Разработка урока по русскому языку на тему Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний.


Русский язык
Тема: Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно определять падеж и склонение существительных, писать правильно падежные окончания.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные – осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Оборудование: учебник, карточки, презентация.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности. (1 мин)
Настроенье, каково! - Во!
Все такого мнения? - Все без исключения!
Может Вы уже устали? - Мы- с собой таких, не брали!
Может, ляжем, отдохнём? - Лучше мы урок начнем!
Все за парты дружно сели, Друг на друга посмотрели,
Посмотрели на гостей, Улыбнулись поскорей,
Пожелали друг другу удачи.
II.Выявление места и причины затруднений. ( 4 мин)
1.Создание проблемной ситуации.
Индивидуальная работа у доски
... приглашаю к доске, чтоб не сидела в тоске. Твоя задача написать безударные окончания существительных и определить падеж.
По глубокому снегу
По снежной вьюге
Рады метели
2.Послушайте одну историю:
У Мудреца, однажды, ученик спросил (он перед этим бабочку словил):
– Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?
Жив мотылек в руках моих, иль нет?
Ладони в этот миг легонько сжал...
Плененный мотылек затрепетал.
Блеснули искорки у мудреца в глазах:
– Ты держишь все, сейчас, в своих руках!
- Результат нашей с вами работы в наших руках, то есть зависит от нас.
-Что мы, ученики, держим в своих руках?
- Вы верите в свои силы? И я верю в ваши силы. Желаю вам на уроке удачи.
3.Проверка
-В чём сходство слов, над которыми работала…? (это сущ, одинак. падеж)
- В чём различие? (разные окончания, следовательно разные склонения).
-Возникла проблема. Какую проблему будем решать?
Проблема: Почему падеж одинаковый, а окончания разные?
Ваши гипотезы: окончания сущ. в одном и том же падеже различаются, так как эти слова разного склонения.
III.Построение проекта выхода из затруднения (8 мин)
1.Постановка учебной задачи ( 3 мин)
-Сформулируйте тему нашего урока. (будем работать с сущ. разных склонений)
-… с какой проблемой столкнулась ты, выполняя задание?
-А были трудности в написании окончаний?
-Почему они возникли? (безударные окончания)
-Чем ещё будем заниматься на уроке? (правописанием окончаний)
-Проверим предположение. Откроем учебник на с. 135 и прочитаем тему.
- Отталкиваясь от темы, сформулируйте цели урока. (учиться определять склонение и падеж сущ.)
2. Чистописание (5 мин)
-Что ещё объединяет сущ., с которыми мы работали? (зима)
-Какие ещё зимние слова вы знаете? (пороша, позёмка, пурга, снежинка, стужа)
-Как называется первый снег? (пороша)
-Что такое позёмка?
-Посмотрите на картину. Назовите народные приметы о зиме.
(Дым из трубы столбом валит – жди морозной погоды. Зимой собаки валяются — то быть метели. Кошка скребет пол - к ветру и метели.
-Подберите родственные слова к слову снег. (снеговик, снежинка, снежный)
-Какой у них корень? Что вы заметили? (чередование звуков г/ж)
-На какую букву похожа снежинка? (ж)
3. Аукцион знаний
Снежинки - ледяные кристаллы, которые имеют шестиугольную форму. Существует многообразие снежинок. Узоры их неповторимы, не бывает даже двух одинаковых.
-Показ картинок
-Подберите рифму к слову снежинка (пушинка).
-Двустишие со словом снежинка.
3. Работа по учебнику
-Прочитайте стихотворение Юнны Мориц «Кораблик» на с .135 упр. 132.
-Какой корабль может бороздить океаны и моря зимой? (ледокол)
-Разберите это слово по составу.
-Укажите склонение.
-Обратите внимание на выделенные цветом слова. Назовите их.
-Значение каких слов вам не понятно? (Трюм)
-Почему выделили именно эти слова? (это слова названия предметов, отвечают на вопрос что?).
IV.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (7 мин)
1.Работа в группах
- Вам предстоит выделенные слова поставить в начальную форму и записать в 3 столбика. 1 группа – записывает сущ. 1 скл., 2 группа- 2 скл., 3 гр. - 3 скл. Добавьте по три слова из Обратного словаря.
2.Проверка
Вывод: существительные различаются склонением и имеют разные окончания.
3.Физкультминутка
V. Реализация построенного проекта (3 мин)
1.Сценка
-Многие писатели писали о зиме. Какие, кто знает?
-Дети подготовили сюрприз.
Звучат голоса птиц.
Николай Сладков. Жалобы на сугробе
Сорока: Тра-та-та-та-та. Что я видела, что слышала. Ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе жалобы пишут, привередничают и капризничают.
Щегол: Семечки и пшено в столовой недавленые. Клюв свихнешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.
Воробей: Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера пшено раскапывал. Хоть бы навес сделали, что ли.
Синица: Сало салу рознь! Могли бы вывесить несоленое, у нас от соленого животы болят.
Снегирь: Остался голодный, обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове!
Сорока: Тра-та-та-та! Ой, что-то будет, ой, кто-то рассердится!
-Кто автор этого рассказа?
-Кто уже сделал и повесил кормушку для птиц?
Как видите, мало сделать кормушку, надо продумать, а удобна ли она для птиц?
-Знаете ли вы, ребята, названия птиц, которые прилетели на кормушку?
VIII.Самостоятельная работа в парах с самопроверкой по эталону(12 мин)
Задание:
1 ряд: Найдите существительные м.р., основа которых оканчивается на непарный звонкий согласный. Докажите письменно на примере одного слова, что оно изменяется по 2 склонению, вторым словом пиши слово топор, чтобы не ошибиться в окончаниях.
2 ряд: Найдите существительные ж.р.. Докажите письменно на примере одного слова, что оно изменяется по 1 склонению, вторым словом пиши слово стена, чтобы не ошибиться в окончаниях.
Самопроверка по эталону.
Вывод: Существительные 1 и 2 склонения по-разному изменяются по падежам, имеют разные окончания.
2.*Самостоятельная работа: Работа в тетради на печатной основе.
С. 89 упр.100.Вставить пропущенные буквы. В скобках объяснить выбор окончания. Подчеркнуть местоимения.
-Прочитайте выразительно это произведение.
-Определите жанр произведения.(стихотворение). Как догадались?
-Какие слова рифмуются?
Аукцион знаний: щегол.
Щегол– красивая яркая птичка. Он выделяется на снегу ярким пятном, а уж сборище птичек напоминает поляну экзотических цветов. Там, где собралась стайка щеглов, шум стоит невероятный.
Щегол – популярный домашний питомец. А еще он удивительно смышлен, имея терпение и желание, его можно научить различным трюкам и фокусам.
Вывод: существительные различаются склонением и имеют разные окончания.
IX. Включение в систему знаний повторение. (7 мин)
1.Работа в группах.
Задание: восстановить выражения. Определить, в каком падеже стоят существительные, укажите склонение.
1группа: Как аршин проглотить
2группа: Бить ключом
Засучив рукава
3группа: Как рыба в воде
2.Проверка
-Что за выражения получились?
-Как они называются?
-Объясните, когда так говорят?
-Зачем люди используют их в речи? (Делают нашу речь яркой, употребляются в переносных значениях)
Вопрос 3 группе: Найдите в словаре выражение, противоположное по значению выражению «засучив рукава».
Учитель: Сядьте так, будто аршин проглотили. Молодцы, сегодня на уроке вы работали засучив рукава, чувствовали себя как рыба в воде, а жизнь на уроке била ключом. Ну а я только диву давалась.
X.Рефлексия УД на уроке. (3 мин)
-Наш урок подходит к концу. Давайте подведём его итоги.
-Скажите мне, пожалуйста, какую цель мы ставили перед собой сегодня на уроке?
-Удалось ли нам её достичь?
-Что нового узнали?
-Чему научились?
-Что же мы ученики, держим в своих руках?
-Удалось ли вам сохранить хорошее настроение?
Кому удалось сохранить хорошее настроение- покажите весёлых смайликов, а кому не удалось, то грустных смайликов.
-Выставление отметок.
-Домашнее задание: Упр. 140 Записать текст правильно, вставляя нужные буквы. Определить склонение и падежи у существительных
Карточка № 1.
Записать текст. Определить склонение и падежи у существительных
Карточка № 2.
Используя данные существительные, составь текст « Зимние забавы».
Зима, ребята, каток, коньки, горка, сугроб, лыжи , снеговик.
Определи склонение и падежи у существительных
-Урок окончен.