Конспект досуга на экологической тропе В гости к берёзке


Досуг на экологической тропе. Тема «В гости к берёзке»
Разорвина Светлана Михайловна – воспитатель МАДОУ «ЦРР – детский сад №7» г.ЧернушкаЦель:
Формирование экологических представлений об окружающем мире.
Задачи:
Формировать умение детей различать виды хвойных и лиственных деревьев (ель, береза) по коре, стволу, веткам, используя исследовательскую деятельность.
Закрепить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы.
Воспитывать эмоционально – положительное, бережное отношение к растениям, научить видеть их красоту и неповторимость.
Материал и оборудование:
письмо старичка – Боровичка,
Игрушка – гриб-Боровик
лупы,
подарки для дерева, приготовленные детьми (тучка, солнышко, кормушка, бабочки, птицы, ветер)стихи,
берёзовый листок с заданиями
сюрприз.
Активизация словаря:
хвоя, смола, березовый сок, золотистый ствол, белоствольная береза, влажная, шершавая.
Ход досуга.
Воспитатель:
Ребята! Посмотрите, в почтовом ящике письмо.
(Рассматриваем конверт)
Как вы думаете, от кого оно?
(Дети высказывают предположения)
Правильно, а как вы догадались?
Вам интересно, что написал Боровичок? Прочитаем?
Письмо Старичка – Боровичка:
«Дорогие мои маленькие друзья!
Я очень рад, что вы не забываете меня и приходите в гости ко мне и к моим деревьям. Я, Боровичок хозяин волшебной тропинки, приглашаю вас в гости. Предлагаю отгадать мои загадки-задания и выполнить просьбы деревьев. Деревья на моей тропинке тоже особенные, волшебные. Вот и я попросил их придумать для вас задания. Желаю вам удачи. А я буду за вами наблюдать».
Ваш любимый старичок – Боровичок.
Воспитатель:
Ну, что ребята, пойдем по тропинке?
Давайте вспомним, к какому уже дереву мы ходили в гости?
Дети: показывают ель
Мы ходили к голубой ели.
Воспитатель:
А сегодня мы пойдём в гости к другому дереву. Вы его узнаете, как только увидите.
Дети с воспитателем идут к берёзе (Шагаем под речёвку)
Воспитатель:
Вот мы и пришли. Как называется это дерево?
Дети:
Берёза.
Воспитатель:
Давайте поздороваемся. Берёзка, это что у тебя? (обращает внимание на листок)
Да это задания березки, о которых нам написал боровичок.
Задания берёзы:
Я, большая старая берёза, очень рада вашему приходу, так как очень люблю гостей. Давайте поздороваемся: обнимите меня крепко-крепко.
(дети берутся за руки вокруг ствола).
Я люблю, когда меня гладят, и не люблю, когда по стволу палкой бьют или царапают кору ножом. Мне ведь бывает больно и обидно, когда ко мне плохо относятся. Потрогайте меня руками, погладьте мою кору и скажите, какая она:
Шершавая или гладкая?
Влажная или сухая?
Теплая или прохладная?
А чем я пахну?
(Дети выполняют и эти просьбы.)
Смотрите, какая я большая! Ну-ка давайте померяемся силой: попробуйте вытащить меня из земли
 (дети пытаются это сделать).
Кто из нас сильнее? Есть у меня еще силушка!  А теперь ответьте на мой вопрос: что же меня в земле так крепко держит? 
(Дети отвечают.)
А для чего мне еще мои корни-ноги нужны?
(Чтобы брать из земли воду, «пищу».) Молодцы! А теперь постойте и послушайте, как шелестят мои листочки, — это я с вами разговариваю. Что я сейчас сказала? 
(Дети высказывают свои предположения).
Воспитатель:
Ребята, закройте глаза и вспомните, голубую ель. А теперь внимательно посмотрите ещё раз на берёзку и скажите, чем похожи ель с берёзой?
Дети:
У всех деревьев есть корень, ствол, ветки, семена. Для роста им нужны: свет, тепло, вода, воздух, почва.Воспитатель:
А чем отличаются?
Дети:
Берёза белоствольная, а у ели ствол золотистый.
У берёзы листья, а у ели – иголки-хвоя.
У берёзы кора гладкая, у ели шершавая.
У берёзы серёжки, а у ели шишки.
У берёзы сок, у ели смола.
Воспитатель:
Да, действительно у ели и березы есть кора, ствол, ветки. Но есть и различия, которые вы назвали? (ствол разный кора, листья, иголки и т.д.)
Ребята, мне кажется, что за нами кто-то внимательно наблюдает. Давайте посмотрим вокруг.
Дети и воспитатель ищут глазами и находят Старичка-Боровичка
Да это Старичок-Боровичок!
Старичок – Боровичок:
Наконец-то я вас дождался. Здравствуйте, ребята! Я открою вам секрет, сегодня эта берёза именинница.
Дети: (воспитатель)
А мы приготовили подарки!
Дети по очереди дарят дереву подарки, объясняя их значение.
- Я дарю тебе птицу, она будет другом и спасет тебя от гусениц.
- Я дарю тебе солнышко, пусть оно светит ярко-ярко, согревает тебя, помогает листикам окраситься в зеленый цвет.
- Я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит и умоет тебя.
- Я дарю тебе зеленый листик, чтобы ты была красивой.
- Я дарю тебе кормушку, что к тебе прилетало много птиц.
- Я дарю тебе землю, чтоб ты лучше росла.
- Я дарю тебе бабочку, чтоб она тебя украшала.
- Я дарю тебе ветер, чтобы он разносил семена, и выросло много деревьев.
Боровичок: 
Очень моя береза, любит слушать о себе стихи. Давайте порадуем её!
(Дети водят вокруг березы хоровод, читают коротенькие стихотворения, — но недолго!)
Боровичок: 
Ну, ребятки, порадовали вы старичка! (Прислушивается)
Слышу я, что и берёза теперь по-другому листочками шелестит, настроение у неё праздничное.
А как вы думаете, интересно быть деревьями? Хотите попробовать? Сейчас я превращу всех вас в деревья (делает волшебный знак).
Ваша кожа превращается в кору, а руки — в ветки. Поднимите свои руки-ветки, пошелестите, пошумите листьями-пальчиками — слышите, какой ветер налетел? (Дети выполняют рекомендации Боровичка.)
Расставьте ноги на ширине плеч — это растут ваши корни, они держат вас в земле, дают воду, пищу. Ах, какие замечательные деревца выросли на моей тропе!
Даже жалко вас расколдовывать.
(Вздыхает.)
Но пора вам опять стать маленькими человечками и отправиться в путь.
(по волшебному знаку дети «превращаются» в людей)
Наблюдение
Боровичок ведет детей к заранее намеченному кустарнику, вынимает из своей волшебной котомки белую ткань и расстилает ее под кустом.
Боровичок: 
Я хочу показать вам своих невидимых друзей. Они живут рядом с вами на деревьях, кустарниках, но вы их не видите и даже не подозреваете об их существовании. Сейчас я позову моих маленьких друзей
(наклоняется к кустарнику):
Ну-ка, букашки, выходите с нами знакомиться.
(Легонько встряхивает куст, чтобы на ткань упали насекомые и другие животные, обитающие на этом растении.)
А сейчас я дам вам, ребята, волшебные стекла.
(Достает из котомки лупы и раздает детям, они рассматривают насекомых, паучков и т.п.)
Пожалуйста, обращайтесь с ними аккуратнее, они такие маленькие, их так легко обидеть.
Видите, ребятки, в моем царстве-государстве лесном у каждого жителя свой дом есть. И я, хозяин тропы, строго слежу, чтобы дома эти никто не разрушал и покой жильцов не нарушал.
После окончания исследований Боровичок помогает детям вернуть всех животных обратно на куст, отряхнув осторожно ткань.
Боровичок:
А теперь — мой сюрприз! Как вы думаете, на деревьях растут конфеты и баранки?
В моем волшебном царстве растут такие деревья. Недавно на одном дереве выросли эти волшебные плоды! Давайте поищем их вместе.
Дети находят рябину с сюрпризом.
Угощайтесь, на здоровье. А мне пора отдохнуть. До свидания! До новых встреч!