Статья Ворожейкиной М. Создание видео-уроков по начальному курсу математики в программе CamtasiaStudio


Создание видео-уроков по начальному курсу математики в программе CamtasiaStudioВорожейкина М.
В настоящее время применение информационно-коммуникационных технологий (далее по тексту – ИКТ) широко используется в системе обучения как начального общего образования, так и образования в целом. С использованием ИКТ на уроках в связь «учитель-ученик-учебник» вводится дополнительное звено – компьютер. Компьютер в некотором смысле может заменить звено «учебник», если использовать его в качестве учебного пособия.
Одним из элементов электронного пособия является видео-урок.
Видео-урок как наглядное пособие на уроке создается с помощью двух программ: MicrosoftPowerPointи CamtasiaStudio. Для успешной работы с этими программами важно знать алгоритм выполнения работы при подготовке проекта.Важно отметить, что согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы является активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. Именно поэтому важно использовать в обучении младших школьников ИКТ, в том числе и на уроках математики.
Современный урок в школе невозможно представить без использования ИКТ. Согласно новому словарю методических терминов и понятий Азимова,
ИКТ – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.
Как отмечают Е.И. Виштынецкий и А.О. Кривошеев в своей работе, использование применяемых в сфере образования ИКТ должно ставить своей целью реализацию следующих задач, таких как:
• поддержка и развитие системности мышления обучаемого;
• поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;
• реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.
Икт можно структурировать по типу информации:
• электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);• электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);• электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);
• электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);
• электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).Преимущество интерактивного обучения перед стандартными средствами практически ни у кого не вызывает сомнения. Видеоматериал легче усваивается, поскольку все действия наглядно представлены и часто, к тому же, сопровождаются "закадровым" текстом. Кроме того, видео всегда можно просмотреть заново, если при первом просмотре что-то не было понятно. Наконец, интерактивное занятие в случае необходимости можно всегда приостановить на какое-то время, а затем продолжить его с того же места. Интерактивные видео-уроки, представляющие собой описание выполнения какой-нибудь задачи, сделанное в виде презентации, сегодня пользуются большой популярностью.Для того чтобы создать обучающее видео, необходимо выполнить захват экрана и сохранить результат в видео-файл. Для решения этих задач может помочь программа CamtasiaStudio, созданная компанией TechSmith.
Сфера применения CamtasiaStudio может быть самой разной. По заявлению разработчиков, программа может пригодиться, как минимум, в пятидесяти разных ситуациях. Ее можно использовать для создания интерактивных файлов справки, демонстрации новых возможностей программ, для записи демонстрационных роликов приложений и компьютерных игр и т.д.
Можно выделить несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе:
Мотивационный аспект
Содержательный аспект
Учебно-методический аспект
Организационный аспект
Контрольно-оценочный аспект
Для того, чтобы записать видео-урок нужно знать возможности программы КамтазияСтудио:
точная запись происходящего на экране, включая запись веб-камеры, звука, системных звуков;
добавление множества визуальных эффектов;
предварительное представление записанного;
добавление, вырезание, соединение и разрезание видеоклипов;
добавление и редактирование аудио;
добавление выразительности;
универсальные функции публикации;
сохранение готового видео в форматах AVI, SWF, FLV, MOV, WMV, RM, GIF и CAMV.
При просмотре видео-уроков можно познакомиться с основными теоретическими положениями, показать принцип разделения одного сложного задания на множество этапов. Математическое задание «визуализируется», к нему предлагаются иллюстрации, схемы, таблицы, графики, тогда оно кажется намного легче и понятнее.
Рассмотрим основные этапы процесса создания видео-пособия для урока.
На первом этапе работы составляется текст по одной из тем начального курса математики.
На втором этапе работы по тексту составляется презентация, настраиваются параметры перехода между слайдами, вносятся коррективы в сопровождающий текст.
На третьем этапе презентация вместе с голосовым сопровождением записывается в программе CamtasiaStudio с функцией захвата изображения и записи его в файл.
На пятом этапе записанный видео-файл сохраняется в форматах: WMV, MOV, AVI, M4V, RM. Если запись устраивает автора, то следует выбрать подходящее расширение для ролика и сохранить на компьютере в нужно месте. Сохраненный проект можно записать на компакт-диск или DVD.
Подводя итоги работы, можно констатировать, что в обучении целесообразно использовать электронные учебные пособия, так как они позитивно влияют на повышение качества образования учеников.