Психологическая поддержка детей во время адаптации.


Система психологической поддержки детей в детском саду
Система психологической поддержки детей в детском саду.
Содержание работы:
Адаптация.
1. Создание позитивной установки, положительного впечатления о детском саде.
- помощь детей старших групп, включение в общение игровых персонажей (элементы новизны, сюрпризные моменты) .
2. Формирование чувства уверенности в окружающей обстановке и с взрослыми.
- проведение развивающих игр: «Найди игрушку», «Чьи вещи», «Как пройти», «Птичка невеличка».
3. Сближение детей между собой и педагогом.
- использование игр: «Давайте познакомимся», «Чей голос», «Расскажи стихи руками».
4. Приближение жизни детей в группах к домашней обстановке.
- засыпание с любимыми игрушками, альбомы с семейными фотографиями, посещение детского сада родителями в любое время.
5. Налаживание более тесной связи с семьей.
- присутствие родителей на занятиях, прогулках, участие в играх; организация совместных праздников и развлечений с родителями.
6. Согласованность действий родителей и педагогов.
- соблюдение режима дня дома; соблюдение правил постепенного привыкания ребенка к детскому саду (сначала приход детей на прогулку, потом первая половина дня, на 9-й день из-за ослабления защитных сил организма дети остаются дома и т. д.)
Развитие навыков общения со сверстниками.
1. Умение общаться при помощи неречевых средств (мимики, пантомимики, жестов) .- использование игр без слов и без игровых атрибутов: «Добрые эльфы», «Птенцы», «Волны», «Муравьи», «Ожившие игрушки».
2. Умение устанавливать контакт с помощью речевых и неречевых средств (контакт глаз, комплименты, обращение по имени) .- применение психогимнастических упражнений: «Ролевая гимнастика», «Скульпторы»; использование игр: «Общий круг», «Сороконожка».
3. Использование вариативных речевых формул (слова приветствия, прощания, благодарности) .- игры на словесное выражение своего отношения к другим: «Комплименты», «Пожелания», «Добрые волшебники», «Конкурс хвастунов», «Клубок», «Цепочка слов».
4. Развитое умение оказывать эмоциональную поддержку и просить ее, понимать эмоциональное настроение другого.
- рассматривание иллюстраций, чтение сказок и рассказов и беседа по ним, драматизации сказок, как в роли актеров, так и в роли зрителей, сочинение сказок: «Сказка по- новому», «Салат из сказок», «Продолжи сказку».
5. Умение разрешать конфликтные ситуации и вести себя в них.
- проведение игр: «Волшебный магазин», «Сравнения».
6. Поднятие статуса «непринятых» детей в группе.
- психогимнастические упражнения и этюды: «Новая девочка», «Кот Васька», «Золушка», «Баба - Яга», «Соленый чай»; обучение навыкам саморегуляции: «Возьми себя в руки», «Врасти в землю», «Заряд бодрости», «Дыши и думай красиво», «Гора с плеч».
7. Организация межгруппового взаимодействия и общения.
- использование игр и упражнений на чередование напряжения и расслабления: «Шалтай – болтай», «Выдержанный человек»; организация совместных игр на развитие внимания к другим: «Общий круг», «Эхо»; развитие позитивной самооценки: «Горячий стул», «Копилка нороших поступков», «Мои достижения»; разработка системы поощрений и наград за успехи (аплодисменты, медальки, значки) .Личностно – центрированное взаимодействие с взрослыми.
1. Установление личного контакта с детьми.
- обращение к детям по имени в любой ситуации, занимание позиции на уровне глаз ребенка, использование тактильных прикосновений.
2. Владение навыками «ненасильственного» общения, язык принятия.
- улыбка, спокойное внимание, контакт глаз, ободряющий жест, ласковое прикосновение, поглаживание; исключение оценочности в общении; похвала, комплименты, согласие, сравнение с самим собой, отражение чувств ребенка.
3. Правильная тактика поведения в решении конфликтных ситуаций.
- избежание требований, нотаций, наказаний, иронических оценок, возмущений; использование предвосхищающих оценок, ориентация на детей (я думаю, что вы сами попробуете разобраться кто прав, а кто нет, дать понять ребенку, что независимо от поступка вы относитесь к нему хорошо; использование различных стратегий в разрешении конфликтов: стратегия на отреагирование, стратегия на переключение, стратегия на положительное подкрепление, стратегия на стимуляцию чувства юмора.
Создание условий эмоционально – психологического комфорта детей в детском саду.
1. Наличие правил, регулирующих поведение в детском саду.
- использование наглядных пособий, напоминания, записки и обсуждения, разработанная система санкций и поощрений.
2. Недопустимость интеллектуально – физических и психоэмоциональных перегрузок.
- предусмотренное время для индивидуальных контактов воспитателя с ребенком на основе неформального общения (беседа о чувствах, настроении) ; разгрузочные часы между занятиями высокой интеллектуальной и физической нагрузки; проведение в течении дня релаксационных пауз, упражнений и техник на снятие психоэмоционального напряжения; организация каникул с использованием игрового и сказочного сюжета.
3. Обеспечение смены видов деятельности
- введение в занятия «минуток шалости», «минуток смеха» и т. д.
4. Эмоциональная насыщенность и разнообразие.
- введение оздоровительных игр: «Цапля», «Скачки», «Скоморохи»; включение в деятельность игровых персонажей, использование подвижных игр, дидактических, пластических, сказок. 5. Соблюдение длительности пребывания на воздухе.
- экскурсии, оздоровительный бег, организация психотерапевтических прогулок.
6. Учет индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также врачебных диагнозов (ЗПР, СДВГ, ММД и т. д.)
- разделение детей по подгруппам по результатам диагностики и проведение с ними коррекционно – развивающих игр и упражнений на развитие различных форм ручной деятельности, тактильной чувствительности, на развитие психических процессов, координацию движений; посещение секций и кружков.
7. организация детского сна; комфортная организация питания.
- пение колыбельных песен, не принуждать ребенка есть.
Построение коррекционно – развивающей среды.
1. Создание возможности элиминации негативных эмоциональных состояний.
- наличие в группах «Уголков ярости» - дротики, боксерская груша и перчатки.
2. Наличие эмоциогенных зон.
- фотоальбомы, коллажи, выставки, наличие элементов культуры в среде – живопись и литература.
3. Наличие атрибутов и пространства для реализации потребности в движении.
- создание уголков здоровья в группах и оснащение их оборудованием: кегли, мячи, маты, мягкие модули. Для детей трех лет важно пространство для лазания, ползания, катания и активных игр.
4. Наличие в группах мест уединения и отдыха. Достаточная насыщенность развивающей среды, организованной с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
- игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций, формирования полноценного сенсорного восприятия (материалы различной фактуры). Игрушки для выработки моторных навыков, ловкости. Оборудование для занятия музыкой и ритмикой (шумелки, погремушки, трещалки). Психотерапевтические материалы (предметы – заместители, ворсистые шарики, мячи колючие). Конструктивное творчество и оборудование для рисования, лепки, вязания. Для детей четырех лет создан широкий спектр предметов для сюжетно – ролевых игр (атрибуты, предметы с выраженным функциональным значением). Для детей 5-6 лет важны атрибуты для игры со сверстниками. Материалы для разв