Конспект урока на тему: Динамометр















КОНСПЕКТ УРОКА
ФИЗИКА, 7 КЛАСС


Раздел: Взаимодействие тел.
«Динамометр»








Составил учитель физики: Гиззатуллина Л.Р.






2015-2016 уч.год


Тип урока:
комбинированный (урок «открытия» нового знания + урок общеметодологической направленности).
Используемые технологии:
проблемного обучения, практико-ориентированного обучения, системно-деятельностного подхода.
Оборудование:
у учителя (на демонстрационном столе): динамометр (демонстрационный (круглый), лабораторный, трубчатый, силомер)
для учащихся: динамометр с закрытой шкалой, набор грузов по 100 г, полоска бумаги (у каждого).
Цель:
изготовить шкалу для динамометра с приемлемой ценой деления и с ее помощью измерять силы.
Задачи:
Познакомиться с динамометром, его видами, принципом действия
Изготовить шкалу для динамометра с ценой деления 0,1 Н
Изготовить шкалу для динамометра с ценой деления 0,2 Н
Измерить вес предложенного тела
Ответить на вопросы
Сделать выводы
Планируемый результат:
учащиеся расширяют свои знания о механических силах, способе их измерения.
Личностные результаты:
Получение собственной шкалы для измерительного прибора (динамометра) с последующей отработкой навыка использования прибора для измерения силы.
Составление отчёта о проделанной работе с анализом в форме ответов на вопросы по ходу работы.
Метапредметные результаты:
Умение работать с динамометром и другим лабораторным оборудованием самостоятельно и в парах. Закрепление понятия цена деления шкалы измерительного прибора. Развитие навыка аналитической деятельности.
Предметные результаты:
Знание закона Гука и его применение на практике. Умение пользоваться динамометром.
Основные термины и понятия:
Сила упругости, вес тела, закон Гука, методы измерения силы, динамометр, цена деления, градуирование шкалы прибора, деформация.
Ресурсы:
Учебник: А. В. Перышкин «Физика, 7 класс», § 28.
Дидактическая карта по проведению опыта (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).








Структура урока:
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и целеполагание:
1. актуализация ЗУН и мыслительных операций
2. создание проблемной ситуации
3. выявление затруднений
4. формулирование темы и цели урока
III. Построение плана достижения цели урока
IV. Реализация плана:
1. выполнение работы
2. составление отчета
V. Оценочно – рефлексивный:
1. самопроверка правильности сделанной шкалы
2. самостоятельное определение веса тела (контроль учителя)
3. формулирование выводов урока


ХОД УРОКА

I. Организационный момент
Приветствие учащихся. Контроль подготовленности к уроку. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.
II. Актуализация опорных знаний и целеполагание:

1. Актуализация ЗУН и мыслительных операций.
Вопросы:
- Какие механические силы существуют в природе? (тяжести, упругости, трения)
- Почему груз, подвешенный к пружине, растягивает ее? (опыт: груз подвешивается на пружину) (притягивается к Земле, тянет за собой пружину)
- Как называется сила, с которой груз действует на пружину? (вес тела)
- Какая сила при этом возникает в пружине? (сила упругости)
- Определите вес груза массой 100 г. (опыт: груз подвешивается на пружину) (1 Н)
- Что произойдет с растяжением пружины, если подвесить груз массой 200 г? (опыт: 2 груза подвешивается на пружину) (увеличится в 2 раза – 2 Н)

2. Создание проблемной ситуации.
- А как, используя пружину, определить вес тела неизвестной массы? (опыт: камень подвешивается на пружину) (сделать измерительный прибор)
- У нас есть пружина, чего не хватает для измерения силы? (шкалы)
3. Выявление затруднений.
- Что надо сделать, чтобы изготовить шкалу для измерительного прибора? (нанести деления)
Прибор, который получится в результате, называется динамометр (от греч. «динамис» – сила, «метрео» – измеряю)
4. Формулирование темы и цели урока: Динамометр. Изготовление шкалы для динамометра с приемлемой ценой деления и с ее помощью измерять силы (опыт)
(Комментарий учителя: изготовление шкалы для динамометра называется градуирование пружины)
Показываются различные виды динамометров. Основной частью всех является пружина и шкала.



III. Построение плана достижения цели урока
- Чтобы получить прибор, которым мы можем воспользоваться для измерения небольших сил, что мы должны сделать? (нанести нужное количество одинаковых делений, в соответствии с нужной точностью)
- Как это сделать? Чем можно воспользоваться? (сначала подвесить поочередно несколько грузов весом 1 Н, затем разбить большие промежутки на более мелкие) (опыт с пружиной и грузами)
Чтобы изготовить шкалу для динамометра с ценой деления 0,1 Н надо промежуток в 1 Н разбить на 10 делений.
IV. Реализация плана:
Выполнение работы (получение шкалы)
Составление отчета (ответы на вопросы, см. приложение 1)

V. Оценочно – рефлексивный:
1. Самопроверка правильности сделанной шкалы: берется груз известного веса и по своей шкале проверяется.
2. Самостоятельное определение веса тела (контроль учителя): учитель дает груз неизвестного веса и проверяет правильность его определения.
3. Формулирование выводов урока.



























ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Опыт
«Градуирование пружины динамометра»
Цель работы: научиться градуировать пружину, получить 2 шкалы с разной ценой деления и с ее помощью измерять силы.
Оборудование: пружина, набор грузов массой по 100 г, полоска бумаги.
Ход работы:
Изготовление шкалы для динамометра с ценой деления 0,1 Н
Изготовление шкалы для динамометра с ценой деления 0,2 Н (делается на той же полоске бумаги с другого края)
Проверка правильности полученных шкал с помощью тела известного веса (отметить в отчете).
Измерить вес предложенного учителем тела с помощью своего прибора, записать значение веса в отчет, получить +.
Ответить на вопросы:
Почему для изготовления шкалы динамометра удобно использовать грузы массой по 100 г?
Шкала с какой ценой деления точнее? Почему?
Были ли в этой работе погрешности? В чем они?
Сформулировать выводы к выполненной работе.



15