Технологическая карта по окружающему миру на тему: В феврале зима с весной встречается впервой.


Технологическая карта по окружающему миру
УМК: «Перспектива»
Класс: 2
Тема: « В феврале зима с весной встречается впервой».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.
Цель урока: сформировать представление учащихся об особенностях февраля, его месте в годовом цикле.
Задачи урока:
Образовательная: познакомить учащихся с особым положением февраля в годовом цикле, обеспечить усвоение понятий «Сретение», «Масленица», познакомить с традициями проведения праздника Масленицы.
Развивающая: развивать логическое мышление, память, внимание.
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к истории, культуре своего народа, её современной жизни.
Планируемые образовательные результаты.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
1.Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2.Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
3.Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
4.Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
5.Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
6.Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
7.Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Познавательные УУД:
1.Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
2.Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
3.Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.
4.Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план .5.Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.
6.Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
Коммуникативные УУД:
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
4.Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Используемые технологии: икт- технология, технология проблемного обучения.
Оборудование: презентация, учебник Окружающий мир УМК «Перспектива» 2 класс, рабочая тетрадь Окружающий мир УМК «Перспектива» 2 класс.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
2. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
3. Этап выявления места и причины затруднения
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
Физминутка5. Этап реализации построенного проекта
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
8. Этап включения в систему знаний и повторения
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Юлия Михайловна , и я у вас проведу урок русского языка.
Сели все правильно, подвинули стульчики так , чтобы между столом проходил кулачок, подровняли спинки, проверили порядок на своём рабочем месте.
Отгадайте загадки
Назовите-ка, ребятки,Месяц в этой вот загадке:Дни его - всех дней короче,Всех ночей длиннее ночи.На поля и на лугаДо весны легли снега.Только месяц наш пройдёт,Мы встречаем Новый год. (декабрь)
Начинает календарьМесяц с именем ...(январь)
Снег мешками валит с неба,С дом стоят сугробы снега.То бураны и метелиНа деревню налетели.По ночам мороз силен,Днем капели слышен звон.День прибавился заметно,Ну, так что за месяц это? (февраль)
Ребята, какой сейчас идёт месяц? (февраль) Какой месяц наступит после февраля? (март) Можем сказать, что между февралём и мартом есть граница? (да) На слайде тема урока.
Посмотрите внимательно на слайд. Учитель читает стихотворение о феврале.
Этот месяц всех короче:
То метели он пророчит,
То морозами стращает,
То весну нам обещает…
Всех обманывает враль
Переменчивый февраль. Что вы можете сказать о феврале? Какой это месяц? (короткий, часто меняется погода)
Как вы понимаете выражение февральские окна? (тёплые дни в феврале)
У февраля два друга: метель да вьюга.
Февраль - месяц лютый, спрашивает, как обуты.
Как вы понимаете эти пословицы?
15 февраля – Сретение Господне.
Народные приметы:
На Сретение зима с летом встретились: солнце на лето, зима на мороз.
В Храмах на Руси принято было освящать воду. Сретенская вода целительна.
Утром Сретенья снег — к урожаю ранних хлебов, наполдень — средних, вечером — поздних.
На Сретение снежок — весной дожжок.
Капель на Сретение предвещала урожай пшеницы.
Сретение — время последних зимних морозов (сретенских).
Коли зима метелью дорогу заметёт — то и корм весь подберёт.
Если небо беззвёздно — весна заплачет поздно.
Придя на Сретение из церкви, полагалось трясти садовые деревья, чтобы были они с плодами.
Кур кормить овсом — весной и летом быть с яйцом.
Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуться, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть
Масленница - это веселый народный праздник. Пришёл к нам от древних славян, когда люди верили в несколько богов. Он отмечается в феврале - начале марта, представляет собой проводы зимы и встречу весны. В этом году масленичная неделя приходится с 20 по 26 февраля.
Масленица - сырная седмица (неделя), когда уже нельзя есть мясо, но можно есть сыр, масло, яйца, молоко, сметану, блины. Масленица отмечалась очень весело - катались с гор на санках, пели песни - звали Масленицу, штурмовали снежные городки. В конце праздника люди сжигали соломенное чучело Масленицы, прощаясь с зимой.
Масленичные гулянья длились неделю, каждый день имел свое название: понедельник - встреча, вторник - заигрыши, среда - лакомка, четверг - широкий четверг, пятница - тещины вечорки, суббота - золовкины посиделки, воскресенье - проводы, или Прощеное воскресенье. В этот день ходили друг к другу в гости и просили прощения.
Но в других странах в феврале отмечают другие праздники. Откройте учебники на странице 40. Найдите текст Новый год по восточному календарю. Прочитайте его самостоятельно. (про себя)
Ответьте на вопросы:
1. На какой месяц приходится начало нового года по восточному календарю? (февраль)
2. Перечислите животных (символов) нового года по восточному календарю. (крыса, бык, тигр, кролик, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, петух, собака, свинья).
На странице 41 найдите текст Праздник белого месяца. Прочитайте его самостоятельно. (про себя)
Ответьте на вопросы:
1. Когда наступает Новый год по старинному бурятскому календарю? (в конце февраля – начале марта) Как он называется? (сагаалган – праздник белого месяца)
2. Как отмечают праздник белого месяца в Бурятии? (наводят порядок и чистоту в доме, готовят подарки и ждут гостей, дети навещают родителей, устраивают скачки на конях и спортивные игры).
Откройте рабочие тетради по окружающему миру на странице 22. Отметьте + задания 1; 2, задание 4 по желанию (ж).
К коту
Д
Ребята, давайте с вами вспомним, о каких праздниках говорили на уроке? Что вам запомнилось на уроке?
Оцените свою работу на уроке.
Сегодня на уроке мне понравилось…
Сегодня на уроке для меня было трудным…
Сегодня на уроке мне было интересно…
Сегодня на уроке мне запомнилось…
Открываем дневники. Записываем д/з у. стр. 40 – 43 пер. т. стр. 22 зад. № 1 – 2, 4 (ж.) Урок окончен. До свидания.
Здороваются с учителем. Внимательно слушают учителя и выполняют все его требования.
Отгадывают загадки
Отвечают на вопросы учителя
Слушают учителя
Короткий, часто меняется погода
Тёплые дни в феврале
Объясняют значение пословиц
Слушают рассказ учителя
Выполняют движения вместе с учителем
Слушают рассказ учителя
Работа по учебнику (самостоятельно)
Отвечают на вопросы
Отмечают задания в рабочей тетради
Подводят итоги урока
Оценивают свою деятельность на уроке
Записывают домашнее задание Регулятивные: 1, 2
Регулятивные: 2, 3, 4, 5
Познавательные: 2, 3, 4, 6
Коммуникативные: 1, 2, 4
Регулятивные: 3, 4
Познавательные: 1, 2, 4, 6
Коммуникативные: 1, 3, 4
Регулятивные: 3, 4
Познавательные: 2, 3, 6
Коммуникативные: 1, 2, 4
Регулятивные: 3
Регулятивные: 3, 4, 5
Познавательные: 6
Коммуникативные: 1, 2, 4
Регулятивные: 3, 4
Познавательные: 1, 3, 6
Коммуникативные: 1, 2, 3
Регулятивные: 3, 4, 5
Коммуникативные: 1, 4
Коммуникативные: 1, 4