Родительское собрание «Воспитание ребёнка и родительская любовь»


Родительское собрание в 3 классе
в форме: организационно – деятельностной игры
на тему: «Воспитание ребёнка и родительская любовь» (слайд 1)
Цель: особо обратить внимание на положительные моменты воспитания ребёнка, помочь родителям увидеть свое родительское поведение. (слайд 2)
Задачи: (слайд 3)
1. Рассмотреть и проанализировать положительные и отрицательные стороны воспитательного процесса родителей на ребенка.
1.Донести до родителей о необходимости щедрых проявлений своей безусловной родительской любви.
3. Сформулировать формулу успешности выполнения роли родителей.
4. На основе практического материала познакомить с особенностями и проявлениями родительской любви к ребенку.
Оборудование:
-листы ватмана, маркеры;
-«цветы» для проведения игры;
- чистые листы для рисования
- задания на карточках для работы в группе.
- воздушный шар для проведения игры.
Эпиграф к родительскому собранию (Слайд 4)
«Для воспитания детей нужен  не великий               ум, а большое сердце - способность к общению, к признанию равенства душ».                                                                                                С.Соловейчик.
Ход собрания
1. Беседа.
Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня на собрании у нас необычная тема, и хотела бы я её начать с одной известной притчи «О Путнике Вечности»
Притча.
Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!
- Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.
- С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! – сказал им
мудрец.
Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было
встретить Путника Вечности.
- Не он.… И этот не он.… И тот не он… - говорили люди, видя ранних спешащих.
Один не был облачён в белые одежды – значит, не он. У второго не было длиннойбелоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел
усталым – значит, и тот был не он. Но вот взошла Утренняя Звезда. Люди уставились на дорогу – где Путник? Где-то запел жаворонок. Где-то заржал жеребенок.
Где-то заплакал ребенок. А Путника Вечности на дороге люди не увидели.
Пришли к мудрецу с жалобой: - Где же обещанный Путник Вечности?(- А вы, уважаемые родители, догадались, кто им был?)
- А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец.
- Но это плачь новорожденного! – ответили люди.
- Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!
Так люди увидели ребёнка – свою надежду.
Беседа с родителями
- Ребенок – это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение
человеческого рода. А почему?
- Ведь именно ему жить в будущем.
Большинство родителей горячо и искренне любят своих детей. Им хочется дать детям все самое лучшее. Они отдают под детскую самую лучшую комнату, покупают самую дорогую мебель, окружают ребёнка самыми красивыми вещами и думают, что этого достаточно, чтобы ребёнок считал себя любимым. Им кажется, что ими движет сила родительской любви. Другие, помня собственное детство и все его болевые точки, решают, что их дети будут расти по-другому. У меня не было дорогих игрушек, у него — будут. Меня не водили заниматься фигурным катанием, его — будут. У меня не было хороших отметок в школе, он будет отличником. Для таких детей родительская любовь включает в себя все то, чего им хотелось получить в детстве, но не удалось. Ответ на вопрос: «Любите ли вы своего ребенка?» — наверняка получится словно букет из самых разных чувств, слов, поступков. Не всегда обладатель букета понимает, какие цветы в нем встречаются. Давайте сегодня поразмышляем над этим вопросом и попытаемся выделить слагаемые воспитания и родительской любви.
2. Упражнение на откровенность. (слайд 5)
Для начала попрошу вас встать в круг. Вытяните руки вперед. У меня в руках находится воздушный шар. Сейчас попрошу пустить его по всем рукам по кругу, не уронить его и не лопнуть.
- Что вы почувствовали выполняя упражнение? ( По очереди отвечает каждый присутствующий родитель. Предполагаемые ответы: «Была боязнь, что воздушный шар выскользнет из рук», «Игра интересная», «Ребёнку, наверное, понравилась бы такая игра»...)Для продолжение нашей беседы, предлагаю обсудить правила дальнейшей работы: (слайд 6)
1. Работать всем активно!
2. Каждый присутствующий имеет полное право высказать своё мнение по обсуждаемым вопросам!
3. Каждый имеет право быть услышанным!
4. Работаем в сотрудничестве друг с другом!
Сегодня мы будем работать именно по таким правилам
3. Актуализация темы.
Предлагаю пройти тест, под названием «Родительское отношение»
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. 61 вопрос опросника составляет 5 шкал, выражающих собой те или иные аспекты родительского отношения.
Принятие-это шкала выражает собой общее  эмоционально положительное или отрицательное отношение к ребенку.( сюда относятся вопросы 3,5,6,8,10,12,14,15,16,18,20,23,24,26,27,29,37,38,39,40,42,43,44,45,46,47,49,51,52, 53,55,56,60)
Кооперация- выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком , проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.
( 21,25,31,33,34,35,36)
Симбиоз- вопросы ориентированы на то, что бы выяснить , стремится ли взрослый к единению с ребенком.          ( 1,4,7.28,32,41,58)
Контроль- характеризует то, что взрослые контролируют поведение ребенка ,насколько они демократичны.                ( 2,19,30,48,50,57,59)
Отношение к неудачам ребенка- показывает как взрослые относятся к способностям ребенка.          ( 9,11,13,17,22,54,61)
                                       ТЕСТ (отвечаем да или нет)
Я всегда сочувствую своему ребенку.
Я считаю своим долгом знать все , о чем думает мой ребенок.
Мне кажется , что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
Я испытываю к ребенку чувство симпатии.
Я уважаю своего ребенка.
Хорошие родители ограждаю ребенка от трудностей жизни.
Мой ребенок часто мне неприятен.
Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
Бывают случаи ,когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.
По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.
Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
Мне кажется , что другие дети потешаются над моим ребенком
Мой ребенок часто совершает такие поступки ,которые заслуживают осуждения
Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.
Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.
Мой ребенок , как губка, впитывает в себя все самое плохое.
При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
Ребенка с детства следует держать в жестких рамках , только тогда из него вырастет хороший человек.
Я люблю ,когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.
К моему ребенку постоянно липнет все дурное.
Мой ребенок не добьется успехов в жизни.
Когда в компании говорят о детях , мне становится стыдно ,что мой ребенок не такой умный и способный , как другие дети.
Я жалею своего ребенка
Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками , то они кажутся мне воспитание и разумнее, чем мой ребенок
Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время
Я часто жалею о том , что мой ребенок взрослеет , и с нежностью вспоминаю то время , когда он был еще совсем маленьким.
Я часто ловлю себя на том ,что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.
Я мечтаю о том , чтобы мой ребенок достиг того , что лично мне не удалось в жизни.
Родители должны не только требовать от ребенка , но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением , как к личности
Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка
При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка
Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
Я часто признаю ,что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.
Дети рано узнают о том , что родители могут ошибаться.
Я всегда считаюсь с ребенком.
Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.
Основная причина капризов моего ребенка-это эгоизм ,лень, упрямство.
Если проводить отпуск с ребенком , то невозможно нормально отдохнуть
Самое главное чтобы у ребенка было спокойное ,беззаботное детство
Иногда мне кажется , что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
Я разделяю увлечения моего ребенка
Мой ребенок кого угодно может вывести из себя
Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны
Мой ребенок часто меня раздражает
Воспитание ребенка-это сплошная нервотрепка
Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер
Я не доверяю своему ребенку
За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей
Иногда мне кажется , что я ненавижу своего ребенка
В моем ребенке больше недостатков ,чем достоинств
Мне близки интересы моего ребенка , я их разделяю
Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно , и если он это делает , то обязательно получается не так , как нужно
Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни
Мой ребенок нравится мне таким ,какой он есть
Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка
Я восхищаюсь своим ребенком
Ребенок не должен иметь секретов от родителей
Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него
Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся родителям
За каждый ответ да получаем 1 балл, за нет – 0 баллов
Много баллов по шкале «принятие» - говорят о том, что у данного взрослого имеется выраженное положительное отношение к ребенку; взрослый принимает ребенка таким ,какой он есть. Низкие баллы по этой шкале – такой взрослый считает ребенка неудачником; не верит в его будущее.
Высокие баллы по шкале «кооперация» - признак того,что взрослый проявляет искренний интерес к тому ,что интересует ребенка ,высоко оценивает способности ребенка ; низкие –говорят ,что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не  может претендовать на роль хорошего педагога.
Высокие баллы по шкале «симбиоз» - данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, стареется быть ближе . Низкие балы- взрослый держит дистанцию
Высокие по «контроль»- взрослый ведет себя слишком авторитарно ,требуя безоговорочного подчинения Низкие- контроль за ребенком отсутствует;
Высокие по шкале «отношение к неудачам»- признак того ,что взрослый считает ребенка маленьким неудачником ; увлечения несерьезными  Низкие- неудачи ребенка случайны , верит в него .
4. Анализ родительских ошибок.
Самое время остановиться и поразмышлять, в чем ваши удачи в воспитании своего ребенка, где вы ошибаетесь. Почему самое время? Потому что ваши дети растут и меняются. Еще чуть – чуть и они войдут в тот возраст, который называют переходным, противоречивым, трудным. Давайте остановимся и присмотримся к себе. Не намечается ли какой - нибудь трещины в отношениях с ребенком, которая со временем разрастается в огромный овраг.
Для дальнейшей работы нам необходимо разделиться на группы. Предлагаю назвать по очереди времена года: зима, весна, лето, осень. Сядьте по группам.
1. Запишете 5 ошибок в воспитании, которые он когда – либо совершал.
2.В группах выберите 7 общих ошибок, предлагаю нарисовать эти ошибки на ватмане. (один представитель от группы выходит и рассказывает о своих общих ошибках).
3. Выберите общие ошибки, которые присуще каждому родителю.
4.На самом деле педагоги выделяют 9 ошибок в воспитании, которые все когда – либо совершали. Давайте сравним свои выводы с выводами специалистов.
Приложение № 1
1.Обещание больше не любить.
«Если ты не будешь таким, как я хочу, я
больше любить тебя не буду»
2.Безразличие.
« Делай, что хочешь, мне все равно»
3.Слишком много строгости.
«Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная».
4.Детей надо баловать.
«Пожалуй, я это сделаю сама. Моему
малышу это пока не по силам».
5.Навязанная роль.
«Мой ребенок – мой лучший друг»
6.Наполеоновские планы.
«Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю ему опустить свой шанс».
7.Слишком мало ласки.
«Поцелуи и всякие нежности не так уж и важны для ребенка».
8.Ваше настроение.
« Можно это или нет? Это зависит от вашего настроения».
9.Слишком мало времени для воспитания
« К сожалению, у меня совсем нет времени ребенка для тебя».
5. Анализ форм проявления любви к ребенку.
Уважаемые родители, попрошу вас встать в круг.
Я предлагаю вам вновь собраться в группы. Мы выяснили какие ошибки совершаем. Конечно все родители совершают эти ошибки. Сейчас попрошу рассмотреть достоинства в воспитании и каждая группа сформулирует свою формулу «успеха».
Каждая группа представляет свою формулу «успеха»
Сейчас предлагаю выполнить упражнение, которое называется «лучики родительского тепла» (раздаётся ватман и маркеры)
1.Каждый из вас нарисуйте, пожалуйста, круг, напишите на нем имя. Теперь от этого символа рисуйте поочередно лучики и подпишите каждый из них, отвечая на вопрос « Чем я согреваю своего ребенка, как солнышко согревает землю?».
Предлагаю каждой группе выйти и рассказать про своё солнышко. Плакаты вывешиваются на доску.
Доска получилась очень «яркой», «тёплой» от вашего родительского тепла.. Уважаемые родители, мы должны любить своих детей, без каких либо на то условий. Предлагаю вам вслушаться в форму любви, выведенную американским психологом Россом Кэмпбеллом.
« Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает любовь, но не начинает любить первым. Если детей одаривают любовью, они возвращают ее. Если им ничего не дается, им нечего возвращать».
Как говорится: дети - это цветы жизни.
Представьте, что вы в цветочном доме, где парит красотой, добротой и любовью. Ваша задача будет заключаться в том, чтобы соорудить цветочный дом. Соорудить такой дом можно только из «цветов» с особыми свойствами доброты, терпения, юмора, понимая, взаимопомощи.
Сейчас я вам раздам « цветы с надписью ». Каждая группа должна выбрать один из них. На обратной стороне цветов записаны задания для каждой группы. ( Раздаются « цветы » с надписями « мудрость», « понимание», « любовь», « дружба», « находчивость»).
Игровые задания:
1. Цветок «Мудрости» (слайд 7)
На листе бумаги записать в 2 столбика
плюсы и минусы родительской любви
не менее трех слов в каждый столбик.
2. Цветок «Дружбы» (слайд 8)
Придумать слова и выражения,
Которые ассоциируются у вас с понятием «дети-цветы жизни».
3.Цветок «Любви» (слайд 9)
Предлагается, используя только мимику
и жесты, показать свое доброе отношение
к ребенку или объясниться в любви ребенку.
4. Цветок «Понимания» (слайд 10)
Понимать – значит с полуслова или вовсе
без слов знать, что чувствует и хочет сказать
собеседник.
Предлагается по картинке определить,
чего хочет ребенок.
5. Крыша «Хорошего Настроения» (слайд 11)
Любой дом заканчивается крышей.
Крыша нашего дома будет иметь название.
Задание: чтобы она стала такой, вы должны
нарисовать лицо счастливого ребенка и затем
приклеивать свои картинки на место крыши.
В заключение нашей встречи я хочу сказать.
-Помните, что Семья – это храм любви.
-Помните, уважаемые родители, - « Если ребенок смеется – значит, мы все
сделали правильно»
Сегодня получилось насыщенное родительское собрание.
Я попрошу вас оценить сегодняшнюю нашу работу.
Рефлексия (слайд 12)
Попрошу ответить на следующие вопросы:
1. Что было познавательным?
2. Моменты, которые вызывали эмоции ( положительные, отрицательные) ?
3. В какой момент заскучали?
4. Предложения по проведению последующих собраний.
5. Пожелания классному руководителю, друг другу.
Решение родительского собрания: (слайд 13)
1.Принять к сведению информацию о способах проявления родительской любви к ребенку, оценивая ее значимость, положительные и отрицательные стороны в процессе воспитания детей.
2.Родителям в общении с детьми использовать постоянное внимание и проявление любви.
3.Родителям выполнять права и обязанности по отношению к воспитанию детей.
Приложение 2
Памятка – советы родителям « Азбука воспитания»
Никогда не говорите ребенку, что не будете его любить.
Не будьте безразличными.
В воспитании не должно быть слишком много строгости.
Не балуйте детей.
Не навязывайте своему ребенку какую-то определенную роль.
Хорошее воспитание не зависит от количества денег.
Не стройте «наполеоновские» планы.
Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.
Воспитание и общение с ребенком не должно зависеть от вашего настроения.
Уделяйте время своему ребенку каждый день, будьте открыты для общения с ребенком.
Завтра, когда ваш ребенок проснется, скажите ему: «Доброе утро!» и ... не ждите ответа. Начинайте день бодро, а не с замечаний и ссор.
Когда вы браните ребенка, не употребляйте слов «ты всегда...», «ты вообще...», «вечно ты...». Ваш ребенок вообще всегда хорош. Он лишь сегодня сделал что-то не так. Об этом и скажите ему.
Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.
Обычно, когда ребенок возвращается из школы, его спрашивают: «Тебя вызывали? Какую отметку получил?». Лучше спросите его: «Что сегодня было интересного?».
Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому, к тем четырем стенам, в которых живет семья. Возвращаясь домой, не забывайте сказать: «А все-таки как хорошо у нас дома!».