Конспект по теме Создание базы данных и запросов туристической фирмы


Конспект урока
Урок по теме: «Создание базы данных и запросов туристической фирмы»
Цели урока:
Закрепление, обобщение теоретических знаний учащихся о табличных базах данных, этапах их создания на компьютере, применение знаний на практике.
Задачи урока:
образовательные:
закрепление теоретических знаний, формирование практических умений по созданию баз данных;
развитие умения выбирать наиболее оптимальные записи полей
воспитательные:
– развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникационного общения, уверенности в собственных силах;
воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать;
профессиональная ориентация и подготовка к трудовой деятельности.
развивающие:
развитие навыков индивидуальной и групповой практической деятельности;
развитие коммуникационной компетентности у учащихся;
развитие способности логически рассуждать, делать эвристические выводы;
развитие приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение), памяти, логического мышления;формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний.
Здравствуйте ребята!
Сегодня мы начнем урок с проверки домашнего задания (выучить основные понятия). На ваших столах лежат пронумерованные конверты, возьмите конверт номер 1 . Вам дается 5 минут на решение этого теста.
Итак, закончили. Теперь обменяйтесь листами и проверьте знания ваших соседей.
Тема сегодняшнего урока: «Создание базы данных и запросов туристической фирмы».Цель урока: Создать базы данных. Убедится в том, что ваших теоретических знаний о базах данных достаточно для их применения на практике. Научиться пользоваться возможностями СУБД Access для создания баз данных. Выполнить запросы.
Продолжим учиться создавать базы данных мы будем, решая задачи, которые могут возникнуть в реальной жизни. Мы все очень любим путешествовать и часто нам приходиться обращаться в туристическое агентство, чтобы получить помощь в организации нашего отдыха. И сегодня мы с вами тоже побываем в роли сотрудников такого агентства и постараемся максимально удовлетворить потребности клиентов, обратившихся к нам в агентство за помощью.
Представим, что здесь находятся сотрудники двух туристических агентств. Сейчас вы разделитесь на 2 группы. Каждая группа должна разработать и создать базу данных, представить полученный программный продукт классу, защитить его, т.е. привести примеры задач, которые позволит решить созданная база данных, доказать, что ее структура достаточна для удовлетворения потребностей клиентов. Для формирования групп используем элемент случайности. Каждый из вас откроет конверт №2. Те, кому достались карточки с зеленым фоном, образуют первую группу, кому достались карточки с желтым фоном - вторую. А те, кому – синие , будут ревизорами.
Займите, пожалуйста, свои места. Учащиеся занимают места за столами, на которых стоят таблички «Группа 1», «Группа 2», ревизоры.
Ребята, вам предстоит выбрать директора, менеджеров и секретаря вашей фирмы. Я сегодня буду генеральным директором сети туристических агентств, которому и предстоит оценить работу своих филиалов. А помогать мне в этом будут ревизоры. Директора агентств, получите конверт с заданием. Конверт выбирается случайным образом. (Содержимое и внешний вид конвертов можно посмотреть в приложении 1 и приложении 2. Конверт представляет собой склеенный пополам лист А4, на одной стороне которого напечатаны на цветном принтере флаги стран мира, а на другой стороне находится информация для создания базы данных агентства. Информация подобрана таким образом, чтобы обучающиеся имели возможность расширить свой кругозор. Таким образом, повышается информативность учебного процесса. Обучающиеся могут не только продемонстрировать навыки работы с СУБД Access, но и подчеркнуть для себя дополнительную информацию о странах мира.)На работу в группах вам отводится 15 минут, 10 минут на защиту вашего проекта (по 5 минут для каждого агентства). Обратите внимание на доску, на ней написано примерное время работы на каждом этапе.
Слайд:

II. Работа в группах
Ребята определяют свои роли в агентстве. Разбирают предложенный им материал, анализируют, определяют, какие поля должна содержать база данных, их свойства. Ребята выбирают название и девиз своего агентства, воспользовавшись домашними заготовками. Все сотрудники уже получили бейджики. Секретари фирм их оформляют, используя соответствующее программное обеспечение на компьютере, распечатывают и раздают сотрудникам.
Обучающиеся занимают места за компьютерами и приступают непосредственно к созданию баз данных. Учитель, если есть необходимость, выполняет роль консультанта, корректирует направление работы.
Как правило, на первом этапе создания базы данных (создание структуры базы данных) принимают участие все члены группы. Определяются заголовки для полей, их типы, свойства. На втором этапе – ввод и редактирование данных – часть сотрудников фирмы оказывается свободными. Они приступают к формулировке возможных потребностей клиентов, задач, которые позволит решить создаваемая база данных (Например: клиент желает отдохнуть на горнолыжном курорте в Германии. Его интересует, какой отель может предложить фирма, стоимость номера, какие развлечения он может там найти, какие достопримечательности он может посетить…). III. В процессе работы обучающихся за компьютером проводится физкультминутка, гимнастика для глаз.
IV. Отчет групп.
Итак, начинаем отчет групп. Установим регламент для доклада каждой фирмы - 5 минут. Слово предоставляется первой фирме.
Один представитель группы (директор фирмы) занимает место за компьютером, к которому присоединен мультимедийный проектор, по сети копирует созданную группой базу данных. Проецирует ее на экран. Сообщает название своего агентства, девиз, постановку задачи, которая им досталась, и рассказывает о полученном программном продукте, приводит примеры задач, решаемых при помощи созданной базы данных. После этого остальные обучающиеся стараются сформулировать потребности, которые могут возникнуть у клиентов, но не сможет решить представленная база данных. В результате дискуссии возникают предложения по улучшению базы данных. Учитель, как генеральный директор сети туристических фирм, также принимает участие в дискуссии на равных с обучающимися, задает вопросы, представленные в презентации (приложение 3), оценивает работу сотрудников фирм. (Презентация в конце урока позволяет поддержать интерес к работе на высоком уровне. Презентация составлена таким образом, чтобы обучающимся пришлось активизировать мыслительные процессы, вспомнить знания, полученные на уроках географии, сопоставить картинку на слайде с информацией и определить о какой все-таки стране идет речь, чтобы правильно организовать запрос в БД и решить поставленную задачу)В ходе дискуссии ревизоры также производят оценку работу сотрудников фирм и в роли клиентов пытаются получить интересующую их информацию.
V. Подведение итогов урока
Итак, ребята, как вы думаете, достигли ли вы цели урока?
Действительно, базы данных туристических агентств вы создали, следовательно, цель урока достигнута. Тема «Создание баз данных средствами MS Access» вами успешно усвоена. Сегодня вы познакомились с работой туристических агентств. Вы побывали директорами, менеджерами, секретарями и ревизорами туристических агентств. Вы смогли ответить на все возможные потребности клиентов. И сегодня я, как генеральный директор туристических фирм, очень довольна работой своих сотрудников. С чем я вас поздравляю и благодарю за прекрасную работу. (Учитель озвучивает полученные за урок оценки. Как правило, на уроках такого типа все обучающиеся получают оценки «отлично»)