Психофизическая тренировка при вегетативных расстройствах


Психофизическая тренировка при вегетативных расстройствах Вегетативная нервная система Поведение, эрготропная и трофотропная формы (I – симпатическая, II – парасимпатическая). Продольный разрез головного мозга 1- поведение и чувства2 – точные движения3 – основные движения4 – осязание5 – зрительное узнавание6 – зрение7 – равновесие и координация8 – слух9 - речь Зоны ответственности головного мозга Структурная основа эмоций по Дж. Пейпесу -лимбическая система (limbus – кайма) Черепно-мозговые нервы 1 пара – обонятельный2 пара – зрительный3 пара – глазодвигательный4 пара – блоковый (поворот глаза вниз и наружу)5 пара – тройничный6 пара – отводящий (боковое зрение)7 пара – лицевой8 пара – преддверно – улитковый (слух и равновесие)9 пара – языкоглоточный10 пара – блуждающий11 пара - добавочный (мышцы шеи и спины)12 пара – подъязычный (жевать, глотать, говорить, выставлять язык Чакры Каналы позвоночных артерий Виды патологического удлинения S-образная высокая извитость Кинкинг Койлинг Проявления синдрома позвоночной артерии Клиника нарушений мозгового кровообращения в бассейне передней и средней мозговых артерий с соответствующим неврологическим синдромом (парезы, нарушение речи и.т.д.)Временное нарушения зрения на один глазШум в головеГоловокружение«Мелькание мошек»Головные боли без четкой локализацииВнезапные нарушения сознанияПадения без потери сознания (дроп-атаки)Временное нарушение равновесияМигренеподобные приступы Сегментарное строение тела Вегетативный статус Исходный вегетативный тонус (ИВТ)Вегетативное обеспечение деятельности (ВОД)Вегетативная реактивность (ВР)«Закон исходного уровня» - величина активации зависит от предстимульного уровня Исследование вегетативного тонуса Симптомы и показатели Симпатическая реакция Парасимпатическая реакция Блеск глаз Усилен Нормальный или тусклый Зрачки, глазные щели Расширены Нормальные или сужены Экзофтальм Характерен Отсутствует Слезотечение Нормальное Усилено Реакция зрачка Ваготоническая Симпатикотоническая Кожа Цвет Бледный Склонность к покраснению Сосудистый рисунок Не выражен Усилен, акроцианоз Сальность Нормальная Повышена Сухость Повышена Нормальная Потоотделение Уменьшено, вязкий пот Повышено, жидкий пот Дермографизм Розовый, белый Красный, возвышающийся Кожа туловища Прохладная Горячая Руки Холодные Теплые Субъективные ощущения Онемение конечностей, парестезии в конечностях по утрам Кисти рук, стопы влажные, приливы жара, покраснение Пигментация Усилена Снижена Дермографизм Розовый, уртикарный КрасныйБелый Терморегуляция Температура тела Повышена Снижена Ознобоподобный гиперкинез Характерен Отсутствует Ощущение зябкости Отсутствует Повышено Переносимость холода Хорошая Плохая Переносимость тепла Непереносимость жары, душных помещений Удовлетворительная, может быть повышена чувствительность к сухому воздуху Температура при инфекциях Высокая Относительно низкая Масса тела Склонность к пониженной массе Склонность к полноте Жажда Повышена Понижена Аппетит Повышен Понижен Пульс Тахикардия, лабильность Брадикардия, дыхательная аритмия Артериальное давление Склонность к повышению Нормальное или пониженное Субъективные жалобы Сердцебиение, колющие, сжимающие боли в области сердца Чувство стеснения в области сердца, особенно ночью и в положении лежа Минутный объем сердца Большой Малый Вестибулопатии Нехарактерны Часто Частота дыхания Нормальное или учащенное Медленное, глубокое Объем дыхания Повышен Снижен Кровенаполнение легких Повышено Понижено Просвет бронхов Расширен Сужен Мышцы бронхов Расслаблены Сокращены Субъективные жалобы - Ощущение нехватки воздуха, приступы удушья с затрудненным выдохом Слюноотделение Уменьшено Усилено Слюна Густая Жидкая Желудочная кислотность Нормальная или низкая Повышена Моторика желудочно-кишечного тракта Снижение тонуса, слабая перистальтика, атонические запоры Повышено газообразование, дискинезии желчных путей, спастические запоры и поносы, усиление перистальтики Тошнота - Характерна Субъективные жалобы - Тошнота, схваткообразные боли в животе, понос или запор Мочеиспускание Полиурия, светлая моча Моча концентрированная, частые позывы Задержка жидкости Отсутствует Склонность к отекам Функция надпочечников Усиление секреции катехоламинов и кортикостероидов Торможение секреции гормонов Щитовидная железа Усиление функции Снижение функции Уровень сахара в крови Нормальный или повышен Снижен Половые расстройства Либидо повышено, эрекция нормальная Нормальная потенция, эрекция усилена Особенности характера, личности, эмоционального состояния Увлекающиеся, темпераментные, с жаром к работе, вспыльчивые, чувствительные к боли, настроение изменчивое Угнетены, пугливы, апатичны, низкая эмоциональность и мотивация, масса ипохондрических жалоб и проявлений РаботоспособностьПсихическая Физическая активность Рассеянность, отвлекаемость, неспособность сосредоточиться, быстрая смена мыслей, активны больше вечеромПовышена Хорошая способность к сосредоточению, внимание стойкое, бедность идей, активность больше до обеда, длительная в замедленном темпеСнижена Схема оценки ИВТ Тип ИВТ Число признаков ваготонии Число признаков симпатикотонии Ваготонический Более 4 Менее 2 Симпатикотонический Не более 4 Более 2 Эйтонический Менее 4 Менее 2 Смешанный Более 4 Более 2 Вегетативное обеспечение деятельности Экспериментальное моделирование деятельностиФизической – дозированная ходьба, велоэргометрия, подъем ног в положении лежа на 30-40°, дозированные приседания, жим динамометра до 10-20 кг и т.д.;Пробы положения – переход из горизонтального положения в вертикальное и наоборот (ортоклиностатическая проба);Умственной – счет в уме, составление слов;Эмоциональной – моделирование отрицательных эмоций: угроза воздействия током, воспроизведение отрицательных эмоциональных ситуаций, пережитых в прошлом; моделирование положительных эмоций: разговор о хорошем, приятные воспоминания.При этом исследуют параметры сердечно-сосудистой системы, системы дыхания, кожи, гормональный профиль и др. Вегетативная реактивность Кардиоинтервалография (вариационная пульсометрия)ИНІ – индекс напряжения; ИНІІ/ИНІ – вегетативная реактивность (ВР)0-30 ед. парасимпатикотония; ВР 1,7-3,430-60 ед. эйтония; ВР 1,7-2,460-90 ед. симпатикотония; ВР 1,7-0,790-120 ед. гиперсимпатикотония; ВР 0,7-1>120 ед. патологическая гиперсимпатикотония Типы вегетативной реактивностиНормальный симпатикотонический Гиперсимпатикотонический (повышенный)Асимпатикотонический (пониженный)Асимпатикотония – истощение вегетативной регуляции, является пусковым механизмом подключения новых гормонально -метаболических реакций По данным Всероссийской программы формирования здоровья подростков 2000 г. Вегетативные расстройства выявлены более, чем у 82% школьников (методом случайной выборки при отсутствии «активных» жалоб);У 63,8 % - гиперсимпатикотонический тип ИВТ;У 14,9% - ваготонический тип регуляции;У 21, 3 % - эйтонический тип;У 55,3% - гиперсимпатикотоническая реактивность;У 17,2% - нормальная реактивность;У 83,3% - низкая толерантность к физической нагрузке;У 45,6% - неблагоприятный гипокинетический тип гемодинамики (по данным велоэргометрии);У 33,3% - проявления ВСД сохраняются в последующей взрослой жизни;У 17-20% - ВСД прогрессирует, трансформируясь в различные психосоматические заболевания. Динамика частоты патологических типов ВР и ИВТ «Мы живем в мире, в котором люди гораздо больше знают об устройстве автомобиля или о работе компьютера, чем о том, что происходит внутри их собственного организма». Тревор Уэнстон ВСД часто развивается в следствие: Невроза, депрессии;неврозоподобного состояния при различных заболеваниях:внутренних болезнях (хронические болезни ЖКТ и дыхательной системы); психических болезнях, интоксикациях, абстиненции (у токсикоманов), аллергии, эндокринных заболеваниях с избыточной или недостаточной продукцией гормонов в пубертатном и климактерическом периодах, переутомлении, истощающем физическом и спортивном перенапряжении, Гиподинамии,органических поражениях головного мозга, особенно структур гипоталамуса, височных долей, ствола, поражениях периферических нервных сплетений и корешков спинного мозга, содержащих волокна вегетативных нервов; СВД конституционального характера Проявляется с раннего детства, характеризуется нестойкостью вегетативных параметров: быстрая смена окраски кожи, потливость, колебания пульса и артериального давления, боли в животе и дискинезии желудочно-кишечного тракта, склонность к субфебрилитету, тошнота, плохая переносимость умственного и физического напряжения, метеолабильность, непереносимость транспорта, мигрень - «инвалиды вегетативной системы» (H.Eppinger) СВД психофизиологической природы Возникает у здоровых людей на фоне острого или хронического стресса. Эмоционально-вегетативно-эндокринные реакции являются нормальным физиологическим ответом организма. Избыточная неадекватная выраженность этих реакций, нарушение адаптационных возможностей человека на фоне хронического стресса ведут к появлению стойких нарушений здоровья. СВД при гормональных расстройствах К ним относятся периоды пубертата и климакса.В пубертатном периоде две предпосылки: возникновение новых эндокринно-вегетативных взаимоотношений; быстрая прибавка роста, когда создается разрыв между новыми физическими параметрами и возможностями сосудистого обеспеченияВ климактерическом периоде четкая связь с физиологическим, эндокринным и эмоциональным сопровождением. СВД при органических соматических заболеваниях При психосоматических заболеваниях (гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь, бронхиальная астма и др.) вегетативные нарушения являются фактором патогенеза.Хронические болевые синдромы (желчнокаменная, мочекаменная болезни, панкреатит и др.) являются по сути хроническим болевым стрессом и также обрастают психовегетативными нарушениями.Эндокринные, системные и аутоиммунные, метаболические, сосудистые заболевания сопровождаются вегетативной недостаточностью. L F K 1 5 9 0 50 60 70 Усредненные профили методики многостороннего исследования личности в группах больных язвенной болезнью (анкета Холмса – Райха и метод Кеттела) Типичные симптомы ВСД: Склонность к повышенному или пониженному артериальному давлению, повышенной или пониженной частоте пульса, сердцебиение, кардиалгии.Чувство усталости, снижение переносимости физической нагрузки;Холодные руки и ноги, зябкость, либо, стремление к прохладе, ощущение жара, приливов, самопроизвольное повышение или понижение температуры тела;Неврозоподобные симптомы - легкая психическая истощаемость, раздражительность, головные боли, головокружение, шаткость, расстройства сна, аппетита;Расстройства ЖКТ – тошнота, запоры или жидкий стул, дискинезия желчного пузыря, спастические боли;Кожные проявления - сухость кожи или потливость, бледность, покраснение, дермографизм;Обмороки, панические атаки, приступообразные состояния, симпатоадреналовые, вагоинсулярные или смешанные кризы. Порочные причинно-следственные круги, которые формируются при вегетативной дистонии. Первый круг — патологические мышечные зажимы. Эмоционально-вегетативные нарушения всегда сопровождаются патологически измененным мышёчным тонусом, который выражается в формировании зажимов различных мышечных групп. При длительном существовании мышечные зажимы способствуют поддержанию старых и возникновению новых нарушений вегетативной регуляции. Второй порочный круг поддерживается фактором гиподинамии. ВНС для поддержания оптимального уровня функционирования нуждается в тренировке. Динамические упражнения малой и средней интенсивности активизируют симпатическую нервную систему. Изометрические упражнения с малой и средней степенью статического усилия вызывают парасимпатикотонические эффекты Третий порочный круг связан с неотреагированными эмоциями. Любая эмоция в своем выражении имеет три компонента: мышечный, вегетативный, психический. Жизнь в социуме заставляет нас сознательно подавлять первый компонент эмоций – мышечный, который необходим для готовности совершить то или иное действие.Будучи людьми «приличными», мы не считаем возможным проявлять свои негативные эмоции и вынуждены сдерживать их. Четвертый порочный патогенетический круг запускается отсутствием достоверной информации: незнание и непонимание тех процессов, которые происходят в организме при вегетативных расстройствах. И действительно: головные боли, боли в области сердца, метеозависимость, изменения настроения, расстройства сна, несомненно, беспокоят ребенка, а вот объяснения этим явлениям он редко получает и от врачей, и от родителей, и от учителей. Незнание создает внутреннее напряжение, непонимание поддерживает тревогу и страх. Эта тревога усиливает уже имеющиеся вегетативные расстройства и способствует появлению новых. Поэтому важно объяснить ребенку, что с ним происходит. психоэмоциональный фактор нарушений функции желудка: переутомление, стрессы, депрессия, невроз. Симпатоадреналовый криз или «паническая атака» возникает из-за резкого выброса в кровь адреналина, по ошибочной команде вегетативной нервной системы. Его симптомы: внезапное начало, учащенное сердцебиение, повышение артериального давления, особенно систолического («верхнего»),Повышение уровня сахара в крови, бледность кожных покровов, сильное чувство страха, тремор рук, дисфония, возможно повышение температуры тела. На пике криза - озноб. Заканчивается криз обычно выделением большого количества светлой мочи, общей слабостью, падением артериального давления ниже обычных цифр. Вагоинсулярный криз Криз сопровождается выбросом в кровь большого количества ацетилхолина и инсулина, снижением уровня сахара в крови по ошибочной команде вегетативной нервной системы. Симптомы таковы: чувство жара, слабость, «дурнота», головокружение, обморочное состояние, сердцебиение замедлено, наполнение пульса слабое, артериальное давление ниже обычных цифр, красные пятна на коже, кожа влажная из-за обильного потоотделения; усилена перистальтика кишечника, поэтому возможны боли и бурление в животе; в конце приступа возможен обильный чаще жидкий, стул, «медвежья болезнь». Факторы, провоцирующие вегетативный криз Значимость факторов 1 2 3 Ситуация кульминации конфликта (развод, объяснение с супругом, уход из семьи и т.д.) Острые стрессовые воздействия (смерть близких, болезнь, несчастный случай и т.д.) Абстрактные факторы, действующие по механизму идентификации или противопоставления (фильмы, книги и т.д.) Психогенные Биологические 1 2 3 Гормональные перестройки (пубертат, беременность, роды, климакс, прекращение лактации и т.д.) Начало половой жизни, аборты, приём гормональных препаратов Менструальный цикл Физиогенные 1 2 3 Алкогольные эксцессы Метеотропные факторы, инсоляция, чрезмерные физические нагрузки и т.д. Модели возникновения вегетативного криза I. Стресс – тревога – вегетативная активация – кризII. Стресс – тревога – гипервентиляция – вегетативная активация – кризIII. Конфликт – тревога – вегетативная активация – кризIV. Оживление ранних детских страхов – вегетативная активация – криз Стресс Системная неспецифическая реакция организма на любое биологическое, химическое, физическое, психологическое воздействие (стрессор), имеющая приспособительное значение. Термин «стресс» вошел в медицинскую практику в 1936 году с легкой руки канадского ученого Ганса Селье. Долгие годы стресс считали единственной адаптационной реакцией. «Стрессовая цепочка»: гипоталамус – гипофиз – миндалевидное тело – чревный нерв – надпочечники – органы ЖКТ – половые органы – желчный пузырь – сердце – сосуды. Locus minoris«Рвется там, где тонко: мишенью стресса в первую очередь становятся генетически более слабые органы, системы или уже пораженные ранее каким-либо недугом». О. Кириш Развитие стресса Развитие стресса Стадия тревоги. (от 6 до 48 часов)В течение первых 6 часов отмечалось уменьшение вилочковой железы, увеличение надпочечников, наличие язв и кровоизлияний в слизистой оболочке пищевого канала. В крови наблюдались лейкоцитоз, лимфопения, анэозинофилия. В эту фазу происходит активация с элементами повреждения, угнетение и однобокая резкая стимуляция надпочечников, мобилизация всех энергетических систем организма крайне неэкономичным и разрушительным путем. Стадия повышенной резистентности. Подразумевается поддержание принципиально нового (повышенного) режима работы функциональных систем, повышение неспецифической резистентности организма к разным повреждающим факторам и нагрузкам. Но это повышение при стрессе, по выражению Селье, достается ценой повреждений и больших энергетических трат. Стадия исхода стресса. Любой стресс заканчивается одним из двух явлений: Эустресс - хороший, благоприятный стресс. Дистресс - плохой (неблагоприятный) стресс, истощение защитных сил организма. Адаптация В зависимости от силы, дозы, биологической активности действующих факторов внешней и внутренней среды в организме развиваются отличные адаптационные реакцииКроме стресса существуют ещё две общие неспецифические адаптационные реакции организма:на слабые раздражители – реакция тренировки,на средние – реакция активации.Для поддержания в организме реакции тренировки слабые в начале воздействия приходится систематически повторять, постепенно повышая нагрузку.Повышение общей резистентности происходит за счет снижения чувствительности, т.к. в мозге преобладает охранительное торможение, тимус и лимфоидная ткань увеличены меньше, активность эндокринной системы не так высока как при реакции активации, но и не угнетена, как при стрессе. Реакция активации В стадии первичной активации происходит повышение резистентности, вместо уменьшения вилочковой железы – её увеличение и активизация лимфоидной ткани, гармоничное и хорошо согласованное, умеренное повышение секреции гормонов щитовидной железы, половых, надпочечников. Это связано с преобладанием в мозге (гипоталамусе) физиологического возбуждения с хорошей функциональной активностью.В стадии стойкой активации при систематическом повторении воздействий, возникает стойкая резистентность. Функциональная активность ЦНС высока, но не чрезмерна, благоприятные условия для любой деятельности. Шкала стресса Смерть близкого человека (родителей, детей, супруга) - 100; Развод - 73;Одиночество - 65; Тюремное заключение - 63; Болезнь или ранение - 53; Потеря работы - 47; Уход на пенсию - 45;Уход ребенка из дома - 29; Изменение стиля жизни - 25;Свадьба - 50; Примирение в семье после ссоры - 45;Существенный профессиональный успех -28;Ожидание и празднование Рождества - 12 Признаки стресса – «синдрома выгорания» - «синдрома Мартина Идена» - быстрая утомляемость;- невозможность сосредоточиться; - частые ошибки в работе;- неудовлетворенность проделанной работой; - эмоциональная истощенность - деперсонализация - редукция профессиональных достижений - потеря чувства юмора; - увеличение числа выкуриваемых сигарет;- повышение употребления алкоголя; - головные боли, боли в нижней части спины; Психологические факторы ВСД Тревожно-боязливые личностиУ этих детей отмечаются страхи (темноты, животных, одиночества и т.д). Нередко у них возникает страх разлучения с родным домом, родителями, страх перед школой, учителями, пионерскими лагерями и т.д. Для взрослых характерны повышенная мнительность, постоянное чувство тревоги, опасения за здоровье свое и близких, гипертрофированная ответственность за свое дело.Нередко избыточная чувствительность (сенситивность) носит диффузный характер: волнующими могут быть события как приятные, так и неприятные; ситуации реальные или абстрактные (кинофильмы, книги, новости и т.д.). Дистимические личности Дети склонны к пессимистической оценке событий, сосредоточены на печальных сторонах жизни, часто винят себя во всем. У них могут наблюдаться резкие колебания настроения, депрессивные реакции. Истероидные личности Для них характерны выраженная эгоцентричность, повышенные требования к окружающим, претенциозность, склонность к драматизации обычных ситуаций, демонстративное поведение.У детей часто выявляются соматические, вегетативные и невротические реакции в сложных ситуациях. Это могут быть нарушения зрения, потеря голоса, ощущение нехватки воздуха и нарушений глотания, ощущение «кома в горле», слабость и онемение в левой руке, неустойчивой походке и т.д. Часто удается проследить наследственную предрасположенность к личностным акцентуациям. У родственников часто приходится сталкиваться с различными чертами характера (тревожно-фобическими, тревожно-сенситивными, тревожно-депрессивными). Они маскируются алкоголизмом, который часто является способом купирования тревоги. * Программа «Психофизическая тренировка» теоретическое занятие На теоретических занятиях формируется устойчивая мотивация к практическим занятиям * Программа «Психофизическая тренировка» самодиагностика № Признаки вегетативных изменений Да баллы 1 Отмечаете ли вы (при любом волнении) склонность к:а. покраснению лица; б. побледнению лица? Да (3)Да (3) 2 Бывает ли у вас онемение или похолодание:а. пальцев кистей, стоп; б. целиком кистей, стоп? Да (3)Да (4) 3 Бывает ли у вас изменение окраски (побледнение, покраснение, синюшность): а. пальцев кистей, стоп; б. целиком кистей, стоп? Да (5)Да (5) 4 Отмечаете ли вы повышенную потливость? Постоянная или при волнении? Да (4) 5 Бывают ли у вас частые ощущения сердцебиения, «замирания», «остановки», «перебоев» в сердце? Да (7) 6 Бывают ли у вас ощущения затруднения при дыхании: чувство нехватки воздуха, учащенное дыхание, «вздохи»? При волнении, в душном помещении? Да (7) 7 Характерно ли для вас нарушение функции желудочно-кишечного тракта: склонность к запорам, поносам, вздутию живота, коликам, болям? Да (6) 8 Бывают ли у вас обмороки или предобморочное состояние? В душном помещении, при волнении, длительном пребывании в вертикальном положении? Да (7) 9 Бывают ли у вас приступообразные головные боли? Полголовы или вся голова, «сжимающие» или «пульсирующие»? Да (7) 10 Отмечаете ли вы в настоящее время снижение работоспособности, быструю утомляемость? Да (5) 11 Отмечаете ли вы нарушения сна? а. трудность засыпания;б. поверхностный, неглубокий сон с частыми пробуждениями;чувство невыспанности, усталости по утрам Да (5) Итого Интерпретация результатов. Просуммируйте те баллы, которые соответствуют ответам «да». Если вы набрали 15 и более баллов, то можете с уверенностью поставить себе диагноз «вегетативная дистония» и задать вполне разумный вопрос: могу ли я что-то сделать для коррекции этого состояния? Конечно, можете! И один из способов нормализации вегетативного равновесия вам уже хорошо знаком. Это психофизическая тренировка (ПФТ). Занятие, названное психофизической тренировкой, включает в себя три последовательных этапа: Динамические упражнения аэробного характера; Статические упражнения (их подбор осуществляется в зависимости от уровня здоровья и функционального состояния организма ребёнка); Сеанс психофизической саморегуляции в состоянии релаксации (позволяет детям с помощью учителя внушить себе желаемый уровень здоровья, настроения и самочувствия, достичь состояния внутриличностной гармонии). * * Основные эффекты аэробных упражнений 1. Сжигают адреналин, который вызывает сосудистый спазм, головные боли, сердцебиение, повышение артериального давления, может привести к инфаркту и инсульту. * Почему адреналин, который выделяется во время эмоциональной (стрессовой) реакции сжигается только в результате мышечной работы? * Эмоционально-стрессовая реакция Физиологический смысл – защита организма от опасности * Эмоциональная реакция Опасность мышечное напряжение + выброс адреналина и активация симпатической нервной системы (учащение сердцебиения и дыхания, повышение артериального давления) действие ликвидация опасности расслабление + активация парасимпатической нервной системы (замедление сердцебиения и дыхания, снижение артериального давления, эмоциональное переживание опасной ситуации) * Эмоциональная реакция Опасность мышечное напряжение + выброс адреналина мышечное действие расслабление Опасности современного человека Презирающие нас чиновники Срывающие на нас зло начальники Тиранящие нас родственники Предающие нас друзья Хамящие нам продавцы Разъяренные попутчики в час пик Конфликтные ситуации возникают много раз в день Опасности подстерегают современного человека повсюду и … выходов, как и тысячелетия назад только два:- бегство или - агрессияНО убежать с ковра распекающего нас начальника или выпрыгнуть на ходу из переполненного транспорта нереально * Эмоциональная реакция современного человека Опасность мышечное напряжение + выброс адреналина мышечное действие расслабление * Эмоциональная реакция современного человека Опасность мышечное напряжение + выброс адреналина мышечное действие не вырабатывается серотонин уныние, тоска желание «подсластить» жизнь ПФТ предлагает такую структура занятия, которая позволяет: научить человека произвольно регулировать свое психофизическое состояние с помощью различных по форме, интенсивности и психологическому назначению физических нагрузок;восполнить дефицит двигательной активности;осуществить выход всех накопившихся эмоции: как гиперстенических, так и гипостенических. Такое отреагирование всех эмоций значительно снижает риск развития психосоматических заболеваний. * * Айсберг плывет туда, куда движется его подводная частьСознание делает то, что хочет подсознание! Для оценки эффективности новой технологии разработчиками был проведен комплексный мониторинг Психофизическая тренировка стабильно улучшает общее самочувствие, практически в 20 раз уменьшая эмоциональную лабильность и в 10 раз снижая количество жалоб на нарушения сна, повышенную утомляемость, головные боли и боли в области живота и сердца.Психофизическая тренировка гармонизирует эмоциональную сферу, обеспечивая снижение личностной тревожности, повышение психической активности и работоспособности, а также снижение агрессивности и импульсивности. * Анализ состояния вегетативной нервной системы, показал, что ПФТ способствует формированию сбалансированного текущего вегетативного состояния.Занятия по новой программе сопровождаются значительным повышением не только физической, но и умственной работоспособности, способствуя более комфортному восприятию нагрузок.Не менее важен и тот факт, что психофизическая тренировка значительно повышает мотивацию к занятиям физической культурой и обеспечивает их активную включенность в формирование собственного здоровья. * Психологическая характеристика ваготоника Чаще всего интроверты;Фон настроения стабильно невысокий, склонность к уединению;Продуманные формы поведения преобладают над импульсивными;Высокая дисциплинированность, педантизм, аккуратность, приверженность внутреннему плану действий;Медленное возникновение и развитие процессов возбуждения;Способность к длительной монотонной работе при высокой степени произвольного внимания и точности;Тревожность, робость, неуверенность в себе, ранимость, чувствительность к замечаниям, аутоагрессия, заниженная самооценка; Высокая подчиненность, пассивный тип социализации, предпочитают партнерские взаимоотношения с небольшим значимым кругом людей, лучше чувствуют себя на «вторых» ролях. Психологическая характеристика симпатотоника Чаще экстраверты;Фон настроения повышен, склонность к быстрым, бурным реакциям, преобладают импульсивные формы поведения, чувства и эмоции - над логикой, легко начинают любое дело, но редко доводят до конца;Высокие показатели демонстративности, стремление быть в центре внимания, завышенная самооценка, склонны обвинять других;Высокая подвижность процессов возбуждения при плохо развитом торможении;Высокая агрессивность, низкая дисциплинированность, противопоставление собственных установок влиянию среды и морали, преобладание реакций напора, нападения;Показатели тревожности невысокие, но может быть страх утраты лидирующих позиций, личностной исключительности, страх показаться смешным и слабым; Особенности работы с ваготониками Особенности моторной сферы ваготоников (низкие скоростные качества, моторная неловкость) затрудняют освоение техники аэробных динамических упражнений;Методические моменты: удлинение динамической композиции до 15-20 мин;медленный и средний темп выполнения упражнений;поэтапное, постепенное разучивание всех упражнений, упор на индивидуальную работу и многократное (механическое) повторение движений;в начале занятий акцент сделать на упражнениях для мелких мышечных групп (это сильная сторона ваготоников);использовать прыжки, подскоки, силовые упражнения;речевое сопровождение занятий должно позволять осмыслить принцип, порядок, последовательность формирования двигательных паттернов, особенно в ходе упражнений для крупных мышечных групп;использовать счет и математические аналоги («повторим упражнение 4 раза, 8 раз, в два раза больше»). Статические упражнения. Эта часть занятий более доступна и психологически комфортна для ваготоников;Сократить количество статических упражнений до необходимого физиологического минимума;Паузы между упражнениями сделать достаточно продолжительными (10-15 сек);Придать названиям упражнений когнитивный, а не образный смысл («мост» - это упражнение развивает мышцы спины, живота, гибкость и т.п.)Включать занятия в парах, приучая ваготоника не только к духовному, но и к телесному общению;Релаксация продолжается до 8-10 мин, включаем приемы, активизирующие симпатическую НС (дыхание с удлиненным вдохом и коротким энергичным выдохом, мысленное представление состояния бодрости, активности, решительности, уверенности в себе. Особенности работы с симпатотониками Динамическая часть дается легко, психологически более комфортна, т.к. у них хорошо развиты крупная моторика, координация движений и пластика;Методические приёмы:Длительность аэробной композиции сократить до 10-15 мин, строить занятие из нескольких «ударных» частей с паузами для отдыха и дыхательных упражнений;Возможно одномоментное разучивание разных движений, в начале выполняются упражнения для крупной моторики, затем постепенно переходим к мелким мышечным группам;Темп выполнения упражнений – высокий, речевое сопровождение занятий минимально, отдавать преимущество групповой работе;Жестко и четко регламентировать ход занятий и активность детей, поскольку у них плохо развито внутреннее торможение, низкая подчиняемость и высокая демонстративность. Статическая часть симпатотоникам дается сложно.Комплекс статических упражнений должен быть удлинен до 7-9 упражнений;Используется малая и средняя интенсивность статического усилия;Продолжительность фазы напряжения составляет 2-3 сек, фазы расслабления – до 7-9 сек, акцент на фазе расслабления, паузы между упражнениями минимальны (5-10 сек); Исходные положения – сидя и стоя, в комплекс вводятся упражнения тренирующие координацию, равновесие, концентрацию внимания; исключаются упражнения с натуживанием, усиливающие приток крови к голове;Названия упражнений должны носить образный характер («змея», «рыба», «свеча»); в кратком объяснении механизма действия делать акцент на позитивные изменения внешности;В конце цикла переключать внимание на индивидуальную работу, где обучать умению наблюдать и контролировать движения собственного тела и эмоции; Релаксация может начаться сразу после выполнения статических упражнений, дети-симпатотоники хорошо переключаются с одного вида деятельности на другой и не требуют уединения. Продолжительность сеанса 10-15 мин. Делать акцент на приемы, создающие парасимпатические эффекты: дыхание с удлиненным, спокойным выдохом; мысленные образы покоя, сдержанности, умиротворенности;Усилить чувственный компонент информации;В конце занятия важно получить подтверждение позитивных изменений внешнего облика, признаков привлекательности, ввести элементы чуда, сказкотерапии. Текст психофизической саморегуляции состоит из блоков словесных формул, которые делятся на три группы. Формулы, направленные на достижение стояния релаксации.Ключевые формулы самовнушения.Формулы, направленные на выход из состояния релаксации.При этом формулы 1-й и З-й групп одинаковы для школьников с разными нарушениями здоровья помечены соответствующими цифрами в тексте сеанса психофизической саморегуляции, который приведен ниже). Ключевые формулы самовнушения (2-я группа) определяются спецификой определенных заболеваний, и их содержание меняется. Обычно для улучшения вегетативной регуляции требуется 10-15 занятий (2-З раза в неделю). В качестве самоконтроля можно использовать анкету-вопросник, которую мы уже заполняли. Уменьшение количества набираемых баллов будет свидетельствовать об улучшении работы вегетативной нервной системы.