План-конспект урока развивающего контроля по русскому языку в 3 классе Безударные гласные в корне слова


План-конспект урока развивающего контроля по русскому языку
ФИО Прокудина Ирина Владимировна
Место работы МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Пангоды”
Должность учитель начальных классов
Предмет: Русский язык
Класс: 3
Тема и номер урока в теме: «Безударные гласные в корне слова», 5 – 6 уроки
Базовый учебник: Русский язык. Учебник для 3-го класса в 2-х частях. Р.Н Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. М.: Баласс, 2013 г
Цель урока: осуществить педагогический контроль достижения планируемых результатов изучения темы “Безударные гласные в корне слова».
Планируемые результаты:
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя;
производить звуко-буквенный анализ слов;
видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, владеть способами проверки написания гласных букв в корне; графически обозначать изученную орфограмму и условия её выбора; находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами, правильно переносить слова;
осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении.
Тип урока: урок развивающего контроля
Формы работы обучающихся:
на 1-ом уроке индивидуальная,
на 2-ом уроке индивидуальная, фронтальная, парная.
Необходимое техническое оборудование:
интерактивная доска, проектор, PC Classmate
Структура и ход урока
Урок проводится в два этапа:
1) написание учащимися проверочной работы;
2) рефлексивный анализ выполнения контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок.
Каждый из этапов проводится на отдельном уроке.
I урок
Тема: Проверочная работа по теме «Буквы безударных гласных в корне слова».
Цель: создать условия для самопроверки обучающимися качества достижения планируемых результатов по теме «Буквы безударных гласных в корне слова».
Оборудование:
Бунеева Е.В. «Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3-й класс.» - М.: “Баласс”, 2012г. – 48 с.
Оценочные листы с критериями для самооценки.
№ п/п Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяВремя
1 Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Приветствует учащихся, объявляет о начале урока, предлагает прочитать девиз урока и мотивирует на внутреннюю готовность реализовать требования контрольно-коррекционной деятельности. Читают на слайде девиз: «Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя. Петроний. настраиваются на лично значимом уровне на реализацию требований контрольно-коррекционной деятельности. 1 мин.
2 Этап актуализации деятельности Организует беседу по вопросам:
- Какой теме посвящена проверочная работа?
- Какие знания, умения вы должны показать?
- Что для этого нужно?
- Прочитайте задания. Какие из них относятся к базовому уровню? К программному уровню? К максимальному?
- Всё ли вам понятно?
Объясняет порядок выполнения задания
- По каким критериям будет оцениваться каждое задание? Отправляет учащимся ссылку на оценочный лист
- Приступайте к выполнению заданий.
По окончанию работы обязательно проверьте качество выполнения каждого задания.
- Желаю вам успехов! Участвуют в беседе, констатируют, что проверочная работа позволит проверить качество достижения планируемых результатов по теме «Буквы безударных гласных в корне слова»:
- умение видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам,
- умение правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне,
- владение способами проверки написания гласных букв в корне; - умение графически обозначать изученную орфограмму и условия её выбора;
- умение находить и исправлять ошибки в словах с изученной орфограммой;
- умение производить звуко - буквенный анализ слов.
Знакомятся с заданиями в пособии Бунеевой Е.В. «Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3-й класс.» - М.: “Баласс”, 2012г. – 48 с.
Задают уточняющие вопросы.
Знакомятся с оценочным листом, участвуют в обсуждении критериев оценки работы.
5 мин.
3 Этап самоконтроля деятельности Предупреждает коллективные ошибки, оказывает индивидуальную помощь. Выполняют задания. 30 мин
4 Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Сообщает о скором завершении урока Работают с оценочным листом, выявляют  ошибки и работают над  их устранением.
Сдают работы на проверку 4 мин.
II урок
Тема: Анализ проверочной работы по теме «Буквы безударных гласных в корне слова». Работа над ошибками.
Цель: создать условия для совершенствования умения анализировать ошибки, допущенные в проверочной работе, выявлять затруднения, строить проект коррекции и самостоятельно его реализовывать; для совершенствования умения выполнять самооценку.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, PC Classmate, презентация
№ п/п Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяВремя
1 Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Приветствует учащихся, объявляет о начале урока, предлагает прочитать девиз урока и мотивирует на коррекционную работу по самосовершенствованию. Читают на слайде девиз: «Cамое трудное для человека — это не только увидеть свои ошибки, а признать, что они твои, а не чьи-то.» настраиваются на коррекционную работу по улучшению качества достижения планируемых результатов по теме. 1 мин.
2 Этап локализации индивидуальных затруднений Организует беседу по вопросам
- Какой теме была посвящена проверочная работа?
- Какие знания вы показали? Какие умения?
- Какова цель нашего сегодняшнего урока?
Анализирует качество выполнения проверочной работы.
Привлекает обучающихся увидеть свои результаты в общей картине:
Поднимите руки, кто не выделил орфограммы в словах
Поднимите руки, кто не смог выполнить это задание.
А кто не выполнил только максимальный уровень?
Поднимите руки, кто допустил ошибки в словах.
А кто не смог дописать подходящие по смыслу слова с двумя безударными гласными звуками в корне?
Проанализируйте свои затруднения в выполнении заданий.
Отправляет ссылку на шкалу самооценки и предлагает оценить свои знания и умения по шкале.
- «Буквы безударные гласные в корне слова»
- Знания вопросов о безударной гласной, умение определять безударную гласную в корне.
Учиться анализировать свои ошибки; планировать действия по устранению ошибок и самостоятельно их исправлять; самооценке.
Отвечают на вопросы учителя, фиксируют свои ошибки. Выявляют место и причины собственных затруднений в выполнении проверочной работы.
Открывают шкалу самооценки и оценивают свой уровень знаний и умений. 11 мин.
3 Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений Организует работу по составлению плана с помощью вопросов:
- Что будем повторять, корректировать на уроке? - Для чего нам это необходимо?
- Какие шаги нам необходимо сделать, чтобы разобраться в своих ошибках?
- В какой форме будем работать? Участвуют в составлении плана:
Повторить правило
Повторить алгоритм нахождения безударных гласных в корне слова, подбора проверочных слов.
Исправить свои ошибки в проверочной работе.
Совершенствовать умение правильно писать слова с изученной орфограммой.
- Будем тренироваться в выполнении похожих заданий. 4 мин.
4 Этап реализации построенного проекта. Организует повторение теоретических знаний.
Предлагает выполнить задание с комментированием
Спиши, вставь безударные гласные (проверь в уме), подчеркни орфограмму.
Наступили сильные м_розы. Снег завалил с_довые д_рожки. Птицы з_мой г_л_дают. Дети устроили для птиц к_рмушки. Девочки насыпали пш_на. Г_лодные птицы быстро скл_вали весь корм. Как х_р_шо, что у птиц есть наст_ящие друзья!
Объявляет об отправке ссылки на памятку по работе над ошибками, организует самостоятельную работу по исправлению своих ошибок, допущенных при выполнении проверочной работы.
Отправляет ссылку на индивидуальные рабочие листы с заданиями обучающимся, которые не допустили ошибок при выполнении проверочной работы. Вспоминают правило правописания безударной гласной в корне слова.
Повторяют алгоритм определения безударных гласных в корне слова.
Алгоритм
1. Помни, что безударная гласная может быть в любой части слова.
Поэтому сначала мысленно разбери слово по составу (найди корень слова) и убедись, что безударная гласная в корне слова.
2. Помни, что безударная гласная может быть проверяемая и непроверяемая.
3. Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать родственное (однокоренное) слово или изменить форму слова так, чтобы безударная гласная стала в сильную позицию, то есть она должна быть ударной.
Самостоятельно исправляют ошибки с помощью памятки.
Самостоятельно выполняют задания в ИРЛ. 7 мин.
5 Этап обобщения затруднений во внешней речи Кто сейчас выполнил задания без ошибок?
Какие трудности у вас возникли?
Итак, назовите алгоритм проверки ещё раз. Участвуют в обсуждении.
4 мин.
6 Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Объявляет о рассылке задания и организует самостоятельную работу с самопроверкой по эталону:
- А сейчас вы снова поработайте самостоятельно. Найдите в проверочной работе другого варианта те задания, в которых вы допустили ошибки и выполните эти задания самостоятельно, а потом себя проверьте по эталону.
Отправляет ссылку на индивидуальные рабочие листы с заданиями обучающимся, которые не допустили ошибок при выполнении проверочной работы.
Организует обсуждение результатов самостоятельного выполнения заданий:
Кто сейчас выполнил задания без ошибок?
Какие трудности вы встретили? Как с ними справились? Самостоятельно выполняют задание, сравнивают правильность выполнения с эталоном.
Ученики, не допустившие ошибок, начинают работать на компьютере.
Участвуют в обсуждении. 5 мин
7 Этап повторения и решения заданий творческого уровня Организует применение изученных знаний при решении задач творческого уровня и готовит к изучению следующих разделов курса (рассылает ссылку на задание) Выполняют задания творческого характера 5 мин
8 Этап рефлексии учебной деятельности Организует беседу по вопросам:
Какие ошибки вы сегодня смогли исправить сами?
В чем вам ещё нужна помощь?
Изменилась ли оценка ваших знаний и умений?
Объявляет об отправке ссылки на шкалу оценивания и предлагает повторно оценить свои достижения.
Поясните свой выбор. Участвуют в беседе.
Заполняют шкалу оценивания. 2 мин
9 Подведение итога Вам удалось на уроке проанализировать свои ошибки, самостоятельно их исправить, оценить себя.
Качество выполнения работы я проверю и оценю сама.
Оценивает работу контрольно-коррекционной деятельности учащихся с учётом критериев.
Объявляет об отправлении ссылки на задание для выполнения дома, инструктирует о его выполнении.
Домашнее задание: упражнения из учебника № 4, 5 с.104 (выбор детей зависит от характера ошибок) или карточка с творческим заданием (для тех, кто в самооценке выделил себя на высоком уровне). Участвуют в беседе.
Обобщают методы преодоления затруднений в деятельности и механизм контрольно-коррекционной деятельности.
1 мин.