Урок Стихи, рождённые войной


Открытый урок в 7 классе по теме « Стихи, рожденные войной»
(Из опыта работы учителя русского языка и литературы Боровиковой Валентины Ивановны).
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок-презентация с применением групповой формы работы
Используемые технологии: информационно-коммуникационные технологии, развитие критического мышления через чтение и письмо
Цель: познакомить со стихами о Великой Отечественной войне, подготовить к созданию текста обращения (послания) для Школьной Книги Памяти; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения; пополнять словарный запас учеников.
Задачи:
Образовательная - формировать полноту, осознанность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность знаний; совершенствовать речевые навыки: умение вести беседу.Развивающая – формировать интерес к предмету; формировать мотивацию к дальнейшему изучению литературы; учить  анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать; развивать память, внимание;
Воспитательная – воспитывать культуру общения; любовь к жизни, веру в торжество добрых начал, уважение к защитникам Родины.
Методы и педагогические технологии: объяснительно-иллюстративный метод (рассказ с элементами беседы, демонстрация слайдов, аудио фрагментов); проблемный метод.
Формировать УУД:
- Личностные УУД: формирование волевых качеств личности на основе примеров из жизни поэтов; формировать познавательный интерес, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
-  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемые результаты:
– предметные – создание условий для интерпретации стихов о войне через знакомство с военной биографией поэтов; научить выявлять драматический и исторический смысл стихов, приемы анализа литературного произведения;
– метапредметные – создание условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции, выделение причинно-следственных связей в устных и письменных высказываниях; научить самостоятельно организовывать деятельность, работая с разными источниками информации;
– личностные – формирование духовно - нравственные качества личности на примере характеристики персонажей литературных произведений, воспитывать заложенные автором в литературных произведениях вневременные, непреходящие нравственные ценности, доброжелательность в различных коммуникационных ситуациях.
Методические приемы: работа в группах, чтение и анализ стихотворений, беседа, межпредметные связи (связь литературы с историей, живописью, музыкой).
Оборудование: мультимедийная презентация “Стихи, рожденные войной ”; подготовленная учениками выставка рисунков о Великой Отечественной войне; медиапроектор; памятка «Анализ стихотворения»; картина А.И.Лактионова «Письмо с фронта», Школьная Книга Памяти; книга «Назидание потомкам»; индивидуальные карточки – таблицы «Стихи, рожденные войной», карточки – вопросы для групп «Анализ – обобщение по стихам о войне».Ход урока
Организационный момент.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Звучит песня « Священная война »
- О чём эта музыка? (о войне)
- Какие чувства она вызывает у вас? (чувство гордости за народ, который отстоял свою независимость в борьбе с ненавистным врагом.)
-Чему же будет посвящён наш урок? ( произведениям о Великой Отечественной войне)
Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала для «открытия нового знания».
Создание проблемной ситуации:
-Вспомните, какие произведения о Великой Отечественной войне мы недавно прочитали. Кто их автор? (Е.Носов «Живое пламя», «Кукла»)
-Какие чувства вы испытывали при чтении этих рассказов?
-Действительно, эти короткие рассказы напоминают нам о нашем долге перед теми, кто в грозные годы Великой Отечественной войны защищал нашу страну от фашистов.
3. Постановка учебной задачи.
Метод постановки учебной задачи - подводящий к теме диалог.
- У меня в руках, я считаю, два важных документа – известная в Туве книга «Назидание потомкам» - воспоминания наших земляков-ветеранов. А второй документ – ещё не законченная Школьная Книга Памяти, в которую вложен труд и некоторых из вас. Здесь – небольшие рассказы о ваших предках – участниках Великой Отечественной войны.
- Какова же цель нашего урока? (учащиеся отвечают)
- Да, мы познакомимся сегодня с новыми произведениями о Великой Отечественной войне – со стихами, а я постараюсь вам помочь научиться создавать свои произведения. В этом вам, надеюсь, поможет наш урок…
- Ребята, у каждого из вас есть индивидуальная карточка – таблица и карточка для групповой работы «Анализ – обобщение по стихам о войне»(См. Приложение), первую карточку вы постарайтесь заполнить по ходу нашего урока. Этот материал поможет вам при выполнении задания в конце урока – каждый из вас постарается внести свой вклад в Школьную Книгу Памяти – вы напишете обращение или послание выбранному вами адресату.
- Итак, запишите тему нашего урока - «Стихи, рождённые войной». 1 слайд
Война не вмещается в оду,И многое в ней не для книг.Я верю, что нужен народуДуши откровенный дневник.
Семен Кирсанов, 1942г. «Долг»
2 слайд
Открытие нового знания.
- Сегодня на уроке мы познакомимся со стихами советских поэтов, прославляющих героизм, патриотизм, самоотверженность русского народа в борьбе с фашизмом. Надеюсь, что этот урок поможет вам понять, какой великой ценой была достигнута победа над коварным врагом. И пусть каждый из вас задаст себе вопрос: «А я смог бы поступить так?» ( 3 слайд ) и честно подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти тех, кто защищал Родину от коварного врага.
Надеюсь, что мы будем учиться у них беззаветной любви к Родине, смелости и достоинству, мужеству и стойкости, продолжим лучшие традиции старшего поколения.
- Почему мы обратились к этой теме?
(… и дополним нашу ШКОЛЬНУЮ КНИГУ ПАМЯТИ своими обращениями )- Кому же посвящены стихи?
(27 миллионам павшим, не вернувшимся с кровавых полей войны, посвящается! Славным ветеранам Великой Отечественной, выстоявшим, победившим, подарившим миру жизнь и счастье, посвящается!)- Кому ещё посвящается эта тема?
(- Поколению, вступающему в жизнь, посвящается!)
- Война… Какие ассоциации вызывает у вас это слово?
(Боль, страх, кровь, жертвы…)
- А положительные ассоциации?
( Победа, гордость, сила духа….)
- Прошли уже десятилетия с тех пор, как отгремели залпы Великой Отечественной войны, но память людей хранит подвиги, совершавшиеся день за днем все долгие годы войны. И сегодня мы говорим о подвигах поэтов, о поэзии, опаленной войной – о стихах, рожденных войной или воспоминаниями о ней.
- Таким образом, давайте уточним, чего вы ожидаете от этого урока? Что вам дадут знания о поэтах, писавших стихи о Великой Отечественной войне?
- Надеюсь, что он поможет понять ту боль, что перенес мир в годы Великой Отечественной войны; поможет вспомнить славных поэтов Великой Отечественной войны, выстоявших, победивших, вселявших надежду в народ, подаривших миру жизнь и счастье; поможет понять и увидеть, какой след оставила война в каждой семье; поможет выявить особенности поэзии периода Великой Отечественной войны и ее роль в грозные годы.- Да, война – это страшное испытание для всего народа, это испытание и для нашей литературы.
В первые же дни войны на фронт в качестве бойцов, командиров, корреспондентов ушло около тысячи писателей. (4 слайд) Для некоторых это была не первая война: для Николая Тихонова она была четвёртой, для Александра Суркова – третьей, для Константина Симонова – второй. Они с оружием в руках защищали Родину, разделяли страдания, опасности, лишения военных дней со всеми. Они создавали стихи, которые поднимали боевой дух солдат.
«С первых дней годины горькой, в тяжкий час земли родной » наши писатели встали в строй борцов за правое дело, разделив со своим народом его судьбу. Через песню, короткий рассказ, лирическое стихотворение они рассказывали главную правду о войне, о сражавшемся народе. Необычная сила патриотического воодушевления, владевшая поднявшимся на борьбу народом, выразилась именно в стихе. Стихи кричали с плакатов, их можно было увидеть на спичечном коробке, они мелькали на броне танка, мчавшегося в атаку, бросались дождём листовок из самолетного люка, пронизывали радиоэфир, стремились уместиться в газетной полосе рядом со сводкой информбюро. ( 5 слайд) Такие понятия, как Родина, Русь, Россия, Русское сердце, Русская душа, нередко вынесенные в заглавие художественных произведений, обретали невиданную историческую глубину, поэтическую объемность.
(6 слайд)
О, книга! Друг заветный! Ты в вещмешке бойца Прошла весь путь победный До самого конца. Твоя большая правда Вела нас за собой. Читатель твой и автор Ходили вместе в бой. (А.Сурков)
Русская литература периода Великой Отечественной войны стала литературой одной темы – темы войны, темы Родины. Стихи и песни звали русских людей на решительный бой с фашистами, укрепляя мужество защитников. Вместе со всеми показали героизм и самоотверженность и поэты, писатели. Более 300 писателей и поэтов пали смертью храбрых.
( 7 слайд) Среди них М.Кульчицкий, Н. Майоров, А.Гайдар, М. Джалиль, А. Алиш, И.Уткин, Ю. Крымов, А.Гайдар. “Они ушли, недолюбив, не докурив последней сигареты…” Жизненная позиция этих людей, их мечты и помыслы нашли отражение в стихах. На фронте они были не только военными корреспондентами, они были рабочими войны: артиллеристами, пехотинцами, летчиками, танкистами. Их оружием были и винтовка, и пулемет, и слово...
- Как вы думаете, какую роль играла в те суровые годы поэзия?
- Поэты почувствовали себя призванными поддерживать высокий патриотический подъем на фронте и в тылу, уверенность в победе, стойкость в преодолении всех выпавших на долю страны и народа испытаний.
- Ребята, вы дома читали стихи о войне. О чём же писали поэты в таких стихах?
(Поэты писали о самой войне во всей ее объемной полноте: о ее тяготах, сражениях, трагедии отступления на начальном этапе, о победных походах, о женщинах и детях на фронте, о партизанах…)
5.Реализация домашнего задания.
– Ребята, давайте послушаем, какие стихотворения произвели на вас большое впечатление. Постарайтесь прочитать выразительно. Можете прочитать наизусть. Слушая стихи, не забывайте заполнять ваши карточки.
ЧТЕНИЕ СТИХОВ УЧАЩИМИСЯ с краткой информацией о поэте или рисунке к стихотворению. (К уроку дети сами искали стихи о войне и могли подготовить по выбору или чтение наизусть, или выразительное чтение с листа – все выучили наизусть, но из-за недостатка времени не все были опрошены на данном уроке. Были подготовлены стихи: Т.Маршалова «День Победы», Б.Мохонько «Киев», П. Синявский «Дети войны», А.Барто «Война», В.Снегирёв «Война 41 года»; стихи «Беспощадные метуи войны», «Человек склонился над водой» и др.)- Как вы поняли это стихотворение?
-Какой образ войны представлен?..
(Учитель может дать дополнительную информацию: – М.Джалиль (1906-1944)
Муса Мустафиевич Джалилов - татарский поэт. В 1-ый же день войны добровольцем ушел в ряды действующей армии. В июне 1942г. На Волховском фронте был тяжело ранен и взят в плен. В концентрационном лагере вел активную подпольную работу, за что был брошен в фашистскую тюрьму Моабит. В тюрьме создал цикл стихотворений. В 1944 г. Казнен моабитскими палачами. Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. (Стихотворения “Платок”, “Без ноги”. – К.Симонов (1915-1979)
Константин (Кирилл) Михайлович известность как поэт и драматург приобрел еще до войны. Когда в июне 1941года началась война, Симонов, как и многие другие писатели и поэты, отправился на фронт, был военным корреспондентом. За выполнение боевых заданий, за личное мужество, бесстрашие Симонов в годы войны был награждён орденом Красного Знамени, двумя орденами «Отечественной войны I степени»...)- Стихотворения Константина Симонова «Жди меня» и Алексея Суркова «В землянке» – это «души откровенный дневник». Написанное во время войны стихотворение “Жди меня” стало широко известным, его переписывали солдаты и посылали в письмах своим любимым.
-Давайте послушаем это стихотворение (читает ученица Петрова Валерия).
Стихотворение «Жди меня» является символом верности разъединённых войной людей. Это стихотворение выражает общее чувство для миллионов людей. Это был крик души. На фронте эти стихи вырезали из газет, переписывали и с ними шли в бой.
- Вернемся к вопросу: для чего была нужна поэзия на войне?
(Она связывала воюющих и оставшихся в тылу. Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь Родину, а тебя любят и ждут, давала силы воевать и верить в победу.)- У вас на столах есть стихотворение К.Симонова «Жди меня». Попробуйте найти в тексте ответ на вопрос, почему поэт обращается со страстным призывом «только очень жди»?
(Поэт обращается с призывом для того, чтобы чувствовать сильную поддержку, ему нужна вера, что всё хорошо закончится.)
- Найдите строки, где автор выражает надежду на то, что ничто не должно поколебать веру любимой?
(Жди, когда наводят грусть жёлтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут...)
- Да, ни погода, ни настроения окружающих не должны поколебать эту веру.
- Во что верит автор, когда просит ждать его, даже когда самые близкие – мать, сын, друзья – устанут ждать? (Автор очень верит в любовь, она сильнее дружеских и родственных чувств.)
- Автор этого стихотворения сам объясняет, что кроется за словами «всем смертям назло»...
- Какая главная мысль пронизывает всё стихотворение? (Мысль – надеяться, ждать, вопреки всему.)
- Почему это стихотворение стало близким каждому солдату на поле боя, в тылу врага, в военном госпитале, каждой женщине – матери, сестре, любимой? (Потому что оно написано простым, понятным всем языком.)
- Почему же прозвучавшие стихотворения и другие стихи поэтов оказались так необходимы людям: и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?
(Наверное, поэзия оказалась необходима людям, потому что она обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду. Поэзия не боялась правды, даже горькой и жесткой. Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу.)- Как вы думаете, в чем значимость поэзии периода Великой Отечественной войны?
(Война изображается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть и неимоверно тяжелая:“Бой идет святой и правый,9 слайдСмертный бой не ради славы,Ради жизни на земле…” )6.Работа по картине Лактионова А.И. «Письмо с фронта» 8 слайд
- Ребята, вам знакома эта картина? Кто герои этой картины? Как вы думаете, какие стихи близки этой картине? Чем объясняется это сходство? ( И поэзия, и живопись отражают реальные события)
- А кто, по-вашему, главный герой поэзии, опаленной войной?
( Герои поэзии военного времени - это и русские воины-освободители, и простые труженики тыла, это и дети, то есть все те, кто боролся с врагом.)
- Ещё нужно отметить, что это были люди разных национальностей, выдержавшие суровые и тяжелые испытания, выпавшие на их долю.
- Во фронтовых условиях межнациональное общение стало особенно тесным, а дружба народов - еще более прочной. Писателями раскрывались те духовные ценности, которые рождались в совместной борьбе против фашизма.
Тема всенародного подвига вдохновляла поэтов старшего поколения (Максим Рыльский, Павло Тычина, Янка Купала, Джамбул Джабаев, Георгий Леонидзе и другие) и совсем молодых, чьи поэтические голоса окрепли в годы испытаний (Максим Танк, Кайсын Кулиев, Аркадий Кулешов и другие). 10 слайд Сознание справедливости борьбы с фашизмом цементирует силы людей всех национальностей. Эстонский поэт Ральф Парве в стихотворении “На перекрестке” (1945) выразил мысль о боевом содружестве на огненных перекрестках Великой Отечественной.
-Давайте послушаем эти строки в исполнении ученика Кыргыса Артыша:
Мы из разных собрались дивизий. 11 слайд
Вот латыш – Москву он защищал,
Смуглый уроженец Кутаиси,
Русский, что махоркой угощал,
Белорус и украинец рядом,
Сибиряк, что шел от Сталинграда,
И эстонец… Мы пришли за тем,
Чтобы счастье улыбнулось всем!
- О борьбе против общего врага заявляли и другие национальные поэты. Узбекский поэт Хамид Алимджан в стихотворении «Россия» (1943) писал:
О, Россия! Россия! Твой сын, а не гость я.
Ты – родная земля моя, отчий мой кров.
Я – твой сын, плоть от плоти твоей, кость от кости, –
И пролить свою кровь за тебя я готов.
- Идеи дружбы народов вдохновляли и татарского поэта Аделя Кутуя:
Я русскую столицу берег.
Чтобы жила татарская столица.
Грузинский поэт ГЕОРГИЙ ЛЕОНИДЗЕ:
Братских призывов разносится гул,
Степи зовут, отвечают вершины,
Кличет из Казахстана Джамбул,
Слышен из Киева голос Тычины.
Янки Купалы грохочет строка,
Юношеским огнем полыхает.
Вижу - поэт провожает войска,
Руки с надеждою вслед простирает.
Июнь 1941 Перевод с грузинского Э. Ананиашвили
- Тувинские поэты тоже не остались в стороне от этих грозных событий. Ведущее место заняла агитационная тематика. Темы плакатов такие: «Все силы на разгром врага!», « Все для фронта!», «Победа советского народа будет также победой тувинского народа. Порой лаконичные сюжеты сопровождались стихотворными текстами. В этом отношении характерен плакат «Теплую одежду – бойцам Красной Армии», выпущенный в 1941 году со стихами С.Б. Пюрбю:(12 слайд)
На фронт посылайте, друзья-патриоты,
Шарфы, полушубки, овчины, пимы.
Пускай всенародная наша забота
Согреет бойцов средь холодной зимы.
Тувинские поэты старшего поколения не могли оставаться в стороне. В 1941 году народный поэт Степан АгбановичСарыг-оол написал балладу «Вернешься с победой», посвященную теме войны. Каждый гражданин Тувинской Народной Республики, даже дети, старался чем-либо помочь Красной Армии. Со всех концов земли тувинской красные обозы шли день и ночь. Патриотическое стремление тувинского народа поддержать Красную Армию всеми силами отразил известный поэт Сергей Пюрбю в эпическом стихотворении «Красный обоз»:
Я повстречал обоз, его степенно вел
На паре вороных седой старик.
Спросил я старика, откуда и куда,
Куда и что везет его большой обоз.
Он важно погасил тувинской трубки жар,
И, трубкой проведя по горизонту, вдруг:
«Я к Родине любовь огромную везу
И ненависть к врагу – народную грозу.»И крепко старику я руку тут пожал,
И долго тот обоз взглядом провожал…
Многие тувинские добровольцы боролись на Украине. С. Сарыг-оол писал о них в стихотворении «Вечная Слава» (перевод С. Гудзенко):(13 слайд)
…И родители ждут, и друзья
И никак не дождутся солдата…
На Украине ласковой, там
Где окончился путь твой солдатский,
Головою к Тувинским хребтам
Ты в могиле покоишься Братской.
Город Ровно тебя приютил,
По тебе украинки рыдают,
И венки у солдатских могил
Полыхают и не увядают
Ты врага переспорил в бою,
Имя предков навеки прославил
Охраняем мы славу твою
Ту, которую внукам оставил.
Написано стихотворение в 1945 году.
- Что же является главным, общим для поэтов, писавшим стихотворения о Великой Отечественной войне?
(Любовь к Родине, её будущее, тема памяти)
- А каково ваше отношение к этой трагической странице в истории нашей страны?
( На этом уроке ученик Ярешко Саша сказал:- Мои чувства очень сходны со словами из стихотворения:
Я знаю, никакой моей вины в том, что другие не пришли с войны, В том, что они – кто старше,Кто моложе – остались там,И не о том же речь,Что я их смог, но не сумел сберечь…Речь не о том, но все же, все же, все же…).7.Самостоятельная работа в группах: Краткий анализ – обобщение по услышанным от одноклассников стихам (опираясь на свою таблицу) – выступает 1 человек от группы.
(Приложение 1.Карточка - вопросы для группы (Учащиеся заранее выбирают старшего группы; вопросы являются примерными; ответ должен быть в виде небольшого монолога ученика, т.е. не нужно давать отдельные ответы на каждый вопрос)1.- Кто главный герой стихотворения? (Родина, солдат, жена, друг…)
2.- Какие чувства хочет передать поэт своим стихотворением?
3.- Как вы думаете, какие темы раскрывали поэты в стихотворениях о войне? Какие они находили слова?
(В стихотворениях о войне поэты писали о подвигах, о героизме, о мужестве, храбрости солдат, о сражениях, о победе, о горе, страданиях, приводили воспоминания о прошлом, возлагали надежды на будущее, звучала тема памяти.)
4.- Почему поэзия оказалась необходимой людям - и тем, кто был на фронте, и тем, кто был в тылу?
(Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, переживания, вселяла веру и надежду.)
- Жестокая, на пределе физических и духовных сил война была немыслима без духовного раскрепощения. И об этом тоже свидетельствует поэзия. Сначала предполагалось, что солдат - это всегда герой, готовый безрассудно умереть в любую минуту, защищая Родину. Теперь, перед лицом большой беды всё видится иначе: и смерть, и жизнь, и любовь. Пережитое на войне подталкивало поэтов к предельной искренности.
- Какие выразительные средства помогают читателям понять поэтов? (Эпитеты, метафоры, восклицательные предложения, ряды однородных членов.)
- Как вы думаете, для чего мы сейчас обращаем внимание на эти средства? (Это необходимо для обогащения нашего словаря, для создания текста обращения в Книгу Памяти.)
- Как Вы считаете, чем поэзия помогала на фронте? (Опираясь на услышанные стихотворения, можно сказать, что стихи поднимали дух бойцов - и напоминанием о родных местах, и юмором, сохраняли веру в победу над врагом…)
- О чем заставляют нас задуматься стихи о Великой Отечественной войне?
- Ребята, как Вы считаете, в чём сейчас нуждаются ветераны войны?
(… во внимании)14 слайд
8. Творческая работа. ЗАДАНИЕ ГРУППАМ:
- Попробуйте, опираясь на полученные сегодня знания, написать обращение или послание к своим ровесникам, к ветеранам, к поэтам, к жителям другого государства… Каждая группа выбирает одного адресата, но послание пишут все учащиеся. Не забывайте, что вы можете использовать строчки из понравившихся стихов. Лучшие работы войдут в Книгу Памяти.
ЧТЕНИЕ УЧЕНИЧЕСКИХ ПОСЛАНИЙ, обращений.
9.Обобщение нового знания.
- Давайте вернёмся к эпиграфу нашего урока:
Война не вмещается в оду,И многое в ней не для книг.
Я верю, что нужен народу Души откровенный дневник.
Семен Кирсанов, 1942г. «Долг»
- Прочитайте его, ответьте на вопрос: что представляют собой лирические стихотворения военных лет? Запишите вывод в тетрадь. (Стихотворения военных лет представляют собой лирический дневник, исповедь солдата. Это мысли всех людей военного времени, выраженные в стихотворной форме.)10. Рефлексия (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
- Итак, какую задачу мы с вами ставили?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке и работу групп?( Мы поработали…. Особенно хорошо в нашей группе работал… Ещё хочется отметить хорошую работу …из другой группы)
- Сдайте, пожалуйста, индивидуальные карточки для оценивания.
- Ребята, всегда помните слова В.А.Сухомлинского: (16слайд) «От того, как относится человек в   годы детства  к  героическому  подвигу своих  отцов и дедов, зависит его  нравственный облик, отношение к общественным   интересам,  к труду  на благо Родины».(В. А. Сухомлинский)
11. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
- Сдайте, пожалуйста, индивидуальные карточки для оценивания.
Д.З.: (17 слайд) составьте вопросы для интервью об отношении к празднику 9 Мая, о военных фильмах, о стихах, посвящённых Великой Отечественной войне.
Приложение 2.
Индивидуальная карточка «Стихи, рожденные войной». (Ф.И. учащегося)
Автор, название стихотворения Главные образы стихотворения Тема стихотворения Дополнительная информация
Анализ – обобщение по стихам о войне:
- Кто главный герой стихотворения?
- Какие чувства хотят передать поэты своими стихотворениями?
- Как вы думаете, какие темы раскрывали поэты в стихотворениях о войне? На какие слова вы обратили внимание? - Какие выразительные средства помогают читателям понять поэтов?
- Почему поэзия оказалась необходимой людям - и тем, кто был на фронте, и тем, кто был в тылу?
________________________________________________________________________________
Анализ – обобщение по стихам о войне:
- Кто главный герой стихотворения?
- Какие чувства хотят передать поэты своими стихотворениями?
- Как вы думаете, какие темы раскрывали поэты в стихотворениях о войне? На какие слова вы обратили внимание? - Какие выразительные средства помогают читателям понять поэтов?
- Почему поэзия оказалась необходимой людям - и тем, кто был на фронте, и тем, кто был в тылу?