Конспект урока русского языка Чудо-игрушка из глубины веков

Урок русского языка в 5-м классе
Чудо-игрушка из глубины веков
Цели:
образовательные:
- продолжить развитие речевой компетенции учащихся;
- закрепить навыки создания текста-описания;
-продолжить развитие творческих способностей учащихся;
воспитательные:
- расширить кругозор учащихся;
- воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту мира;
- воспитывать любовь к русской культуре.

Эпиграф урока
Хороша игрушка расписная!
Вся поет, бесхитростно светла.
И видна в ней радость молодая
Ставшая искусством ремесла.

Ход урока

I. Орг. момент.
II. Разминка (артикуляционная, пальчиковая, фонетическая).
III. Вступительное слово учителя: тема нашего урока звучит несколько странно и необычно: «Чудо-игрушка из глубины веков» (записываем число и тему урока).
Мы посвятим наш урок удивительной теме – теме народного ремесла.

Звучит стихотворение Леонида Хаустова «Художница»
В Дымкове, за Волгою-рекою,
Драгоценный продолжая труд,
Не ища на старости покоя,
Мастерицы славные живут.
Красная за окнами калина,
Пароходный движется дымок.
На столе – еще сырая глина,
Грубый, неоформленный комок.
За своей работою старушка
На скамейке низенькой сидит.
Глиняную вятскую игрушку
Лепит , нет, не лепит, а творит!
Хороша игрушка расписная!
Вся поет, бесхитростно светла.
И видна в ней радость молодая
Ставшая искусством ремесла.

– Как вы думаете, какой может быть основная мысль нашего урока?
Вероятно, мы будем говорить о красоте, о необычности игрушки. О талантливых мастерах, которые вкладывают в свои творения свою любовь, тепло, радость и надежду.

III. Чудо – игрушка из глубины веков (беседа с элементами развития речи)
1. Мы с вами уже говорили на наших уроках о народных ремеслах: о каких? (учащиеся называют):

Жостовская роспись
Павло-посадские платки
Гжельская керамика
«золотая хохлома»
Финифть ростовская
Вологодские кружева

– А сегодня мы поговорим и попробуем описать игрушку. Игрушку, сделанную настоящими мастерами, вложившими в нее не только свое мастерство, но и любовь, тепло, радость. Это игрушка, которую называют «Дымковской игрушкой».
Игрушка сопутствует человеку с древнейших времен. В национальных русских игрушках всегда ощутима доброта, улыбка; она проста и скромна, она дарит тепло и радость.

– А может игрушка рассказать о целом народе? (может, о таланте народа, о мечте, о том, как прекрасна земля и люди)
сообщения учащихся:
филимоновская игрушка
богородская игрушка
русская матрешка

2. – Мы поговорим об игрушке, которую называют праздничной «дымкой».
Учитель рассказывает о дымковской игрушке: история, особенности мастерства, всемирная слава игрушки.
3. Беседа: никогда дымковские мастерицы не лепили из глины волка, черта. Как вы думаете, почему? (Игрушки предназначались детям, должны нести только добро и свет).

4. Учитель рассказывает легенду о том, как игрушки спасли город от врагов.
Демонстрируются слайды, изображающие дымковскую игрушку.
Учитель: Посмотрите, кого изображают игрушки? (барыню, важную даму, животных, сказочных птиц)
Поедет крестьянин на ярмарку, купит игрушку, и получит ребенок в руки праздник, радость и тепло.
Удивительная особенность игрушки: не лепились пальцы, лицо, только цветными точками обозначались глаза, щеки, рот.
Сказочные образы зверей выступали в роли талисманов, хранителей благополучия.
Все фигурки лепились маленькими, орнамент (узор): круг, овал, горошины, полоски.

– Почему игрушка такая яркая? (жизнерадостность русского человека, тяга к теплому, живому, стремление к солнцу, жажда счастья).
Рассказ о космонавте Викторе Павловиче Савиных(из Вятки): взял в космос талисман – дымковского петушка как символ защиты от невзгод и на удачу.
Итак, подведем итоги: что мы узнали о дымковской игрушке?
– почему она называется дымковской?
– из какого материала она изготовляется?
– какие фигурки лепили дымковские мастерицы?
(отвечают учащиеся)
– можно ли сказать, что дымковская игрушка обладает своим характером? Какие черты можно назвать? (озорные, лукавые, смешные, добрые, веселые)
– какие цвета использовали мастерицы?
– какими орнаментами разрисовывались игрушки?
что можно представить, глядя на дымковскую игрушку?
– какие чувства вкладывали мастерицы в дымковскую игрушку?
(демонстрация слайдов с изображением игрушек)

IV. Подготовка к сочинению-описанию. Пояснение домашнего задания.
Записать зачин (вступление). Дается готовый текст.
Описать игрушку (использовать словарик).
Записать концовку (заключение). Дается готовый текст и изображения игрушек.

Приложения к уроку: раздаточный материал
1) Зачин
В слободе Дымково живут-поживают мастерицы. Дарят они людям радость: замечательные игрушки из глины. Неповторимая дымковская игрушка! Она знаменита на весь мир. Вот перед нами животные и птицы, а вот нарядная барыня с кавалером.
2) Концовка
Русский народ всегда верил в счастье. Поэтому искусство должно нести радость. Дымковская игрушка тоже укрепляет в людях веру в жизнь, в победу света и добра!
3) изображения игрушек

Словарик
Дымковская игрушка; лепить из глины; украшать орнаментом;
Мастерицы используют овал, круг, точки, полоски.
Игрушки расписывают в яркие цвета: синий, красный, оранжевый, желтый, зеленый.
Водоноска; кофта в горошек; пышная юбка. Шляпка; разрисовать; синий, красный и желтый цвета.
Пышная юбка; украсить; узор из кругов и полосок.
На плечах; коромысло; желтое; нести; синие ведра; вода; в.
Лицо; румяное; брови; дугой; бусы; шея; на. Барыня; нести; хлеб-соль; красивая скатерть;
Пышная юбка; украсить; орнамент; фартук с геометрическим узором;
Кофта; с короткими рукавами; ярко-красный жилет; бусы; крупные синие серьги; ярко-красная шляпка;

Литература:

Даль В. Энциклопедия русского слова. «Эксмо», М., 2009 г.
Клиентов А. Народные промыслы. «Белый город», М., 2008 г.
Саяхова Л.Г., Муллагалиева Л.К., Хасанова Д.М. Русское слово – русский мир. Уфа, РИЦ БашГУ, 2010 г.
Сычугова Л.П. Чудо-глина из глубины веков (развитие речевой компетенции при обучении сочинению-описанию в V классе). «Русский язык в школе» стр.20., №4, 2000 г.

Интернет-ресурсы[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ды
·мковская игрушка, вя
·тская игрушка, ки
·ровская игрушка  один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
29 ноября 201121,7 тыс. просмотров
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7 апреля 2013
дымковские игрушки - YouTubе