Урок-путешествие по русскому языку на тему Безударные гласные в корне слова


Урок – путешествие по русскому языку в 3 классе
Тема: Безударные гласные в корне слова.
Цель: Углубить знания учащихся о безударных гласных в корне слова. Формировать умение обосновывать написание слов с безударными гласными в корне; развивать умение распознавать в словах безударные гласные. Развивать память, речь, мышление. Воспитывать аккуратность, усидчивость, ответственность.
Оборудование: макет корабля, спасательный круг, сюжетные и предметные картинки, сигнальные веера.
Ход урока
Организационный момент.
Постановка целей и задач урока.
Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие на корабле, который пронесёт нас через весь урок к разным пристаням и островам, где мы с вами встретимся с разными заданиями, выучим законы орфографии, познакомимся со сказочными персонажами. Итак, приготовились к плаванью. Но для того, чтобы тронуться с места, завести этот большой корабль нам нужен капитан. Кто это будет? Капитан должен обладать следующими качествами: он должен быть смелый, уверенный, мужественный, отважный, решительный, героический. Все названные слова принадлежат одному человеку, все они близки по смыслу, а значит они синонимы.
Кого бы вы избрали капитаном? (Дети называют)
Теперь капитану предстоит, принимая корабль, выполнить первое задание. Необходимо в тексте, написанном на доске, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, объяснить их написание.
Капитан, капитан, улыбнитесь,
Ведь улыбка – это флаг корабля.
Капитан, капитан, подтянитесь,
Только смелым покоряются моря.
Назови, капитан, на какие правила встретились слова.
Капитан проверяет домашнее задание у свое команды(взаимопроверка парами).
Чтобы плыть на корабле мы должны купить билеты.
Что такое билет? (отвечает капитан)
Дети командно выполняют задания по билетам.
Теперь наш корабль, отплывая от берега, выходит в открытое море.
Что такое берег? (отвечает Серафимов)
Открываем наши «бортовые журналы» и начинаем работать.
КкГк гкКак
Словарь на букву «К» - корабль, капитан, капуста, кок (повар).
Наш корабль уверенно плывет по морям и океанам (рассказать все о предложении). Подчеркнуть подлежащее и сказуемое. Расскажите, как вы понимаете « С корабля на бал попасть» - о резком, неожиданном переходе из одной обстановки, ситуации в другую.
Вспомните поговорки и пословицы о корабле, запишите одну из них.
Против ветра и корабль не идет.
Не верь морю, а верь кораблю.
Лучше потерять якорь, чем весь корабль.
Разбитому кораблю любой ветер в корму.
Большому кораблю – большое плаванье.
Даже большой корабль может затонуть от маленькой течи.
Нам нужен мичман, который хорошо знает устройство корабля (звуковая схема слова «корабль»). Мичман рассказывает все о кораблях (Дыкин Иван).
Объясните написание слова «морям», попробуйте сформулировать тему урока, опираясь на данное слово.
Сообщение темы и задач урока.
Написание безударных гласных в корне слова.
Это курс нашего сегодняшнего путешествия. Здесь все будет самое увлекательное, загадочное, интересное.
Давайте вспомним, какие мы знаем безударные гласные.
А, о, и, е, я.
Подкрепляем правилом (напоминает капитан).
Если гласная одна, вызвала сомнение,
Ты немедленно ее ставь под ударение (дети повторяют).
Вся команда одевает униформу (выполняется задание карточка – штаны).
Мы приближаемся к «острову орфографии» (работаем с сигнальными флажками (веера букв)).
Мы плыли через моря и приблизились к реке, через реку переброшены мосты, по ее берегам росли деревья и цветы, дальше за рекой виднелись леса, за лесами – холмы и видны были поселения людей. Мы там гостили и нас напоили ключевой водой.
Выполняется командная работа, по карточкам, по рядам.
Река Цветы Водой
Моря Видны Гостили
Мосты Леса Волна
Берега Холмы МорскойРосли Селения Гроза
Три команды записывают в бортовые журналы один столбик слов с проверочными.
Появляется пират (он кидает записку в бутылке). Капитан дает ему спасательный круг.
Записка: Хачу к вам, сагласен на перемерие (исправляет ошибки капитан).
Сейчас соберемся в кубрике для того, чтобы познакомить пирата с нашей командой. Пират работает у доски.
Задание для пирата: допиши подходящие по смыслу слова
Чубатый (матрос), веселая (девочка), работящий (корабел), болтливый (боцман), смелый (капитан). Объясни орфограммы в словах.
Физминутка (проводит боцман)
Закрепление изученного материала. Остановка на «острове упражнений» (работа с учебником).
Командная работа с карточками.
На берегу (берег) растет сосна,
А рядом с нею – сосны.
Горит прекрасная звезда
А рядом с нею звезды.
А на траве (травы) лежит роса,
А рядом с нею росы.
Вот по траве спешит коса,
А рядом с нею косы.
Слуху вы не доверяйте-
Удареньем проверяйте.
Говорит капитан: диктанту нашему конец,
Кто не ошибся – молодец!
Наш корабль возвращается к пристани «школа №42, 3-А класс».
И давайте подведем итоги нашего путешествия.
Что интересного было на уроке? Чему научились? Какое выучили правило? Какие виды работы были использованы на уроке?
Мы возьмем немножко смекалки, добавим логики, пересыпем орфографией, выучим правило, поделимся знаниями и будем дорожить дружбой (дети на корабле по одной букве выкладывают слово «ДРУЖБА»).
Р ка
М ряМ стыБ регаР слиЦв ты
В дныЛ саХ лмыС ленияВ да
Г стили
В лнаМ рскойГр за