Технологическая карта урока Если в слове две безударные гласные


Школа: МБОУ Ульяновская СШ
Класс: 3
Учитель: Алёшина Любовь Николаевна
Предмет: РуРуРсский язык
Тип урока: усвоение новых знаний
Технологическая карта урока
Тема: Если в слове две безударные гласные.
Цель: обогатить детей способами проверки безударных гласных в корне слова.
Задачи: повторить способы решения орфографической задачи при наличии одной безударной гласной в словах;
организовать перенос известных способов решения орфографической задачи в условиях наличия двух безударных гласных в словах: нахождение двух проверочных слов, использования для проверки исторического корня;
мотивировать на работу с этимологическим словарём.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в учебнике.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения высказывать своё мнение.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Оборудование: мультимедийные проектор, карточка алгоритма, смайлики, презентация
Ход урока.
Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД I. Организационный момент. Мотивация.
-Ребята, давайте возьмемся за руки и образуем круг дружбы. Что вы ощущаете через общее рукопожатие? Это вам поможет в работе на уроке
- Ребята, на столе у вас лежат конверты со словами. Правильно расположите слова, чтобы получилось предложение, и вы узнаете эпиграф к нашему уроку.
Мало уметь писать, надо уметь думать и рассуждать.
- Как понимаете? Назовите слова, в которых букв больше, чем звуков. Дети встают в круг, держатся за руки, закрывают глаза. «Мы ощущаем руку друг друга»
работа в парах
составляют из слов эпиграф
К: договариваться и приходить к общему решению, работая в паре ∙˅
сл.1
II. Введение в тему. Постановка задач урока.
- Над чем нам предстоит сегодня думать, определите сами. Какое сейчас время года? Посмотрите, какой замечательный снеговик у нас в гостях. Он принес нам зимние слова.
З…ма, сн…жок, сн…гирь. х…л…да, р…бина, к…ток.
-Чтобы их правильно написать, что надо сделать? Давайте ответим на вопросы:
Чтоа,о,и,е,яГденадо проверятьв корне
Какизмен. слово
Чемударением
- Заполните таблицу «Я знаю, я умею, я могу»
В начале урока В конце урока
1. Мне известна орфограмма «Безударная гласная в корне слова» 2. Я знаю правило проверки безударной гласной в корне слова3. Я умею проверять безударные гласные в корне слова4. Мне известны 4 способа проверки безударной гласной - У кого не все знаки «+»? Чего вы не знаете или не умеете?
- Какие же задачи поставим сегодня на урок?
отвечают , что работать придётся над написанием БГ в корнях слов
заполняют таблицу (колонку «В начале урока»)
учащиеся ставят задачи
П: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);
Р: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; ∙˅
III. Чистописание
- Но вначале, как всегда, минутка чистописания.
- Сегодня на уроке повторим написание букв, которые в данных словах обозначают орфограммы БГ (а,е,и,о,я). Посмотрите и определите закономерность их написания.
- Пропишите всю строчку.
- А для чего мы на каждом уроке тренируемся в написании букв? определяют буквы,
прописывают строчку строчных букв в прямом и обратном следовании их в алфавите сл.2
IV. Работа над темой урока
1. – Вернёмся к нашей орфограмме.
- А как вы определили, какие орфограммы пропущены в данных словах?
- Каким же образом проверяли орфограмму БГ в словах?
изменение формы
подбор однокоренных слов
словарь (посмотреть , запомнить)
- А всеми ли этими способами пользовались в начале урока, когда определяли букву для минутки чистописания?
2. – Посмотрите ещё раз внимательно на эти слова.
- Ребята, какое слово лишнее среди данных слов?
- Почему?
- А как же быть, если в слове 2 БГ?
-Сформулируйте тему урока.
-А чему мы должны научиться?
- Вот над такими словами, которые содержат 2 БГ нам и предстоит сегодня поработать
- Потренируемся в написании таких слов.
-Поработаем в группах и составим алгоритм проверки безударных гласных. Что изменилось в нашем алгоритме?
Выполним упр.с.98 №30 . Прочитайте задание.
-Будем выполнять с комментированием, пользуясь алгоритмом и опорной таблицей.
Подумай Докажи Напиши
Г…л…ва головы, головка голова
-Итак, ребята, как же можно проверить слово с двумя БГ в корне слова?
Физкультминутка «Снеговик»
- Какими способами проверки пользовались?
- Сколько же способов проверки вам известно?
- Но в начале урока какую задачу поставили? Может кто-то знает ещё один способ?
3. Словарная работа
– Попробуем определить ещё один способ. Поработаем со словарем. Расшифруйте словарное слово.
А Н М О У Р Л О Х Т Г К О Ч
С Г, С Г, С Г (молоко).
-А теперь отгадайте загадку:
Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое.
- Какая орфограмма в этом слове?
- Можно ли проверить данную БГ? Какой способ проверки можно выбрать?
- А как вы думаете, может ли нам что-то дать происхождение этого слова?
- Куда нам за помощью нужно обратиться?
- Посмотрите в этимологическом словарике учебника на с. 135
не поместили ли авторы учебника это слово?
- Так можно ли проверить слово корова?
- Что это за способ?
обращение к историческому корню
Напишите эти слова в смысловой закономерности, ответ обоснуйте.
- Итак, ребята, так какие теперь способы проверки БГ вам знакомы? Сколько их теперь вы знаете?
4. – Ребята, теперь вы знакомы с четырьмя способами проверки и все вы их можете использовать при написании слов с БГ в корне.
- Я думаю, что самостоятельная работа, которую вам предстоит сейчас выполнить, не доставит больших сложностей.
- Перед вами 2 вида карточек. Выберите себе карточку по душе, по силе.
жёлтая
Ф.И._________________________________________________
А О
Ж…РА М…ЛЧАТЬ СТ…РОЖИЛ ПОД… РИЛ Ш…ГАЕТ К…РМУШКА К…ТЁНОК ТР…ВА ГР…ЗОВОЙ Д…ЖДИ ЗЕЛЁНАЯ
ФИ ________________________________________________
Вставьте пропущенные слова. Подчеркните проверочные слова.
п…л…сатыйполоса, полоска, полосы
г…л…ваголовка, головы, головешка
м…л…доймолодые, молодость, молоденькийст…р…на стороны, стороной, сторонка
х…л…да холод, холодный, холодает
в…с…литьсявеселье, веселимся, весело

- А теперь проверьте.
- Какой вывод для себя сделали после проверки?
Развитие речи. Приём «Диаманта».
1гр. на тему «Зима»
2 гр. на тему «Лето»
3 гр. Задание»Лови ошибку!»
Текст. «Пришла зема. Выпал пушыстый снижок. Птичькам стало холадно. Покарми их!» (Проверка по слайду) называют правило проверки, проверочные слова
называют холода
отвечают, что в слове 2 БГ
отвечают, что нужно подбирать два проверочных слова
Работа в группах
Алгоритм.
Запись с ком-ем (4-5 слов). Остальные слова комментируют друг- другу по 2 слова.
Проверка в парах сменного состава.
Отвечают, что узнать ещё об одном способе
отгадывают загадку,
называют орфограмму
посмотреть в словарь
называют этимологический словарь
читают статью
Пишут: трава, корова, молоко.
отвечают на вопросы
выбирают карточку и сам. её выполняют
Проверяют по кальке
Проверяют по компьютеру (1 уч. работает на компьютере)
Работа в группах. Составляют приём «Диаманта». Зачитывают. М: умение анализировать языковой материал, обобщать и классифицировать;
Р: прогнозирование
К: договариваться и приходить к общему решению, работая в группе
П: знание способов проверки БГ в корне слова, умение писать слова с БГ в корне
Р: прогнозирование
Р: контроль по заданному эталону
плакат
∙˅
∙˅
∙˅
корова
∙˅
∙˅
сл.3
V. Итог урока. Рефлексия.
– Вот и подошёл к концу наш урок.
- Какие задачи поставили для себя в начале урока? Достигли ли цели?
- Закончите заполнение таблицы.
- Остались ли у вас минусы? Оцените свою работу на уроке.
-Какие задачи поставим на последующие уроки ?- Ребята, над словами с 2 БГ мы ещё поработаем на следующем уроке. отвечают на вопросы
заполняют таблицу Домашнее задание:
По выбору:
1. с.98 №31
2. выписать из учебника Литературного чтения 10 слов с БГ . Подобрать к ним проверочные слова