Презентация Психологическая поддержка самореализации студентов


Психологическая поддержка самореализации студентов Психологическая поддержка - это систе­ма социально-психологических способов и методов, способст­вующих самоопределению, самореализации личности студента в процессе образования, в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентаций, а в дальнейшем, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптации к условиям реализации собственной профес­сиональной карьеры. Психологическая поддержка – это не отдельный вид деятельности, а постоянный процесс, гармонично включенный в основной процесс образования. Это непосредственная работа со студентами, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, а также глубинных личностных проблем. Работа педагога-психолога строится на основании: - Положения о Психологической Службе; - Положения о кабинете психолога; - Должностной инструкции; - Программы социально-психологической поддержки студентов; - Программы социально-психологической адаптации студентов - первокурсников - Плана работы педагога-психолога по направлениям; - Перспективного плана работы педагога-психолога. Главная функция психологической службы заключается в: профессиональной заботе о психологическом здоровье и личностном развитии студентов. Ведущие принципы работы педагога-психолога:• добровольность;• конфиденциальность;• творчество. Основные цели:• создание благоприятных социально- психологических и психолого-педагогических условий для обучения;• формирование психологической культуры и укрепление психологического здоровья;• профилактика асоциального поведения;• помощь в раскрытии личностного потенциала, самореализации и саморазвитии студентов;• оказание психологической помощи в затруднительных личных ситуациях. Основные проблемы, с которыми обращаются к педагогу-психологу:• самопознание, желание понять себя;• трудности в общении;• конфликты с окружающими;• комплексы и неуверенность в себе;• заниженная самооценка;• эмоциональная неустойчивость;• стрессы;• психологические травмы;• затруднения в принятии решений. Можно выделить следующие задачи, которые решает пси­хологическая поддержка.1. Снижение общего нервно-психического напряжения.2. Формирование позитивного настроя и уверенности в будущем.3. Повышение мотивации к поиску работы и трудоуст­ройству. {D113A9D2-9D6B-4929-AA2D-F23B5EE8CBE7}Основные направления деятельности педагога-психолога{D113A9D2-9D6B-4929-AA2D-F23B5EE8CBE7}ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА{D113A9D2-9D6B-4929-AA2D-F23B5EE8CBE7}КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ{D113A9D2-9D6B-4929-AA2D-F23B5EE8CBE7}ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ И ПСИХОПРОФИЛАКТИ ЧЕСКАЯ РАБОТА{D113A9D2-9D6B-4929-AA2D-F23B5EE8CBE7}ЭКСПЕРТНАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА:(индивидуальная и групповая; комплексная, оперативная, углубленная) - психолого-педагогическое изучение студентов, родителей, педагогов на протяжении всего периода обучения. Определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Так, в период времени с сентября 2013 г. по февраль 2014 г., в период адаптации студентов-первокурсников, было проведено:- Психогеометрическое тестирование С. Деллигера (по определению типа личности, характеристики личностных качеств, поведения человека, а также выявления лидерских качеств);- Диагностика по методике Айзенка (направлена на определение типа темперамента, уровня интро- экстраверсии - характеристики и индивидуально-психологических особенностей личности, эмоциональной устойчивости);- Анкетирование «Мир моих увлечений» (направлено на выявление увлечений и интересов студентов);- Анкетирование для классных руководителей групп-первокурсников (направлено на выявление проблем в период формирования студенческого коллектива); - Групповой тренинг «Давайте, познакомимся» (направлен на формирование коллектива, умение активно слушать, обучение взаимодействию, внимание друг к другу, развитие самокритичности и самоанализа). В данных диагностиках, анкетированиях, тестированиях, тренингах приняло участие 198 студентов групп нового приема, 8 классных руководителей. По окончании классным руководителям представлены подробные справки, даны рекомендации. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: оказание помощи студентам, их родителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования; формирование у обучающихся, их родителей, у педагогических работников потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на протяжении всего периода обучения, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. Так, с начала учебного года было проведено 29 индивидуальных и групповых консультаций со студентами, их родителями, педагогами, связанных с проблемами адаптации, обучения, воспитания, межличностного взаимоотношения.С начала 2013-2014 учебного года было проведено __ Советов профилактики, на которых были рассмотрены вопросы нарушения студентами правил внутреннего распорядка техникума, неуспеваемости, пропусков занятий без уважительной причины, недостойного поведения студентов в общественных местах и по месту жительства.На внутритехникумовский учет были поставлены 34 студента, на учет в Комиссию по Делам Несовершеннолетних и Защите их Прав при администрации г. Миллерово – 35 студентов. 15 студентов, состоявших на учете в КДН и ЗП были сняты с учета по достижению совершеннолетия ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ И ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: активное воздействие на процесс формирования личности и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности социального педагога, врача психиатра, логопеда, педагогов и других специалистов; предупреждение возникновения явлений дезадаптации студентов, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития подростков; предупреждение возникновения трудностей в интеллектуальном и личностном развитии, организация восстановительных мероприятий (обучение психической саморегуляции, формирование уверенности в своих силах, развитие творческих потенций, выработка навыков мобилизации в стрессе). С начала 2013-2014 учебного года было проведено 14 заседаний Совета профилактики, на которых были рассмотрены вопросы нарушения студентами правил внутреннего распорядка техникума, неуспеваемости, пропусков занятий без уважительной причины, недостойного поведения студентов в общественных местах и по месту жительства. На внутритехникумовском учете состоит всего 58 студентов, 10 из них поставлены в 2013-2014 уч. году, 8 студентов, были сняты с учета по достижению совершеннолетия. ЭКСПЕРТНАЯ и ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА: оказание помощи классным руководителям (по их запросу); участие в Психолого-медико-педагогическом консилиуме, административных совещаниях, посещение курсов, семинаров, заседаний МО; анализ и планирование деятельности; изучение и анализ научной, методической литературы; подготовка отчетов, заключений, обработка результатов диагностики, оформление текущей документации; разработка методов диагностики и психопрофилактики (по запросу администрации), работа по созданию новых и адаптации старых методов обучения и воспитания, участие в организации предметно-развивающей среды. На заседаниях МОКР были подготовлены отчеты с итогами проведенных диагностических обследований, где были даны общие рекомендации по дальнейшему сопровождению воспитательного процесса. Всего с начала 2013-2014 учебного года было подготовлено 2 выступления на МОКР. Спасибо за внимание!