Конспект урока по русскому языку на тему Правописание -е , — и в падежных окончаниях имен существительных 1,2,3 склонений


Урок: № 38 Русский язык
Раздел: Части речи. Орфография. Р. речи
Тема: Правописание –Е, -И в падежных окончаниях имен существительных 1,2,3 склонений. Школа: им. Сакена Сейфуллина п. Бурабай
Дата: Ф.И.О.учителя:
Класс: 4 Кол-во присутствующих: Кол-во отсутствующих:
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке: закрепление навыка определения типа склонения и правописание падежных окончаний существительных 1, 2, 3 склонений. Развитие внимания, памяти, речи, мышления. Содействие воспитанию аккуратности, взаимоуважения.
Цели урока
Все учащиеся смогут: распознавать имена существительные 1,2,3 склонения и правильно писать окончания,
Большинство учащихся смогут: ставить падежные вопросы, сопоставлять, сравнивать, группировать, делать выводы и обобщать
Некоторые учащихся смогут: самостоятельно формулировать определение.
Языковая цель
Учащиеся могут: Определять ударные и безударные падежные окончания имен существительных 1,2,3 склонений
Ключевые слова и фразы: падежные окончания имен существительных 1,2,3 склонения, слабая и сильная позиции
Полезные фразы для диалога/письма: кто, где, когда, во сколько лет, почему, как, каким образом: как определяется склонение имен существительных? Каким образом пишутся ударные и безударные падежные окончания имен существительных? Как пишутся окончания имен существительных 1 и 2 склонений в Д. и П падежах, в В и Р падежах, 3-го склонения в дательном и предложном падеже. Что характерно для написания падежных окончаний у сущ. 3 склонения?
Вопросы для обсуждения:
Как проверить безударные падежные окончания существительных 1,2,3 склонений?
Можете ли Вы сказать почему...?
Письменные подсказки: учебник , таблица «Падежи имен существительных», правила
Предыдущее обучение Падежи имен существительных,
Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го , 2-го , 3-го склонений
П Л А Н
Планируемое время Запланированная деятельность (впишите свои задания, вместо изложенных ниже) Ресурсы:
Начало I - Организационный момент
Психологический настрой
Подготовка к восприятию. Игра «Четвёртый лишний»
Дописать окончание. Объяснить, почему слово лишнее» (Слайд 1)
К синиц…, у лошад…, к галк…., к ворон….
По речк…, по тропинк…., по горк …, по берег…
? Определить, о чем мы будем говорить на уроке?
ІІ – Мотивация к деятельности
Обсудить в парах:
*Что общего и чем отличаются падежные окончания имен существительных 1,2,3 склонений
* Как различать ударные и безударные падежные окончания имен существительных?... как проверить?
Постановка целей урока. Середина
ІІІ – Учебно – познавательная деятельность.
Исследовательская работа стр 108 № 225. Заполнение таблицы.
Задание: Вставить пропущенные окончания, определить склонение и падеж, поставить ударении. Заполнить таблицу. Сделать вывод.
Подъехал к деревне, вышел из беседк …, сидел на яблон…, жил в город …, гулял по алле…. Ошибка в текст…, стоит у пристан…, прочитал в газет…, просил о помощ…, узнавал из повест…, лежал в портфел…
Стр. 109.
Падеж 1-е скл2 – е скл3 – е склР.пД.пП.пСделать вывод:
Падежные окончания существительных … и … склонений в родительном, дательном и предложном падежах надо проверять.
Проблемный вопрос
Какие слова будут проверочными? Объяснить выбор.
На доске: думаю о стране, о Родине, о школе.
Вывод: гласные падежных окончаний имен существительных находятся в сильной и слабой позиции. Существительные одного и того же склонения имеют одинаковые ударные и безударные окончания.
Пересказ в парах стр 110
Безударные гласные в Т.п нужно запомнить:
1-е склонение – ОЙ, -ЕЙ (шапкой, деревней)
2 – е склонение – ОМ, ЕМ (городом, полем)
3-е склонение – ЬЮ(степью, дочерью)
Коллективная работа стр 109 № 226.
- При заполнении каких падежных окончаний можно допустить ошибку? Почему? Объяснить, как нужно проверять окончание?
Идём по улиц…., тропинк…. Слышал о попуга…, об олен…, о метел … Ехал на поезд…, на велосипед… . быть на концерт…, у бабушк…, на сцен….
Играть на скрипк …, убрать в комнат…, листья на берёз …, сидеть на топол…, поступать по совест …, уступить из жалост … . .
Самостоятельная работа стр 111 № 231 ( на карточках)
Дописать окончания. Определить склонения и падеж имен существительных.
В зоопарке.
На верблюд…, на верблюд…,
Как в пустын …, ездят люди,
Проезжают мимо клетк …,
Где орлы сидят на ветк ….
А по кругу на площадк ….,
Черногривые лошадки
Мчатся рядом и гуськом
Машут чёлкой и хвостом (С. Маршак)
Конец Рефлексия по стратегии Ф Самооценивание «ЗХУ»
- До урока я знал (а) __________
- На уроке я узнал (а) -__________
- Дома я выучу __________
–VI- Итог урока. стр. 110 наизусть., стр. 111 № 232.