Конспект урока изобразительного искусства для 5 класса на тему Многообразие форм графического дизайна.Изготовление макета настольного календаря в технике граттаж


Открытый урок в рамках муниципального семинара «Актуальные проблемы профессионального самоопределения обучающихся»
Дата:19.01.2017
Класс:5 «Б»
Тема: Многообразие форм графического дизайна. Изготовление макета настольного календаря в технике граттаж.
Цель:
Получить представления о дизайне, как о виде, современного изобразительного искусства, иметь представление о средствах художественной выразительности дизайна и о профессии дизайнера, как одной из востребованных в современном обществе.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с разными видами графики, основными понятиями и многообразием форм графического дизайна.
Развивающие: развивать познавательный интерес, способствовать формированию творческого воображения, развивать вкус и чувство композиции, навык работы в нетрадиционной технике «граттаж»
Воспитательные: воспитание познавательного интереса к искусству дизайна
Оборудование для учащихся:
Заготовка развертки макета настольного календаря, ножницы, клей, штихель, эскиз работы, цветные карандаши, фломастеры.
Наглядно-демонстрационный материал
Мультимедийный проектор, презентация «Графический дизайн», ноутбук, выставка образцов полиграфической продукции: книги, журналы, плакат, листовки, марки, упаковки, календарь, таблицы с этапами выполнения работы в технике граттаж, рисунки,эстампы,таблички с терминами.
Образовательные ресурсы
Н.М.Сокольникова Основы композиции, Москва, Изд. "Титул", 1993г.
А.С.Питерских, Г.Е.Гуров, Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека, Москва, "Просвещение", 2008г.
План урока:
1. Дать определение графики, основных видов графики и роли графического дизайна в современном искусстве.
2. Показ компьютерной презентации с последующим объяснением
3. Выполнение самостоятельной работы по изготовлению макета календаря с использованием графической техники граттаж.
Ход урока
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Слайд 1.Подберите картинки, соответствующие видам искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, ДПИ).
Чем графика отличается от живописи?
Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок. Главным средством выразительности является цвет.
Графика-вид искусства, где главными выразительными средствами являются линия, штрих, пятно.
Объяснение нового материала
Слайд 2.Графика бывает разная по назначению.
1.Станковая графика – это рисунки и изображения, напечатанные с формы (эстампы) не несущие самостоятельное художественное значение.
2. Книжная графика – система формирования конструкции книги, иллюстрации, фигурные буквицы, шрифты, миниатюра.
3. Промышленная графика – это художественное проектирование товарных, почтовых, денежных знаков, эмблем, этикеток, товарных упаковок и т.д.
Задумывались ли вы, что эти предметы -это ни что иное, как воплощение дизайнерской мысли.
Нам уже сложно представить себе окружающий мир без дизайна. Дизайн проник практически во все сферы деятельности человека. Это в полной мере касается и такого вида дизайнерского искусства, как графический дизайн. С его проявлениями мы сталкиваемся повсюду — мы покупаем газеты, книги и глянцевые журналы, обращаем внимание на рекламные листовки, этикетки и красочные афиши, сталкиваемся с графическим дизайном в полиграфии и сети Интернет.
Слайд 3.Что же такое дизайн?
«Дизайн» – это творческая деятельность, целью которой является конструирование красивых, полезных и прочных вещей.
Очевидно, что графический дизайн тесно переплетается с изобразительным искусством и с миром информации. Задача графического дизайна перевести информацию на визуальный язык, понятным большинству людей.
А кто такие дизайнеры?
Дизайнеры – люди творческие и обладающие определенными уникальными способностями.
Слайд 4.Дизайнер - одна из престижных профессий в наше время. Выбирая профессию дизайнера, перед человеком открываются различные отрасли, где можно ее применить и добиться большого карьерного роста - дизайн интерьера, ландшафтный, графический, дизайн автомобилей, одежды и.т.д.
Профессия дизайнера требует не только творческих данных, но и владения компьютерными технологиями.
Постановка творческих задач.
Слайд 5.Практической частью нашего урока будет изготовление макета настольного календаря на 2017 год. По восточному календарю -это год петуха. На прошлом уроке вы выполнили эскиз с изображением петуха. Работу выполним в технике граттаж или воскография-техника процарапывания по воску. Граттаж напоминает гравюру. Основой изображения является черно-белый рисунок, состоящий из линий и штрихов.
Этапы выполнения работы
Слайд 6.1).Перевести рисунок на загрунтованную воском и тушью поверхность.
2)Штихелем обвести контур изображения.
3)Нанося штихелем линии, штрихи на поверхность покрытого воском листа, процарапать изображение
4)приклеить календарь
5)склеить детали макета ,6)украсить(при необходимости)
Выставка работ учащихся
Ребята выходят к доске и демонстрируют макет календаря
Рефлексия
Вам понравилось выполнять работу в технике граттаж?
Что было трудным в этой работе?
Подведение итогов
Что нового вы узнали на уроке?
С какими терминами вы познакомились?
Как называется техника, в которой вы работали?
У вас получились замечательные работы! Возможно, что кто-нибудь из вас в дальнейшем свяжет свою жизнь с дизайном.