Методический доклад Работа над техникой в классе аккордеона в разные периоды обучения


МБУ ДО «Детская школа искусств № 1»
Советско-Гаванского муниципального района
Хабаровского края Савиных Ирина Владимировна
Работа над техникой в классе аккордеона в разные периоды обучения
В процессе музыкального обучения в ДШИ учащиеся приобщаются к искусству через способность его восприятия и осознания, а также непосредственно в процессе обучения на музыкальном инструменте. Формирование технических и музыкально-художественных качеств учащихся в процессе обучения игре на инструменте являются основой композиционного музыкального обучения и воспитания.
Одна из важнейших сторон комплексного развития способностей в музыкально-испол-нительском обучении - своевременное и целенаправленное развитие техники. Даже если ученик обладает хорошими профессионально выраженными художественными способностями и преодоление технических трудностей у таких учеников в произведении сливается в образно-вы- разительном истолковании музыки, всё же часто возникает необходимость проработки малоудобных в техническом отношении эпизодов. Систематическая работа над этюдами, гаммами, ар-педжио является обязательной стороной комплексного развития техники.
Основная цель технического развития - обеспечение условий, при которых технический аппарат будет способен лучше выполнить необходимую музыкальную задачу. Связь технической работы с художественными задачами стимулирует появление положительных эмоций и способствует более успешному освоению технических трудностей. Преодоление технических трудностей - одно из основных условий безостановочной и выразительной игры, а также свободы в исполнении.
Постановка исполнительского аппарата является одной из главных сторон подготовки учащегося и исполнительской деятельности. Неверные навыки, приобретённые в начальный период обучения особенно устойчивы. Большое внимание необходимо уделять технике исполнения штрихов: легато, стаккато, более полному раскрытию художественного содержания произведения. Лучшим материалом для овладения штрихами являются гаммы и арпеджио. Работа над ними улучшает интонацию звукоизвлечения, развивает координацию движения пальцев, движения меха. Следует стремиться к лёгкому и свободному исполнению гаммы, арпеджио и аккордов в любых темпах, различными метроритмическими рисунками и штрихами в пределах полного диапазона инструмента. Для успешного технического развития учащегося необходимо помнить, что начало новой работы над новой темой не освобождает от контроля за закреплением предыдущего материала, поскольку большинство навыков усваивается на протяжении длительного времени, и как итог - ученик должен уметь контролировать результат своих действий. Существует несколько технических комплексов, подготовленных для исполнителей. Рекомендуется исполнять гаммы и арпеджио в комплексе следующими вариантами:
различными штрихами;
с изменением ритмической пульсации, используя элементы полиритмии;
интервалами;
аккордами, с использованием разновидностей тремоло мехом;
арпеджио трезвучий коротких, ломанных, длинных и их обращений.
Этот комплекс способствует развитию координации движений рук, двигательно-игровых навыков, выработке навыков слухового контроля, усвоению элементов полиритмии, отработке штрихов в дополнении к гаммам, необходимо применять специальные упражнения для выработки следующих навыков: взаимодействия, независимости, подвижности пальцев, быстрого перемещения кисти посредством движения запястья.
Обучение детей на аккордеоне связано с многочисленными проблемами. Педагогу необходимо ясно представлять, что помимо объективных трудностей, с которыми он сталкивается при решении задач начального обучения, необходимо искать способы, методы, приёмы, которые он будет применять в поиске индивидуального подхода к каждому ученику.
С первых этапов обучения все игровые приёмы, навыки должны быть обоснованы музыкальным выражением, а каждый музыкальный образ, характер звука связан с соответствующими игровыми движениями. В воспитании техники младших школьников освоение первоначальных навыков игры на инструменте посадка, приёмы звукоизвлечения предполагают естественность и рациональность движения руки и пальцев. Это -основа, без неё невозможно музыкальное и техническое продвижение ученика.
Знание аппликатуры и ориентировка в различных гаммах и арпеджио являются необходимой ступенью технического образования. Определённые, пусть ограниченные задачи, качество исполнения должны ставиться с самого начала. При освоении клавиатур любого клавишного инструмента должен действовать принцип – слух управляет движениями игрового аппарата, который в свою очередь корректирует работу слуха. Вертикальное расположение клавиатур препятствует визуальному наблюдению движений игрового аппарата, поэтому возникает необходимость формирования отчётливых представлений о строении клавиатур, «клавиатурных рисунках» уже на первом этапе обучения. Освоение клавиатуры можно начинать с игры небольших попевок по две-три ноты, пьес и попевок на основе этих позиций, с подбора по слуху и транспонированию.
Одно из упражнений в освоении клавиатуры – это освоение хроматичяеской гаммы. Игра упражнений на основе хроматической гаммы, способствует формированию целостного представления о строении клавиатуры аккордеона. Немаловажно и то, что хроматическая гамма является одним из самых простых упражнений в этапе представления «клавиатурного рисунка. Таким образом, хроматическая гамма, охватывая весь клавиатурный ряд, а, следовательно, и звуковысотный диапазон инструмента может рассматриваться как своего рода алфавит клавиатуры и является ключом к построению многих упражнений.
Параллельно с игрой упражнений освоение клавиатур происходит на основе художественного материала. И если последовательность формирования представлений в упражнениях идёт от двигательных к слуховым, то здесь именно слуховые представления, работа слуха в целом с самого начала занимает главенствующее место. При игре хроматической гаммы задача состоит в том, чтобы установить связь между слуховым восприятием поступательного полутонового движения звуков и соответствующим движением пальцев.
Овладение гаммами начинается тогда, когда процесс освоения становится для учащегося материалом для решения звуковых тембровых, динамических задач и он способен их решать. Немаловажное значение имеет темп исполнения. Не просто сыграть гамму правильными пальцами и без ошибок, а исполнить её быстро и так, чтобы она вызвала эстетическое удовлетворение. В работе над гаммами в средних и старших классах является улучшение качества исполнения, а не только стремление к быстрому темпу. Быстрая игра хороша, если она качественна и ни в коем случае не должна допускаться в ущерб ровности, хорошего качества звука и правильности движения. При разучивании гамм, арпеджио и аккордов нужно выбрать тембр, силу звука. Ученик должен быть всё время в работе.
Требования к учащимся 1-3 классов в техническом развитии - это:
посадка и постановка инструмента;
постановка левой и правой руки;
ритмическая чёткость исполнения;
самостоятельность пальцев;
динамика.
Требования к учащимся 3-4 классов:
стабильность исполнения;
беглость исполнения;
подвижность;
усвоение различных форм мелкой техники;
гаммообразное изложение;
короткие, длинные арпеджио.
Требования к учащимся 5-6 классов:
беглость и независимость пальцев;
звуковая ровность в гаммах;
метроритмическая чёткость пассажей;
усвоение различных видов техники (мелкой, крупной, аккорды, двойные ноты);
игра гамм;
короткие, длинные арпеджио.
Как же начинать работу над техникой?
Постоянно особое внимание уделяется гаммам, арпеджио, аккордам. Проверка их происходит путём специальных зачётов. Помимо технического продвижения ученика, значение гамм так же в том, что они развивают ученика в музыкальном отношении - дают более точные знания ма- жорно-минорной системы, воспитывают чувство ладотональности. Игра гамм и арпеджио преследует цели практического овладения системой квинтового круга, то есть умение слышать и играть в разных тональностях. Знание аппликатуры и ориентировка в различных гаммах и арпеджио является необходимой ступенью технического образования.
При исполнении гамм ученик обязан знать и уметь выполнять стандартную аппликатуру гамм. Выполнение точной аппликатуры в гамме воспитывает аппликатурную точность игры, поэтому педагог должен требовать выполнение аппликатуры при игре гамм. Также при исполнении гамм необходимо обращать внимание на два момента: спокойное подкладывание 1 пальца при смене позиций кисти и ровное текучее легато внутри позиции. Основная причина толчков неровной игры гамм- малая подвижность и напряжённость 1 пальца, поэтому необходимо развивать его ловкость, подкладывать его незаметно, готовя заранее.
Основная задача технического развития в средних классах состоит в том, чтобы рука ученика стала послушной и управляемой, и к процессу игры были подключены все части игрового аппарата.
Следующий этап технической подготовки - исполнение этюдов. Изучение этюдов может принимать различные формы, в зависимости от их содержания и характера учебных задач, которые необходимо умело подобрать, с учётом индивидуальных особенностей учащегося. При работе над этюдами необходимо обращать внимание как на технические, так и на художественные качества исполнений, так как этюды являются промежуточным звеном между учебно-тренировочным материалом и музыкально-художественным произведением.
Этюды не следует играть механически, без разбора, целиком: необходимо выбирать только то, что в данный момент нужно и полезно и избранные технические формулы применять в работе лишь в качестве вспомогательных средств. При игре этюдов необходим постоянный слуховой контроль упражняться без полной, глубокой сосредоточенности и внимания, сущности, бесполезно. Трудности преодолевать необходимо не путём механически бездумного повторения, а посредством познания технической неудачи и определения средств для её определения. Основной акцент делается не на механически-количественной, а на эстетически-качественной стороне упражнения, этюда. Это значит анализировать, обдумывать и изучать, приходить к принципам. Работать над этюдами нужно спокойно. При изучении этюда необходимо обращаться к разным приёмам работы. Сначала учится этюд в медленном темпе. Но медленное движение не порождает быстрое, хотя оно позволяет избегнуть многих неприятностей, в том числе и ненужных движений. Для работы в быстром темпе полезна методика, использующая ритмические варианты. Игра разными ритмами должна происходить при точном метре, первая сильная доля всегда должна быть на месте. Остановки дают возможность исполнителю психологически приготовиться к быстрому движению. Регулярность в занятиях - залог успеха в работе над этюдами и виртуозными пьесами.
Ежедневные упражнения исполнителя должны обеспечить не только развитие быстроты, ловкости и выносливости, но и расширение звуковой палитры. Думать надо не только об ударе пальца, но и о его отрыве. Никогда не следует напрягать руку, которая должна оставаться свободной от плеча до кончиков пальцев. Если возникают усталость, то следует отдохнуть или переменить вид упражнения. Упражняться можно в разных темпах, не совсем обязательно начинать с медленного темпа. Однако к медленной игре следует время от времени возвращаться даже после овладения той или иной технической формулой: медленная игра - необходимое профилактическое условие всякого упражнения. Полезно играть некоторые упражнения и этюды каждой рукой отдельно, особенно тому, кто ещё не имеет достаточных технических навыков. Материал ежедневных упражнений необходимо чередовать и изменять, внося в работу максимум разнообразия и фантазии.
Комплексы упражнений для разных исполнителей бывают различны, но в основу каждого комплекса положены общие принципы. Каждому исполнителю необходимо давать его упражнения. Выбор их должен прямо вести к цели. Особое внимание необходимо обращать на развитие пластичных, гибких движений при исполнении извилистой мелодической линии.
Работу над мелкой пальцевой техникой необходимо чередовать с аккордовой. Большое значение здесь имеют мышечные ощущения, возникающие в процессе игры: умение ощущать движение плеча, предплечья кисти, пальцев. Рука всё время должна сохранять лёгкость движения и облегчению руки после звукоизвлечения необходимо приучать начинающих исполнителей.
Необходимо уделять внимание точному, глубокому ощущению клавиатуры. Экономичность движений в приёмах извлечения звука вырабатывается на различных примерах и упражнениях. Кисть должна быть гибка и подвижна, пальцы беззвучно меняются, и в их подушечках возникает ощущение точной передачи клавиши. Затем на смену этому упражнению приходит упражнение на репетицию Далее идут упражнения на извлечение смежных звуков, которые помогают разрабатывать элементы трели. Скорость трели увеличивается за счёт изменений ритмических длительностей - восьмые сменяются триолями, затем шестнадцатыми.
В работе над техникой необходимо периодически использовать игру пассажей с различной ритмической группировкой. При игре пассажей разными ритмами пальцы должны быть особенно точно прилажены к клавиатуре. Особенная область технического мастерства - игра упражнений или мелизмов.
Упражнения на выработку пространственно-двигательных ощущений.
1.Игра одной и той же ноты в разных октавах. Данное упражнение есть не что иное, как упражнение на скачки. От одного звука до другого рука совершает дугообразное движение. Клавишу нажимает один и тот же палец.
2.Игра какого-либо интервала или трезвучия в разных октавах. Двигательные ощущения такие же, как и в предыдущем упражнении.
3.Игра всех интервалов от одного звука.
Техника исполнителя является предметом постоянной, настойчивой, кропотливой работы и подчиняется целиком художественной задачи, то есть средство воплощения содержания. Поэтому техникой необходимо овладеть, а значит, постепенно развивать и совершенствовать; техника нужна разным музыкантам \ различной степени и в разных формах. Общемузыкальное развитие стимулирует развитие техническое, так как более высокий уровень постановки музыкальной задачи требует более совершенных средств воплощения.
Технические навыки - это совокупность данных, включающих в себя художественные представления, мышечно-двигательные возможности и предрасположенность психики и развитию слуховых и метроритмических связей. Учащиеся-музыканты стремятся сыграть разучиваемую пьесу или этюд, или гамму наилучшим образом. Стремление к музыкальному совершенству не позволяет мириться с недостатками и рождает повышенную интенсивность в работе. Стремление добиваться заставляет размышлять.
Размышление рождает изобретательность в преодолении трудностей и своих недостатков.
Работа над музыкальным произведением вбирает в себя почти все процессы, связанные с исполнительством. Очень важно понять художественный образ произведения, то, что пытается передать автор через музыкальный текст, динамику, штрихи. Работа над музыкальным произведением является основным из этапов становления учащегося-музыканта как личности и индивидуальности. В исполнении произведения проявляется талант, мастерство, характер и индивидуальность исполнителя. Всё должно быть направлено на то, чтобы внимание было переключено на сложные моменты, а мышление - на охват нотного текста. Направление внимания на исполнение конкретного эпизода является первым условием успеха в работе. Большое значение в воспитании музыканта является правильное определение цели, расчленение большой цели на ряд мелких и ясное, чёткое представление о малой.
Начиная работу над музыкальным произведением, всегда важно помнить, что небрежность, невнимательность и неточность в игре искажают произведение. Ошибки, допущенные при разборе текста, могут быть заучены. Задача заключается в том, чтобы преодолеть технические трудности и свободно, без лишних физических напряжений исполнить произведение. Необходимо сконцентрировать всё своё внимание на представление конечного результата. При разучивании пассажа надо уметь выбрать наиболее трудно исполняемое место. Понять из чего складывается трудность. Осознать строение пассажа, если надо, разбить его на простые элементы и осваивать каждый элемент в отдельности. Многие пассажи состоят из различных комбинированных гамм и арпеджио. От регулярной работы над гаммами и арпеджио исполнительский аппарат обретает хорошую техническую форму и практически без долгого нудного тренажа готов к исполнению большинства из встречающихся подобного рода пассажей.
Некоторые понимают под техникой только то, что касается скорости, силы, чистоты и отчётливости исполнения. Техническое развитие - сумма средств, позволяющих передать музыкальное содержание. Желать страстно, активно - вот главное условие, необходимое для успешного технического развития. В работе надо постоянно проявлять настойчивость; не мириться с тем, что не получается, не отсиживаться за инструментом без желания и без мысли, а искать способы, облегчающие преодоление тех или иных трудностей, ставить перед собой музыкально-технические задачи, не успокаиваться, пока они не будут решены.
Список используемой литературы:
1.Б.В.Асадов.Избранные статьи о музыкальном просвещении - Москва, 2000
2.Баяни баянисты. Сборник методических рекомендаций. Часть 2. Составление и общая редакция Ю.Якимов - Москва, 1974
3.В.В.Журомский, В.Г.Заволоко. Методика обучения на баяне и аккордеоне
4.В.В.Журомский. Музыкальное образование на Дальнем Востоке России
'5. Методические рекомендации в помощь организации учебно-воспитательного процесса - Хабаровск, 1925
6. Г.Л.Низовский. Современное народно-инструментальное исполнительство Приморья - Москва, 1993
7. Пуриц И. «Методические статьи по обучению игре на баяне». Москва, 2009