Программа работы олимпиадной школы по физике Решение нестандартных задач по физике

Программа работы олимпиадной школы по физике.

«Решение нестандартных задач по физике».

11 класс
(34 ч, 1 ч в неделю)


Пояснительная записка.
Данная программа отражает содержание курса физики для общеобразовательных учреждений за 11 класс. Она учитывает цели обучения физике учащихся средней школы и соответствует государственному стандарту физического образования. Материал излагается на теоретической основе, включающей вопросы электродинамики, оптики и квантовой физики. Включение дополнительных вопросов преследует две взаимосвязанные цели. С одной стороны, это создание в совокупности с основными разделами курса базы удовлетворения интересов и развития способностей учащихся, имеющих склонность к физике, с другой – восполнение пробелов в содержании основного курса, что придает курсу необходимую целостность.
Необходимость создания данного курса продиктована тем, что требования к подготовке по физике выпускников школы возросли, в то время как количество часов, отводимых на изучение данной дисциплины, было сокращено. Программа представляет собой дифференциацию содержания учебного материала по направлениям – повышение удельного веса задач, в том числе олимпиадных и задач вступительных экзаменов в различные ВУЗы; интеграция тем с элементами высшей математики.
Цели курса:
Создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности;
Овладение конкретными физическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для продолжения образования; более глубокое изучение основ физики через решение задач технического содержания в соответствии с возрастающими требованиями современного уровня технологизации процессов во всех областях жизнедеятельности человека;
Развитие физических, интеллектуальных способностей учащихся, обобщенных умственных умений, формирование метода научного познания явлений природы как базы интеграции знаний и развитие мышления учащихся.
Задачи курса:
Развить физическую интуицию, выработать определенную технику, чтобы быстро улавливать физическое содержание задачи и справиться с предложенными заданиями;
Овладеть аналитическими методами исследования различных явлений природы;
Обучить учащихся обобщенным методам решения вычислительных, графических, качественных и экспериментальных задач как действенному средству формирования физических знаний и учебных умений;
Способствовать развитию мышления учащихся, их познавательной активности и самостоятельности, формированию современного понимания науки;
Способствовать интеллектуальному развитию учащихся, которое обеспечит переход от обучения к самообразованию.
Данный курс создает условия для развития познавательных, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, для выполнения экспериментальных исследований, других творческих работ. Он позволяет воспитывать дух сотрудничества в процессе совместного решения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказанной позиции; позволяет использовать приобретенные знания и умения для решения практических жизненных задач, рационального природоиспользования и защиты окружающей среды. Анализ решений, разбор задач и вопросов позволит глубже понять сущность явлений и процессов. При этом возникает устойчивая обратная связь «учитель-ученик», у ученика стимул к поиску, инициативе, умению выдвигать обоснованную гипотезу, развивается речь, закрепляются вычислительные навыки, умение работать со справочной литературой.

В результате изучения курса учащиеся:
Приобретут знания в области физики электростатических, оптических и квантовых процессов и явлений; научатся решать нестандартные задачи, используя стандартные алгоритмы и набор приемов, необходимых в математике; приобретут навык, предварительного решения количественных задач на качественном уровне, графического решения задач, применение начал анализа для решения задач с параметрами.
Приобретут навыки самостоятельной работы,
Овладеют умениями планирования учебных действий на основе выдвигаемых гипотез и обоснования полученных результатов.
Формы контроля усвоенных знаний и приобретенных умений могут быть:
Изготовление прибора для демонстрации явления или процесса,
Создание компьютерной программы, иллюстрирующей явление или процесс,
Проведение контрольных работ по решению задач.


Программа курса
Электростатические явления (4 часа)
Напряженность электрического поля. Потенциал и разность потенциалов. Соединения конденсаторов. Энергия электростатического поля.

Законы постоянного электрического тока (8 часов)
Закон Ома для участка цепи. Виды соединения проводников. Закон Ома для полной цепи. Расчет параметров цепи. Тепловое действие тока. Работа и мощность электрического тока. КПД электрической цепи. Законы электролиза.

Электромагнетизм (6 часов)
Проводник с током в магнитном поле. Движение заряженной частицы в магнитном поле. Закон электромагнитной индукции. ЭДС индукции проводника, движущегося в магнитном поле. Самоиндукция и индуктивность.

Электромагнитные колебания и волны (4 часа)
Расчет параметров колебательного контура. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Расчет параметров электромагнитной волны. Расчет параметров трансформаторов.

Оптика (7 часов)
Тонкая линза. Построение изображений, получаемых в линзе. Формула тонкой линзы. Расчет параметров линзы и изображения. Полное внутреннее отражение. Волновая оптика. Интерференция и дифракция света. Расчет параметров дифракционной решетки.

Квантовая и атомная физика (5 часов)
Фотон и его характеристики. Квантовые свойства света. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Квантовые постулаты Бора. Состав атомного ядра. Энергия связи. Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций.






Учебно-тематическое планирование.
№ п/п
Наименование темы
Количество часов
Организационная форма
Межпредметные связи

Электродинамика

1
Электростатические явления
4 часа
Практикум по решению задач
Работа с векторами

2
Законы постоянного электрического тока
8 часов
Практикум по решению задач
Решение систем уравнений

3
Электромагнетизм
6 часов
Практикум по решению задач
Решение систем уравнений

4
Электромагнитные колебания и волны
4 часа
Практикум по решению задач
Решение уравнений

Атомная физика

5
Оптика
7 часов
Практикум по решению задач
Работа с чертежами, геометрия.

6
Квантовая и атомная физика
5 часов
Практикум по решению задач
Решение систем уравнений



Литература:
И.М. Гельфгат, Л.Э. Генденштейн, Л.А.Кирик «1001 задача по физике», М. «Илекса», 1997г.
В.П. Синичкин, О.П. Синичкина «Внеклассная работа по физике», Саратов, «Лицей», 2002 г.
И.Л. Касаткина «Репетитор по физике» ч 2, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г.
Н.Н. Беклемишев, Л.Г. Синанян «Репетитор по физике», М. «Просвещение», 2001 г.


15