Урок по начальному курсу географии на тему Внутреннее строение земли (5 класс)


ФИО: Марьина АВ
Место работы: МОУ «Магистральнинская СОШ №2"
Должность: учитель
Предмет: география
Класс: 5
Тема и номер урока в теме: Урок № 6 в теме «Внутреннее строение Земли»
Базовый учебник: АА Летягин  География 5 класс. « Вентана -Граф» 2013
Цель урока:
сформировать представление учащихся  о грозном природном явлении землетрясениях, закономерностях  распространения землетрясений, о причинах его возникновения, признаках приближающегося землетрясения и способах выживания при этом природном явлении.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с новыми понятиями: очаг землетрясения, эпицентр, сейсмология, сейсмические области; рассказать о работе прибора сейсмографа.
Воспитывающие: воспитание бережного отношения к своей жизни и жизни других людей.
Развивающие: развитие мышления, памяти, пространственного воображения, логического мышления, развивать умения анализировать разные источники географической информации;
Тип урока:  . Урок первичного предъявления новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: учебник, атлас, картины, слайды, физическая карта полушарий; видеофильм «Землетрясения».
Структура и ход урока:
Технологическая карта урока.
Этап урока
(обязательные этапы урока) Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД Результат Коррекция
ЦелеполаганиеВ Невельске на Сахалине ощущались сильные толчки. Как сообщают очевидцы, на домах появились трещины, осыпались фасады. Земля вспучилась, высокие деревья падали как подкошенные. Куски земли непонятной формы двигались вверх и вниз, наклоняясь под всевозможными углами. Упало бетонное ограждение дороги, частично разрушены здания. Много раненых. Люди покинули дома, опасаясь повторных толчков.
Кто догадался
о чем пойдет речь?
Что в тексте вас навело на эту мысль?
Сформулируйте тему урока.
Для чего необходимо изучать человеку строение и движение земной коры?
О землетрясении
Земля вспучилась, деревья падали как подкошенные,. Куски земли непонятной формы двигались вверх и вниз.
Землетрясения
Выдвигают предположения о теме урока, планируют свои действия на уроке
Формулируют 1 задачу: Изучить грозное явление природы
Формулируют 2 задачу: Каковы причины землетрясений?
Формулируют 3 задачу: Как вести себя при землетрясении
Формулируют 4 задачу: Где встречаются землетрясения. Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.
Познавательные : формирование языковой догадки, воспринимать информацию на слух.
Регулятивные : принимать и сохранять учебную цель и задачи, целеполагание - постановка учебной цели и задачи; с помощью учителя определяют, что необходимо узнать на уроке,
Определяют тему и задачи урока
Проверка домашнего задания Видеофильм «Тектоника» Ребята что вы увидели в этом фрагменте (вещество мантии, земную кору, движение земной коры, строение земли)
1)Собрать конструктор: (магниты на доске)
Теоретик и практик Сравнить по толщине, строению и составу земную кору.
2). Фронтальная работа: Какие движения испытывает земная кора, результаты этих движений
3.) Показ на карте гор.
Мы ощущаем эти движения? (нет, они медленные.)
Материковая Океаническая
Осадочные породы Осадочные породы
гранит базальт
базальт Регулятивные: самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы;
Познавательные:
- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Логические:
- анализ, сравнение, синтез.
Коммуникативные :
слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.
Этап Усвоение новых знаний и способов деятельности
Самоконтроль, взаимоконтроль Звук землетрясения
Как вы думаете, что это? Для того чтобы объяснить это грозное явление мы отправляемся в одну из лабораторий Института земной коры Сибирского отделения РАН Слайд 1
Каждой лабораторной группе дается задание, результат исследования вы найдете в учебнике и должны его будете записать в свой журнал исследований
1 группа: Что такое землетрясение, причины землетрясений;
2 группа: что такое очаг и эпицентр землетрясения;
3 группа: где распространены землетрясения; дополнительный материал
4 группа: Что такое цунами;
5группа: Что такое сейсмология, прибор сейсмограф;
А теперь давайте подведем итоги исследований каждой лабораторной группы.
1 группа-
Определение, с каким процессом связано землетрясение. Продемонстрируйте землетрясение.
Почему происходит землетрясение? из-за движения земной коры (следствие), а почему происходят движения земной коры: (воздействие солнца, космоса, магнитные бури. добыча полезных ископаемых)
Физминутка Ребята, а вы не ощутили каких-то движений, что необходимо предпринять, если мы почувствовали толчки землетрясений сидя в классе на уроке.
2 группа -
3 группа -
4 группа -
5 группа -
Подводим итог работы лабораторий в институте земной коры Сибирского отделения РАН
Я прошу вас составить модель землетрясения (учащимся предлагается рисунок на котором необходимо отметить очаг, эпицентр, разместить формы рельефа)
Везде ли степень воздействия сейсмических волн одинакова?
Предположите, где она будет больше, а где меньше.
Для оценки степени воздействия сейсмических волн на жилые постройки разработана международная 12-бальная шкала. . (Шкала Рихтера). (по имени американского сейсмолога Ч.Ф.Рихтера, предложившего ее в 1935). 
Землетрясение - грозное явление природы силой 1 балл регистрируется только прибором, а человек не ощущает этих толчков, землетрясение силой 12 баллов приводит к огромным разрушениям.
Я прошу вас на нашей модели установить баллы интенсивности землетрясений
Каждой группе предлагается в своей лаборатории определить степень воздействия сейсмических волн по предложенной шкале.(каждой группе выдается цветная фотография землетрясения и шкала Рихтера)
быстрые движения земной коры?
Землетрясение
Опережающее задание:
сообщение об определении силы землетрясения:
1 группа: Землетрясение – это подземные удары и вызванные ими колебания земной поверхности.
-горообразование
--моделируют землетрясение с помощью города и слоев земной коры

2 группа: Очаг землетрясения  место в земных глубинах, где зарождается землетрясение,
где происходит разрыв, смещение горных пород.Эпицентр землетрясения  место на поверхности земли, над очагом.

3 группа: Показ на карте сейсмических поясов Мира.

4 группа: Цунами - длинные, сравнительно невысокие волны над очагом землетрясения Слайд
5 группа: Сейсмология. - наука о прохождении сейсмических волн в недрах земли.
Сейсмограф - прибор записывающий колебания грунта
Моделируют при помощи магнитов и надписей
На модели землетрясения учащиеся определяют местоположение баллов по шкале Рихтера
12-бальная шкала:
1-2 балла – Человек не чувствует изменений, только прибор.
3-4 балла – Наблюдаются небольшие движения люстр, звон посуды и т.д.
5-6 баллов – падают небольшие предметы, трещины на стеклах откалываются куски штукатурки.
7-8 баллов - отмечаются трещины на стенах каменных домов, трещины на сырой почве.
9-10 баллов – сильное повреждение разрушение каменных домов, деревянные дома кривятся, трещины в почве шириной до 1 метра.
11-12 баллов – грандиозное разрушение, не выдерживает ни одно сооружение, большое количество человеческих жертв. Познавательные:
- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
Логические:
- анализ, сравнение, синтез.
Регулятивные:
- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).
Общеучебные:
Моделирование,
выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Регулятивные:
- контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Познавательные:
-умение осознанно и произвольно строить высказывания.
Регулятивные:
прогнозирование
Информация о домашнем задании Открыли дневники записали домашнее задание
Параграф 9 стр 48, в школе географа- следопыта оцените силу землетрясений, описанных в рассказах, в конце параграфа вам предложены разноуровневые вопросы сделайте свой выбор, Желающим я предлагаю проект Цунами. Познавательные:
- умение структурировать знания
- оценка процессов и результатов деятельности
Регулятивные:
- волевая саморегуляция- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению