.
Сравним их выводы с мнением искусствоведов (слайды 9-16)
Сделаем выводы.
Выступление докладчиков от каждой группы
Проверка результата по эталону
(План: Выступает Докладчик 1 группы – дополняют – сравнивают с эталоном – делают вывод. То же для 2 и 3 групп. Общий вывод.)Познавательные:
- делать выводы в результате совместной деятельности, группы;
- формировать навыки и умения оформления устных высказываний согласно заданию;
- формировать умение проводить сравнение, обобщать;
Коммуникативные: - развивать умение слушать собеседника, задавать конструктивные вопросы;
- слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения;
- формировать умения представлять результат своей деятельности
Регулятивные: - сопоставлять выполненную работу с образцом;
Личностные: - формировать положительную мотивацию к обучению через осознание практической значимости учебного материала и ценности совместной деятельности Заслушаны выступления докладчиков. Даны ответы на возникающие дополнительные вопросы. Сформулированы выводы : И сегодня по одежде, убранству можно понять: кто генерал, кто солдат и какой армии, кто священник, кто спортсмен, кто невеста, а кто ее подружка. Или определить: это деловой кабинет или детская комната, праздник здесь или траур.
Применение нового знания в творческой изобразительной деятельности -12 мин
Выполните эскизы (зарисовки) людей с украшениями, которые будут подчеркивать его положение в обществе, подчеркивая это всем образным строем вещи… (слайд 20)
Отвечает на вопросы учащихся, оказывает индивидуальные консультации по выполнению творческого задания (рисунка) Знакомятся с иллюстративным материалом учебника, выбирают иллюстрацию, на основе которой выполнят рисунок костюма. Ведут работу от общего к частному. Познавательные: - понимать содержание заданий, интерпретировать смысл;
- творческое применение знаний и умений;
Коммуникативные: - формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания;
Регулятивные: - выполнять работу в соответствии с заданным планом;
- формировать умение самостоятельно выполнять задание и контролировать себя;
Личностные: - формировать интерес к изучению предмета Выполнен карандашный эскиз костюма: военного, свадебного, спортивного, царского, народного костюма других стран… по выбору учащихся
Определен план и сроки работы (на уроке – карандашом, дома – в цвете, гуашью), критерии оценивания (выполнен аккуратно красками, сдан вовремя)Рефлексия. Домашнее задание – 3мин
- организует подведение итога урока, рефлексию (слайд 21), оценку результатов деятельности учащихся;
Итак, зачем же людям украшения?
- комментирует домашнее задание
Д.з. выполнить эскиз, начатый на уроке, в цвете (гуашь); оценки за рисунок будут выставлены на следующем уроке
- подводит итог урока, выставляет отметки, комментирует их
Делают вывод. Подводят итог своей деятельности. Строят высказывание:
- сегодня на уроке я…
- теперь я знаю…
- у меня хорошо получилось…
- больше всего мне понравилось…
- записывают домашнее задание в дневник, планируют свою самостоятельную деятельность, задают вопросы по домашнему заданию
Познавательные: - проводить сравнение, обобщать, делать умозаключения.
Коммуникативные:
Регулятивные: - анализировать причины успеха (неуспеха);
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Личностные: - формировать адекватную самооценку
Еще раз сформулирован вывод, итог урока. Выполнен самоанализ своей деятельности на уроке каждым учащимся, 4-5 человек проговорили высказывания вслух перед классом. Записано домашнее задание. Выставлены отметки самым активным ученикам
Словарик:
ДПИ - декоративно-прикладное искусство – от сочетания слов «декор» и «прикладное»
Декор (от лат. украшать) – совокупность украшающих предмет орнаментальных или изобразительных элементов
Прикладное искусство – искусство создания бытовых предметов, имеющих утилитарное назначение и вместе с тем обладающих художественно-эстетическими качествами
Интерьер – художественно оформленное внутреннее пространство помещения
Экстерьер – внешний вид здания, часто художественно/архитектурно оформленный
Костюм – не просто одежда, предназначенная для носки, а художественный образ платья.
Комментарии:
Презентация взята с сайта «Продленка.ру» и откорректирована Поповой Е.В. в соответствии с задачами урока.
Данные об авторе исходной презентации:
Наименование ОУ
ФИО автора
Должность
Город
Дата создания
Файл материала МОУ "Вейделевская СОШ"
Алтынник Антонина Николаевнаучитель изобразительного искусства
Вейделевка
15.05.2014
Зачем людям украшения класс.doc.pptПолная ссылка
http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/izo/49692-zachem-ljudjam-ukrashenija-urok-izobrazitelno.html
Задание группам
Распечатать отдельно каждой группе лист с заданием, выдать «секретарю», выбранному группой, для записи,
с этим же листом выступает докладчик.
Словарик распечатать для стенда «Сегодня на уроке» и/или раздать каждой группе