Конспект урока окружающего мира на тему Леса России

Урок окружающего мира во 2 б классе.


Тема урока: «Леса России: лиственные (дубрава, березняк), хвойные (ельник, сосновые боры) и смешанные.

Тип урока: комбинированный.

Цели:
способствовать расширению кругозора о разнообразии видов лесов и их особенностями;
учить учащихся самостоятельно добывать знания из дополнительных источников и делать сообщения по теме, предоставляя свободу выбора и возможность творчества;
учить работать в группах;
воспитывать наблюдательность и любознательность, приучая тем самым к систематическому самостоятельному пополнению своего жизненного опыта.

Требования к уровню подготовленности учащихся:
знать лиственные и хвойные деревья;
узнавать изученные объекты в составе гербариев;
выделять основные существенные признаки лиственных и хвойных деревьев.

Основное содержание: Деревья леса. Дуб. Берёза. Сосна. Лиственница. «Паспорт дерева».

Планируемый результат:
узнавать изученные объекты живой природы;
выделять существенные признаки объектов по их названию;
использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации.

УУД:
формирование познавательных интересов к новому учебному материалу;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной форме;
проводить сравнение объектов;
соблюдать процедуру при работе в группе;
умение ориентироваться в тексте учебника;
умение применять приобретённые знания в творческой деятельности.

МПС: русский язык, литературное чтение, информатика, изо, география, биология.
Ресурсы:
Учебник Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир», рабочая тетрадь №2 Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир»,
ИКТ: компьютерная презентация с изображениями леса и деревьев, CD-диск «Звуки леса», атлас-определитель «От земли до неба», энциклопедии.
Ход урока.

1. Оргмомент. (Эмоциональный настрой).
- Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся друг другу, подарим друг другу хорошее настроение.

2. Повторение. Проверка домашнего задания.
- Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с вами с ярусами леса и выяснили, что лес похож на многоэтажный дом. Давайте вспомним ярусы леса.
(Учащиеся отвечают).
- Для того, чтобы ещё раз наглядно представить себе этажи леса, давайте посмотрим на экран и послушаем Маширина Фёдора, который выполнил проект на тему «Лес – многоэтажный дом».
(Выступление ученика, сопровождаемое презентацией).

3.Сообщение темы и целей урока.
-Ребята, послушайте стихотворение-загадку.

Здесь ручей, журча, течёт,
Солнце спину не печёт,
Тень прохладу обещает,
И меня к себе влечёт.
Между ёлочек иду,
Может, здесь грибы найду.
Только спрятались маслята,
Мухоморы на виду.
Вижу белку на суку,
Слышу близкое «ку-ку».
Ёж калачиком свернулся,
Отдыхает на боку.
Показался и исчез-
Я подумал: леший, бес
Он всегда загадок полный-
Заповедный, что же?..

-Ребята, посмотрите на слайд и прочитайте тему урока. Как вы думаете, какова цель нашего урока? Чему мы будем учиться?

4.Знакомство с новым материалом. Леса России: лиственные (дубрава, березняк), хвойные (ельник, сосновые боры), смешанные.

(Шатырёв Сергей читает стихотворение С.Погореловского «Здравствуй, лес, дремучий лес!»


Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои.

-Дети, как вы думаете, почему автор стихотворения дважды говорит: «Здравствуй, лес, дремучий лес!» Что значит «дремучий»? Я попрошу Машу найти значение этого слова в толковом словаре.
(Маша читает значение слова «дремучий»).
- Ребята, обратите внимание, что слово дремучий имеет два значения. Дремучим может быть не только лес, но и человек, если он не стремится к знаниям.
- Ребята, а все ли леса тёмные?
- Какие леса можно назвать светлыми? А какие бывают леса?
-Вот как ответили на этот вопрос Егор и Даша. (Учебник, с.50-51)
Егор. Леса бывают разные. Если там растут только берёзы, то это березняк или берёзовая роща. Если растут только ели, то это еловый лес. Еще бывают сосновые боры.
Даша. Егор не рассказал только о смешанном лесе. В нём растут разные деревья.
- А вы согласны с Егором и Дашей? Давайте прочитаем, что пишут об этом в учебнике. Откройте учебник на с.51 и прочитаем 1 и 2 абзацы. Вы согласны с таким мнением?
-Посмотрите на картинки и скажите, какой это лес. А почему?
(Хвойный лес(ельник), березняк, дубрава, сосновый бор, смешанный лес).

Релаксирующая пауза
- А теперь давайте попробуем представить, что мы с вами вдруг оказались на солнечной лесной полянке. Закройте глаза и вслушайтесь в звуки леса.

(В записи звучат звуки леса: ручеёк, пение птиц, ветер).

- Ребята, что вы услышали? Какие картины вы себе представили?

(Ответы детей).



5.Работа в группах.
Мы немного с вами отдохнули, а теперь приступим к работе.
Сейчас каждая группа получит своё задание. У вас на столах лежат учебник, атлас – определитель, энциклопедия. С помощью их вам необходимо подготовить небольшое сообщение о том дереве, которое написано на карточке.
1 группа- Дуб.
2 группа- Берёза.
3 группа- Сосна.

(Учащиеся готовятся самостоятельно, а затем выходят к доске и рассказывают).

Задание 2.
Рассмотрите гербарии четырёх деревьев. Как называются эти деревья? Запишите их названия.
Ответ:
1)
2)
3)
4)
Задание 3.
Обратите внимание на веточки деревьев, которые растут в нашей местности. Найдите среди них берёзу
дуб
осину
Задание 4.
Ель относится к хвойным деревьям, а дуб и береза –к лиственным. Запишите любые три признака, по которым ель можно отнести именно к хвойным деревьям.
1)
2)
3)
Молодцы! А какие произведения о русской берёзе мы с вами читали на уроках литературного чтения?
А теперь возьмите карандаши и нарисуйте то дерево, которое вам больше всего нравится. Ваши рисунки мы повесим на доску, и у нас получится свой лес.

(Дети рисуют деревья, рисунки вывешиваются на доску)

6. Итог урока.
-Что нового вы узнали на уроке?
-Чем лиственные леса отличаются от хвойных лесов?
-Хвойных или лиственных деревьев растет больше в лесу нашей местности?
-Как можно назвать тему нашего урока одним словом, чтобы это было имя существительное?


7.Рефлексия.
-Что понравилось на уроке?
-Чтобы вы хотели ещё узнать о лесе?
-А что вы сами можете сделать, чтобы наш лес радовал нас красотой, пением птиц, чистым, свежим воздухом?

8. Домашнее задание.
Ребята, оказывается у каждого дерева, как у человека, есть свой паспорт. Ваше домашнее задание составить паспорт дерева, а как это сделать мы узнаем на с.59.
-подготовить рассказ о том, что делают из древесины (с.60)
-подобрать и записать загадки о лиственных и хвойных деревьях, научиться их выразительно читать, чтобы провести викторину в ГПД (по желанию).


Дополнительный материал

Загадки.
Летом одевается,
Зимой раздевается.
(Лиственный лес)

Много рук,
А нога одна.
( Дерево)


На полянке девчонки
В белых рубашонках,
В зелёных полушалках.
(Берёзы)

Никто не пугает,
А вся дрожит.
(Осина)

Не разбив горшочка,
Не съешь кашки.
(Орех)

Платье потерялось,
А пуговки остались.
(Ягоды рябины зимой)

У матери
Тысяча сыновей
Каждому она мисочку дала,
А себе не взяла.
(Дуб, жёлуди)








13PAGE 15


13PAGE 14215




15