Развитие речи и коррекция нарушений звукопроизношения у старших дошкольников на музыкальных занятиях с использованием элементов логоритмики, логоритмических упражнений


Развитие речи и коррекция нарушений звукопроизношения у старших дошкольников на музыкальных занятиях с использованием элементов логоритмики, логоритмических упражнений
Ребенок рождается, не умея говорить. В процессе своего развития он должен овладеть языком, на котором говорят окружающие его взрослые, научиться пользоваться устной, а затем письменной речью.
В детском саду речевому развитию детей уделяется большое внимание. Занятия по развитию речи обогащают словарь, развивают звуковую культуру речи и связную речь, формируют грамматический строй. Играя, наблюдая, общаясь, слушая, воспринимая, ребенок, при правильной и целесообразной помощи взрослых, обогащает свою речь, учится разговаривать, при этом повышается уровень речевого развития, формируются личность ребенка, его волевые качества, характер, взгляды, убеждения.Однако в настоящее время проблемой дошкольного детства является увеличение детей с речевой патологией. Речь у многих детей нечеткая, монотонная, маловыразительная, нарушена дикция, смазано звукопроизношение, наблюдается искажение и замена звуков и слогов в словах, пропуск или замена предлогов и пр. Вместе с тем в разной степени нарушена общая моторика и тонкие движения пальцев рук.
Система музыкальных занятий в детском саду предполагает интенсивное развитие музыкальных способностей дошкольников. Для воспитанников с нарушениями в развитии речи особенно важно развитие музыкальных способностей на музыкальных занятиях. Как правило, такие дети отстают от сверстников и в музыкальном развитии: аритмичность, плохой мелодический слух и музыкальная память, интонационная выразительность. Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств.
Речь – не врожденная способность, она формируется постепенно. К 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т.д. . Особенности речевого аппарата детей с нарушениями речи заключается в вялости лицевых мышц, зажатости нижней челюсти. Это зачастую усугубляется зажатостью плечевого пояса, что в значительной мере затрудняет выработку правильного певческого дыхания.
Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Не каждый ребенок имеет возможность посещать специализированное дошкольное учреждение или логопедическую группу.
Логоритмика является одним из эффективных видов работы над развитием речи и её коррекцией. Она способствует развитию ритмического чувства, а также нормализации и регулированию темпа и ритма высказывания. Основополагающий принцип логоритмических упражнений – взаимосвязь речи, музыки и движения.
В результате соединения речи с движением создаются устойчивые связи трудно дифференцированных «видимых» движений (рук, ног, пальцев) с аналогичными «невидимыми» движениями артикуляционного аппарата. Наличие этой связи позволяет контролировать артикуляцию, дыхание, просодику по качеству выполнения движения «крупной» и «мелкой» моторики.
Музыка является организующим и руководящим началом на музыкальных занятиях с элементами логоритмики. Впервые методические рекомендации по их проведению были разработаны В.А. Гринер, которая отмечала, что «музыкальный ритм как организующий момент, лежит в основе метода» (Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. М., 1958). Музыка используется для упорядочения темпа и характера движения ребенка, развития мелодико-интонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение. Для повышения эффективности работы лучше подбирать знакомую и интересную детям музыку, с простой ритмической структурой и чёткой фразировкой.
Одним из начальных приёмов работы над постановкой и автоматизацией звуков является артикуляционная гимнастика. Выполнение артикуляционных музыкальных комплексов способствует не только осуществлению серий движений, но и формирование навыка переключения с одного движения на другое в разных темпах и ритмах.
Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание логоритмических упражнений изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Построение их в форме пальчиковой гимнастики, логопедических распевок, игр создает доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей, познавательный интерес и внимание, активизирует речь. Сюжетно-тематическая организация занятия наиболее соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются возможности детей координировать свои движения. В результате знания лучше усваиваются.
Музыкальные занятия с элементами логоритмики направлены на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают нравственно-эстетические и этические чувства.
Музыкальное занятие включает следующие элементы логоритмики:
логопедическую гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц, органов артикуляционного аппарата;
чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
пальчиковую гимнастику для развития тонких движений пальцев рук;
упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
фонопедические упражнения по методу В.В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания, логопедические распевки;
песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;
музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Структура занятия не может включать все перечисленные элементы. Последовательность ознакомления со звуками можно варьировать. Общеразвивающие упражнения должны соответствовать возрастным особенностям детей.
Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учёт его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.
Таким образом, систематически используя на музыкальных занятиях элементы логоритмики решаются следующие задачи:
Развитие слухового внимания
Развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха.
Развитие фонематического слуха.
Развитие пространственной организации движений.
Развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики.
Формирование и развитие кинестетических ощущений.
Воспитание выразительности и грации движений.
Воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое.
Формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.
Развитие физиологического и фонационного дыхания.
Развитие певческого диапазона голоса.
Развитие чувства ритма.
Воспитание умения определять характер музыки, согласовывать её с движениями.
Воспитание умения перевоплощаться.
Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков.
Воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением.
Формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.