Конспект урока окружающего мира В феврале зима с весной встречается впервой

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе
Тема: « В феврале зима с весной встречается впервой»
Задачи:
- познакомить детей с особым положением февраля в годовом круге ; с некоторыми обычаями праздников народов мира , которые приходятся на февраль или самое начало марта ;
- дать представление о нравственном значении этих обычаев во взаимоотношениях разных поколений в семье;
- развивать речь учащихся и совершенствовать навыки осознанного чтения через уроки окружающего мира ;
- развивать творческие способности , внимание, наблюдательность, память, интерес к традициям народа, воспитывать гордость за предков, за страну;
Оборудование .
У учителя – волшебный клубочек; магнитофон, музыкальные записи бурятской мелодии и русской масленичной песни; настенный календарь; наклейка со значком праздника Сретение Господня; выписанная на полоску бумаги примета: « На Сретение снежок – весной дожжок».
У учащихся – цветные карандаши или фломастеры.
Ход урока:

1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята!
Мальчики и девчонки,
Талантливые и любознательные,
Послушные и внимательные,
Умные, пригожие,
Весёлые, хорошие!
Урок по предмету « Окружающий мир». Садитесь.
2. Актуализация знаний.
На уроках окружающего мира мы открываем перед собой всё многообразие окружающей рас жизни. Я прочитаю вам стихотворение М.Волошина. Послушайте, пусть эти слова вдохновят вас на активную работу.
« Всё видеть, всё понять,
Всё знать, всё пережить,
Все формы, все цвета
Вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле
Горящими ступнями,
Всё воспринять и снова воплотить».
А эпиграфом ( важными и главными словами) нашего урока станут слова :

(Эпиграф. Слайд № 1 , музыка « Одинокий пастух».
« Весь огромный мир вокруг меня , надо мной полон неизведанных тайн . И я буду их открывать всю жизнь , потому что это самое интересное , самое увлекательное занятие в мире!».

- Что поняли ? Что значит « надо мной», «подо мной», «вокруг меня» (небо, звёзды, Вселенная, космос, под землёй, под водой, в окружающем меня мире, т.е. везде!).

- На какие 4 части делится год? ( Времена года: лето, осень, зима, весна).

( Слайд № 2 годовой сезонный круг ).

- Отгадайте загадку и узнайте тему нашего урока.
( если догадаетесь в конце стихотворения ответе хором).
Кто в пуховой шубке белой
Лёгкой поступью и смелой
Вышел в час утра?
На кудрях её пушистых
Много блёсток золотых
Много серебра
Кверху руки поднимает-
Вмиг деревья покрывает
Чистым серебром.
Эта белая шубейка
Всем знакома чародейка
Матушка ( зима ).

На прошлых уроках мы много говорили о наступлении зимы, о зимних изменениях в природе, о том, как зимуют растения, животные и птицы. Эти знания сегодня нам очень пригодятся и помогут в работе.

- Назовите первый зимний месяц?
- Какой второй зимний месяц?
- Как называется последний зимний месяц?

Итак, мы с вами в гостях у зимы.
3.Новый материал
(Слайд № 3. Месяц февраль. Музыка « У леса на опушке» ).

Послушайте прогноз погоды, который почитает Света и подумайте:

- К какому зимнему месяцу подходит такой прогноз?

На дворе карусель-
То метель, то капель,
То мороз, то опять
Надо шубу снимать.
На дворе карусель-
То январь, то апрель.
Никуда не пойдёшь,
А пойдёшь- пропадёшь.
Лучше дома сидеть,
Из окошка глядеть.
В. Степанов.

- К какому же зимнему месяцу подходит именно такой прогноз? ( февраль)

- От чего так происходит, что в феврале и правда можно за один день оказаться и в апреле, и в январе?


- Кто хочет прочитать тему урока? ( 1 ученик читает вслух).

В феврале зима с весной встречается впервой.

Между какими временами года находится февраль? Эти слова-помощники нам помогут раскрыть новую тему ( между зимой и весной).

Весна встречается с зимой в этом месяце, поэтому так часто и меняется погода февраля.

- А каково место февраля среди зимних месяцев?

- Какое место по порядку занимает месяц февраль в современном календаре?

Вы совершенно правы: февраль - последний месяц зимы и второй месяц нашего календаря.
( календарь )

Всё, о чём мы сейчас сказали, отразим в рабочей тетради. Включаем свою фантазию и воображение.
-Выполним задание на стр.22 №1.Читаем задание.
Вам поможет карточка.
По вариантам:
( Слайд № 5.Закончи предложения. Используй слова- помощники.)

1.Февраль-зимний месяц.
2.В старину его называли..
3.Февраль находится.зимой и весной.

Слова- помощники: меж, последний, бокогрей, третий, снежень, межень, крутень.

Ученики, у которых лежит карточка, придумайте четвёртое предложение о погоде февраля.
( заслушиваются 2 рассказа )

Выполняем вторую часть задания. Нарисуем картинку к своему рассказу.

( дети рисуют под музыку П.И. Чайковского « Времена года». Февраль.)

(Заслушать 2 учеников, тетради на выставку.)

Начинай свой рассказ так: На своём рисунке я изобразил.

Физкультминутка.

А теперь познакомимся с ещё одной особой чертой февраля.
- Какой месяц начинает новый год?
-Оказывается у некоторых народов год начинается только в феврале.
Вот послушайте. ( учитель читает текст учебника на стр. 40. Дети следят.).
( Слайд№6 восточный календарь).
-Какой обычай появился в России, связанный с восточным календарём?
- А в этом году фигурку какого животного вы дарили или вам дарили?

Конечно вы понимаете , что поздравления с восточным Новым годом для тех, кто живёт по европейскому календарю, не более чем забавная игра, попытка понять лучше наших соседей по планете, больше знать о мире.

Но некоторые народы нашей страны, исповедующие буддизм( помните, мы уже говорили с вами, что на Земле есть разные религии, и одна из них- буддизм), также Новый год по старинному обычаю отмечают в феврале.

Послушаем рассказ об этом событии.
- Когда наступает новый год в Бурятии?
Почему именно в это время года встречают новый год?

( подготовленный ученик читает первый абзац текста « Праздник Белого месяца» на стр. 41 учебника под запись бурятской народной музыки).

( Слайд № 7.Бурятская национальная одежда. Изображение Будды.)

(учитель показывает на карте России расположение республики Бурятия, отмечает заметным значком столицу республики город Улан- Удэ и вывешивает на доске таблички:

Республика Бурятия
Столица Улан- Удэ
Праздник сагаалган ).

( при помощи « волшебного клубочка» дети читают второй абзац по одному предложению и отвечают на вопросы)

Слайд №8. На какой месяц приходится Новый год по восточному календарю?

Слайд № 9. Как отмечают праздник Белого месяца в Бурятии?

Слайд №10.Сравните между собой настроение и особенности празднования Нового года у россиян и у бурятов? Что общего? В чём различие?

У всех народов больше всего ценится гостеприимство, дружба, уважение и любовь детей к родителям и родителей к детям, здоровье, долголетие. Все любят праздники, веселье, забавы. Это общая черта празднования Нового года у всех народов на Земле.

Физкультминутка.

А сейчас я предлагаю поговорить ещё об одном празднике, который чаще всего приходится на февраль.
-Каким весёлым праздником во многих уголках России принято провожать зиму?

Слайд № 11. Масленица. Запись масляничных песен.

-Какие вы знаете масленичные традиции?

- От какого слова происходит название этого праздника?

- Кто знает пословицы о Масленице?

Я предлагаю для вас подборку пословиц и поговорок о народных праздниках.
Вам нужно выбрать только те, которые относятся к Масленице и отметить их галочкой или крестиком.
( дети выбирают, затем проверяем )

Слайд №12. Пословицы и поговорки.

-О чём говорится в пословице: « Не всё коту масленица, придёт и Великий пост.»

После масленичных гуляний приходят строгие дни поста, когда люди стараются ограничить развлечения, чтобы подготовиться к весеннему празднику-празднику праздников Пасхе.

Но пока шумят масленичные гулянья, и мы поучаствуем в проводах зимы.

( подготовленные ученики читают текст на стр. 42- 43 о Масленице.

- Как провожают зиму на Масленицу? Что запомнили?

Наверное, вы все знаете короткую песенку о блинах, которые пекут на прздник. Давайте её вместе споём:

Тин- Тинка,
Подай блинка,
Оладышка- прибавышка,
Масляный кусок!
Тётушка, не скупися,
Масляным кусочком поделися!

( дети поют и обмениваются блинами)

Зиму проводили Масленицей.

Но ведь февраль- встреча весны с зимой.
- Когда же по народному обычаю первая встреча весны?
В самой середине месяца – 15 февраля.

- Кто хочет выделить этот день в календаре наклейкой? (1 уч-к отмечает в календаре)

Теперь подробней узнаем об этом дне. Слово «Сретение», наверное, кажется вам необычным и непривычным. А ведь означает оно встречу. 15 февраля православные люди празднуют день Сретения, т.е. встреча святого Симеона с Младенцем Христом, которого Его родители принесли в храм.

Слайд№13. Сретение Господне.

Этот день был очень важным в православном календаре, запоминающимся в жизни людей.
Поэтому он стал для земледельцев днём – погодоуказателем, как и дни святого Николая, о которых мы с вами уже говорили. По погоде этого дня составляли прогноз на приближающуюся весну. Народ придумал много пословиц и поговорок об это празднике

Давайте мы в этом году проверим сретенскую примету: «На Сретение снежок, весной – дожжок».
Эту примету я сейчас наклею в календарь, на страницу последнего месяца весны.

- Какой это месяц? (май)

Вот в мае мы и проверим сошлась ли примета с весенней погодой нынешнего года.

- Что говорится в народной примете на урожай по погоде 15 февраля?
Можете найти подсказку в учебнике на стр.42. (дети ищут самостоятельно, я иду по рядам, дети показывают примету, зачитывает вслух 1 ученик)


На уроке мы много говорили о праздниках конца зимы в разных календарях

- Может быть кто-то знает, какие праздники еврейского, мусульманского и других старинных календарей приходятся на зиму текущего года?

Если не знаете, можете дома с родителями поискать такой материал в энциклопедиях, книгах и рассказать нам на следующем уроке.

Итог.

- Повторим всё, о чём мы узнали на уроке.


Слайд№14 Как провожают зиму на Масленицу?
Слайд№15 Какие традиции проводов зимы на Масленицу вам больше всего нравится?
Слайд№16 Как вы относитесь к появлению в нашей стране новых новогодних обычаев, связанных с китайским народным календарём?

Мне кажется, что хорошо знать обычаи других народов. Так легче понимать друг друга, легче дружить. Но свои обычаи забывать никак нельзя!
В них – душа, сердце народа.


Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим!

-Можем ли мы сказать в конце нашего занятия, что февраль – особый зимний месяц?

- В чём его особенность?

- Какой один из самых любимых в России зимне-весенних праздников?

Вот мы с вами и сделали вывод из нашего занятия

Февраль – особый зимний месяц. И праздники в эту пору у разных народов особые – зимне-весенние. В России один из любимых – Масленица.

Слайд№17 Рефлексия.
Слайд№18 Музыка.

Оценки за урок.











15