Урок русского языка Правописание окончаний существительных трех склонений


Урок русского языка 3 класс
Тема: «Правописание безударных окончаний имен существительных
трех склонений»
Цель: отрабатывать навык правописания безударных окончаний имен
существительных трех склонений; умение обосновывать написание
безударных падежных окончаний имен существительных ;Ход урока:
Орг. момент
Актуализация знаний
Сегодня мы закрепим те знания о безударных окончаниях, которые получали на протяжении нескольких уроков.
Орфографическая минутка
Хороший друг – это настоящий клад.
Как вы понимаете эту пословицу?
Какие пословицы о дружбе вы знаете?
Какие орфограммы встретились при написании этой пословицы?
Словарная работа
разгадывание кроссворда
Разгадайте кроссворд и в вертикальной строке прочтете новое словарное слово.
Утренний прием пищи (завтрак)
Подземная железная дорога (метро)
Космический летательный (аппарат)
Дерево со светлой корой (береза)
Вид городского электротранспорта (трамвай)
Дорожка в парке (аллея)
Какое слово у вас получилось?
Вокзал – запишите его в словарики, выделим орфограмму, поставим ударение.
Составим словосочетания со словом вокзал (большой вокзал, красивый вокзал, железнодорожный вокзал).
Какие вокзалы вы знаете? (железнодорожный, автовокзал, речной вокзал)
Составим предложения со словом вокзал.
В нашем городе очень красивый железнодорожный вокзал.
История возникновения слова вокзал
Слово появилась в 18 веке в Англии. В окрестностях Лондона был загородный сад(для концертов, танцев, прогулок)владеющей которого была некая Джеймс Вокс. Сад назвали Воксхолл. Постепенно название распространилось на другие парки, которые стали появляться в разных городах Европы.
В России под Петербургом в городе Павловске, вблизи императорского дворца, тоже был увеселительный сад с музыкальным павильоном для танцев и концертов. Его на английский манер стали называть «воксалом» (позже вокзалом). Когда была построена железная дорог Петербург- Павловск, то в этом здании давали не только концерты, но и продавали билеты пассажирам.
Так у станции появилось название Вокзал. Позднее так стали называть и другие железнодорожные станции в России.
( показ иллюстраций вокзалов «История железных дорог»)
Работа по теме урока
( работа в группах)
Дописать окончания существительных, рядом указать склонение и падеж.
после болезни 2. о товарище 3. на машине
без помощи из рощи в портфеле
от радости к лошади по деревне
по деревне с горки по площади
в дороге к пристани из моркови
из чащи без бабушки в автомобиле
(проверка цепочкой)
ФизкульминуткаВетер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз- наклон
И два – наклон,
Зашумел листвою клен.
Работа по теме урока
По вариантам разобрать как части речи
1 вар. из моркови – сущ.(что?); 3 скл.,ж.р.; ед.ч.,Р.п. , вт. член .
2вар. к лошади – сущ. (кто?); 3 скл. ж.р.; ед. ч., Д.п., вт. член.
Прочитать текст, исправить ошибки. Определить у выделенных существительных падежи и склонения.
В поли, на агороди поивились праталины. Вавраги бегут ручи. Высоко над полим литит малинькая птичька. Это жаворонок.
С бирезки подает голас скварец. Он поселился в радном скворечнике. Важно шагает в агороде по грядке грачь.
Найти в последнем предложении грамматическую основу.
Выбрать из записанных слов существительные 3 склонения, поставить их в Р.,Д.,П. падежах.
Морковь, площадка, мышь, мышка, помощник, тетрадь, огород, портфель, тополь, село.
Рефлексия
Какие орфограммы чаще встречались на уроке?
Что осталось непонятным?
Оцените свою работу?
Подведение итогов урока
Какое новое слово было записано в ваших словариках?
Что интересного вы узнали на уроке?
Что общего у существительных 3 склонения?