Презентация по физкультуре на тему: Сочетание педагогического контроля и самоконтроля посредством обучающих игр на занятиях физической культурой


МАОУ «СОШ № 17»Подготовил учитель физической культурыБойцова Евгения Владимировна1 квалификационная категорияИсследовательская работа по дисциплине «Физическая культура».Тема исследования: «Сочетание педагогического контроля и самоконтроля посредством обучающих игр на занятиях физической культурой»Краснотурьинск 2017 Занятия физическими упражнениями являются очень сильным средством изменения физического и состояния учащихся. Правильно организованное занятие укрепляют их здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность , совершенствует функциональные системы организма.Введение Физическая подготовленность учащихся предполагает выполнение контрольных нормативов и использование специально организованного осознанного контроля учащегося при развитии физических качеств. В этой связи была принята попытка разработать обучающие игры, способствующие формированию у учащихся уметь сочетать контроль и самоконтроль.Введение Объект исследования – учебный процесс учащихсяПредмет исследования – обучающие игры, направленные на формирование умений сочетать контроль и самоконтроль у учащихся Гипотеза исследования – предполагалось, что эффективность контроля в форме обучающих игр обеспечивается такой системой его организации, в которой соединяются контроль и оценка преподавателя, самоконтроль и самооценка учащихся, контроль и оценка коллектива, что в свою очередь повысит физическую подготовленность учащихсяГипотеза Показать, как важен самоконтроль на занятиях физической культуры, а так же разработка и экспериментальное обоснование обучающих игр, направленных на формирование умений сочетать контроль и самоконтроль у учащихся, с применением дневников самоконтроляЦель Показать, как важен самоконтроль на занятиях физической культуры.Разработать обучающие игры, направленные на формирование умений сочетать контроль и самоконтроль у учащихся .Выявить эффективность применения дневников самоконтроля.Задачи Диагностика состояния физической культуры учащегосявключает в себя различные виды контроля: врачебный, педагогический и особое место занимает самоконтроль.Виды контроля Самоконтроль –это самостоятельное наблюдение за состоянием своего здоровья, физическим развитием, функциональным состоянием организма, физической подготовленностью и их изменениями под влиянием занятий физическими упражнениями и спортом.Самоконтроль Самоконтроль является существенным дополнением к врачебному и педагогическому контролю, но ни в коем случае их не заменяет. Самоконтроль может носить врачебный или педагогический характер, а может включать в себя и то и другое. Данные самоконтроля оказывают большую помощь преподавателю в регулировании физической нагрузки, а врачу – своевременно сигнализирует об отклонениях в состоянии здоровья. Самоконтроль К объективным показателям самоконтроля относятся:Частота пульса, вес, сила мышц, жизненная емкость легких, спортивные результаты и др.Показатели самоконтроля Пульс после физических нагрузок учащается: чем она больше, тем чаще сокращается сердце. Этим обеспечивается кровоснабжение работающих мышц. После физических нагрузок у здорового человека пульс приходит в исходное состояние через 5—10 мин, замедленное его восстановление указывает на чрезмерность нагрузки.Вес тела находится в прямой зависимости от роста, окружности грудной клетки, возраста, пола, профессии, особенностей питания. С возрастом он увеличивается за счет отложения жира в области живота, груди, шеи. Не случайно же народная мудрость гласит: «Толстеть — значит стареть». Постоянно следить за весом тела при занятиях физкультурой так же необходимо, как и за состоянием пульса и артериального давления: показатели массы тела являются одним из признаков тренированности.Показатели самоконтроля Важным показателем функции внешнего дыхания является жизненная емкость легких (ЖЕЛ) — объем воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. Измерить ЖЕЛ вы сможете в поликлинике, в медпункте на стадионе или во врачебно-физкультурном диспансере. Величина ЖЕЛ зависит от пола, возраста, размеров тела и физической подготовленности. В среднем у мужчин она равняется 3,5—5, у женщин — 2,4—4 л.Показатели самоконтроля К субъективным показателям самоконтроля относятся: самочувствие, настроение, наличие или отсутствие болевых ощущений, сон, аппетит, отношения к занятиям и др. Показатели самоконтроля Сон — важный показатель. Во время сна восстанавливаются силы и работоспособность. В норме бывает быстрое засыпание и достаточно крепкий сон. Плохой сон, долгое засыпание или частые просыпания, бессонница свидетельствуют о сильном утомлении или переутомлении.Аппетит также позволяет судить о состоянии организма. Перегрузки, недосыпания, недомогания и пр. отражаются на аппетите. Он бывает нормальным, повышенным или пониженным (иногда отсутствует, хочется только пить).Показатели самоконтроля Боли могут возникать в отдельных мышечных группах (наиболее нагружаемых мышцах), при тренировках после длительного перерыва или при занятиях на жестком грунте и т.п.Следует обращать внимание на боли в области сердца и их характер; на головные боли, головокружение; на возникновение болей в правом подреберье, особенно при беге, потому что такие боли нередко свидетельствуют о хроническим холецистите, холангите и других заболеваниях печени.Желание тренироваться характерно для здоровых людей. При отклонениях в состоянии здоровья, перетренированности желание тренироваться снижается или исчезает.Самочувствие -- это своеобразный барометр влияния физических упражнений на организм занимающихся. Чрезмерные нагрузки сопровождаются плохим самочувствием. Если оно сохраняется длительное время, необходимо немедленно обратиться к врачу и снизить нагрузку.Показатели самоконтроля Наиболее удобная форма самоконтроля – ДНЕВНИК самоконтроля. Содержание и построение дневника может быть различным, он включает в себя как Содержание и построение дневника может быть различным, он включает в себя как субъективные, так и объективные показатели самоконтроля. Дневник самоконтроля Самоконтроль в значительной мере помогает ученикам рациональному физическому воспитанию, способствует эффективному использованию средств физической культуры для укрепления их здоровья, борьбы с имеющимися отклонениями и заболеваниями, повышения физической и общей работоспособности. Значение самоконтроля При обычных занятиях контролирующую функцию выполняет в основном преподаватель. В условиях проведения обучающих игр появляются возможности значительно расширить участие занимающихся. Эти возможности были проверены в процессе педагогического эксперимента.В процессе эксперимента разработано 3 обучающие игры, направленные на формирование умений сочетать контроль и самоконтроль у учащихся при развитии физических качеств Тема: Цели и результаты деятельности преподавателя по физической культуре. Учебная задача: выявить деятельность преподавателя а также определить конкретные результаты деятельности преподавателя.Игра 1 «Педагогический контроль преподавателя». Тема: Хронометраж.Учебная задача: выявить качество и скорость прохождения учащимися дистанцию в 2 км на лыжах, результаты развития физических качеств -силовой выносливости.Организация игры и ее проведениеИгра проводится индивидуально - групповым методом.Игра 2 Самоконтроль учащегося. Тема: Особенности развития физических качеств у учащихся.Учебные задачи: выявит исходный уровень развития физических качеств и провести анализ регулирования физической нагрузки на занятиях физической культурой.Ведется коллективное обсуждение результатов взаимоконтроля и разбор ошибок. Участники игры обсуждают полученные собственные результаты, а так же остальных участников. Ведется групповая мыследеятельность.Игра 3 предположение. Обсуждение результатов физической подготовленности учащихся. Таким образом обучающая игра, направленная на формирование умений сочетать контроль и самоконтроль- это особый метод и форма организации учебной деятельности, характеризующая наличием педагогических и игровых целей и задач. Самоконтроль помогает занимающимся физическими упражнениями и спортом лучше познать самого себя, приучает следить за собственным здоровьем, прививает грамотное и осмысленное отношение к занятиям физической культурой.Вывод Таким образом, достоверно подтвердилась эффективность разработанных игр, с применением дневников самоконтроля направленных на формирование сочетать контроль и самоконтроль у учащихся при развитии физических качествВыводы Спасибо за внимание