Открытый урок на тему: «Методика проведения уроков в младших классах гитары»


Открытый урок на тему:
«Методика проведения уроков в младших классах гитары»
Преподаватель: Чапаев Евгений Алексеевич.
Учащиеся: Москалёва Женя – 3 класс и Антипина Настя – 4 класс.
Дата проведения: 25.10.2012 г.
Цель урока: показать на практике методика проведения уроков в младших классах гитары.
Задачи урока: усвоение навыков более рационального использования учебного времени и интенсификация учебного процесса.

План
1. Вступление: подготовка и планирование урока.
2. Встреча с учеником.
3. Планирование урока по времени.
4. Показ вариантов проведения урока при разных целях урока
Ход урока.
1. До проведения урока, заблаговременно, урок должен быть спланирован, определена тема урока, подготовлен нотный материал, определены пути преодоления технических трудностей и т.д.
2. Собственно урок следует начинать с осмотра и опроса учащегося. Это делается для определения состояния и готовности ученика к уроку. Опрос должен быть проведён таким образом, чтобы ученик понял, что его приходу рады. В опрос могут быть включены вопросы о здоровье, его успехах, состоянии и настройке домашнего инструмента и т.д.
3. После того, как ученик приготовился играть, начинается практическая часть урока. По времени она планируется так: гаммы – 5 минут, на работу над пьесами – 10 минут для каждой пьесы. В процессе урока эти цифры могут меняться.
Первое проигрывание следует предоставить ученику самостоятельно самому, никак не комментируя его игру во время исполнения. Последующие исполнения (их должно быть не менее 4-х) педагог комментирует, закрепляя свои указания примером собственного исполнения, отметками в нотном тексте, делает записи в дневнике, при этом повторяя записываемое.
Педагог должен стараться услышать игру своего ученика свежим ухом, уловить зарождающиеся творческие моменты и развить их, и наоборот, заблаговременно услышать расхлябанность, несосредоточенность исполнения, заранее пресекая появление технических ошибок.
В конце урока преподаватель подводит итоги занятиям, напоминает о необходимости самостоятельных домашних занятий.
4. Были показаны примеры занятий над конкретным местом в произведении с ученицей 3-го класса Москалёвой Женей, а также пример урока – подготовка к конкурсу исполнительского мастерства с ученицей 4-го класса Антипиной Анастасией (с применением видеозаписи).
В первом случае целью урока является разучиванием ученицей отдельных трудных мест произведений. Тут уместен медленный темп, спокойное, сильное нажатие на струны, сильный щипок. Темп должен быть таким, чтобы ученица не только бы могла исполнить трудное место, но и могла бы сделать это свободно.
Во втором случае темповое исполнение сочетается с медленным. Основная цель урока – выстроить программу так, чтобы все произведения звучали ярко, контрастно. Уместно ученику перед исполнением каждой пьесы помнить небольшую задачу: «темп медленнее», «громче это место», «сделать кульминацию». Для объективного контроля можно применять видеозапись исполнения. Как правило, просмотр видеозаписи учеником вызывает недовольство своим исполнением. Это недовольство и есть мощный стимул для повышения качества игры.
В заключении хочется сказать: Цель урока определяется так, чтобы в течении урока ученик добился бы конкретного результата – выучил определённое место в произведении, работал над образом и т.д. Нельзя идти на поводу у ученика и работать много над одним произведением в ущерб остальной программе. Иногда цель урока может поменяться – если ученик выучил больше или меньше заданного, но это встречается редко, т.к. преподаватель всегда знает своего ученика.