Конспект урока по русскому языку на тему Упражнение в определении склонения имен существительных, употребленных в косвенных падежах


План урока по русскому языку
Класс: 4
Программа: «Школа России»
Учебник: Т.Г.Рамзаева «Русский язык»
Тема: Упражнение в определении склонения имён существительных, употребленных в косвенных падежах.
Цели: обобщить изученное о склонении имен существительных; формировать умение определять склонение имени существительного, если оно стоит не в именительном падеже.
Формируемые УУД:
п. - объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования склонения имен существительных;
к. – работать в парах, обмениваться знаниями для принятия совместных решений;
р. – осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению проблемных зон в обучении; оценка (осознание качества и уровня усвоения).
л. – формировать устойчивую мотивацию к обучению.
Ход урокаЭтапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Время УУД
1.Организационный момент Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь! Проверяют готовность рабочего места. 2 минуты л. – формировать устойчивую мотивацию к обучению.
2. Актуализация знаний 1) Игра «Третий лишний»
Задание: найти признаки, по которым можно объединить 2 слова из столбика и исключить третье из-за отсутствия этого признака.
сорока
корзина
гриб Россия
Классный
Честная
плавали
читала
поедут
Отгадайте загадку и произведите звуко-буквенный анализ отгадки.
Слаще мёда, мягче пуха.
«Отдохни!» - всё шепчет в ухо.
Тот, кто будет с ней дружить,
Будет очень плохо жить. (Лень) Рассуждают, доказывают свое мнение, вспоминая правила о непроверяемых гласных (словарных словах), парных согласных, делении на слоги, частях речи, правописании собственных существительных, временах и числах глаголов.
1 ученик на доске, остальные в тетрадях производят звуко-буквенный анализ слова «лень». 5-7 минут п. - объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования склонения имен существительных;
3.Самоопределение к деятельности - Какую тему мы проходили на прошлом уроке?
- Как определить склонение у существительных?
- Запишите существительные в три столбика.
Герой, улица, боль, мышью, конём, осине.
- Почему не можем сразу определить к какому склонению относятся эти слова?
- С чего же надо начинать определения склонения у существительных?
Сформулируйте тему урока.
Сформулируйте задачи урока.
Что мы знаем и чему должны научиться? - Склонения имен существительных.
Повторяют правило определение склонения.
1 ученик работает у доски, остальные – в тетрадях.
Ответы детей.
Надо поставить существительное в именительный падеж единственного числа.
Определение склонения у существительных, которые стоят не в именительном падеже.
Будем упражняться в определении склонения у таких существительных.
Знаем как определять склонение у существительных в именительном падеже (начальной форме) и должны научиться определять склонение у существительных в косвенных падежах. 2-3 минуты р. – осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению проблемных зон в обучении;
п. - объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования склонения имен существительных;
4. Работа по теме урока. С. 92, упр. 174 – задание учебника. 1 ученик работает у доски, остальные – в тетрадях. п. - объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования склонения имен существительных;
Физминутка. 5.Первичное закрепление С.92, упр.176
Из текста упражнения надо выписать существительные и определить их склонение.
Задание по рядам:
1 ряд выписывает существительные 1 склонения;
2 ряд – 2 склонения;
3 ряд – 3 склонения.
Проверка: одна пара зачитывает свои слова, остальные дети добавляют. Работают в парах. к. – работать в парах, обмениваться знаниями для принятия совместных решений;
п. - объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования склонения имен существительных;
6. Вторичное закрепление. Задание на экране:
Записать слова в столбики по склонениям.
Ветру, барабана, правдой, добром, тайну, новостью, защитнику, площадке, властью, лошади, городу, газеты, клетке, горлом, ботинка, арбуза, солью, дороги, собаке, медалью, задач, подписи, морковью, мебелью.

Проверка: на экране
1 скл. 2 скл. 3 скл.
Тайна
Площадка
Газета
Клетка
Дорога
Собака
Задача
Правда Ветер
Барабан
Добро
Защитник
Город
Горло
Ботинок
Арбуз Новость
Медаль
Подпись
Морковь
Мебель
Лошадь
Власть
Соль
- Кто справился с работой без ошибок?
- У кого одна ошибка? Дети самостоятельно записывают слова в столбики по склонениям.
Проверяют свои работы.
7 минут р. – осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению проблемных зон в обучении;
п. - объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования склонения имен существительных;
7. Итог. - Чему мы должны были научиться на уроке?
- Достигли ли мы цели урока?
Оценивание. Научиться определять склонение у существительных в косвенных падежах.
Ответы детей. р. – осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению проблемных зон в обучении;
8. Рефлексия. - Сделайте пометку на полях работы:
зеленым карандашом, если поняли тему;
желтым карандашом, если еще не все понятно;
красным карандашом, если тему не поняли. Делают пометки на полях, выражающие понимание новой темы. 1 минута р. – оценка (осознание качества и уровня усвоения).
9. Домашнее задание. С. 93, упр.177.
Дополнительное задание тем, кто понял тему: составить карточку по теме для того, чтобы использовать на следующих уроках. Записывают домашнее задание. 1-2 минуты р. – оценка (осознание качества и уровня усвоения).