Презентация проекта Зоологическая экскурсия на пресный водоём


Зоологическая экскурсия на пресный водоём Автор: СкорлотоваЮ.Е., учитель биологии ГОУ ЯО Гаврилов-Ямская скоши2014 Творческое название Маленькие обитатели маленьких водоёмов Основополагающий вопрос Чем же могут быть интересны водные животные? Проблемный вопрос Можем ли мы стать активными исследователями водоёма? Типология проекта: информационный, практико-ориентированныйПредметная область: Биология. Раздел «Растения». Раздел «Животные».Категория участников: 6,8 классДлительность: среднесрочный Цели проекта Образовательные: - изучение мест обитания, многообразия, строения, жизнедеятельности обитателей небольших пресных водоёмов; формирование базы для исследований; - знакомство учащихся с различными методиками наблюдения за поведением водных животных; - изучение требований, предъявляемых к оформлению исследовательских работ учащихся.Развивающие: - развитие наблюдательности, умений работать с натуральными, живыми объектами; - развитие умений и навыков по работе с инвентарём по отлову водных животных; - развитие навыков лова водных животных, правил их отбора и транспортировки; - развитие познавательных интересов и склонностей слабовидящих учеников; - коррекция отклонений процессов познания, ориентировки в пространстве и практической деятельности; - способствовать усвоению биологических понятий на более высоком качественном уровне путём органического соединения практической деятельности слабовидящих школьников с их теоретическим обучением.Воспитательные: - способствовать формированию коммуникативной культуры; - воспитание бережного отношения к природе; - прививать культуру труда в паре, приёмы работы с живыми объектами, бережное отношение к живым существам Аннотация Водоёмы в виде прудов, озёр, болот, речек, ям с водою и просто луж имеются повсюду, и все они так или иначе заселены. Даже самые загрязнённые, наполненные гниющими отбросами, с отвратительно пахнущей водой, и те имеют своеобразную фауну. Светит ли солнце, моросит ли дождь, тепло или холодно, тихо или ветрено – пресноводные обитатели всегда находятся в более или менее одинаковых условиях. И ранней весной и поздней осенью лов сачком даёт нужный результат. Цель проекта – выяснить: чем же могут быть интересны водные животные? Экологическое воспитание учащихся является одной из важнейших задач общества и образования. В ходе данного проекта слабовидящие учащиеся могут лично участвовать в выявлении экологических проблем, принятии и реализации решений в отношении качества окружающей среды. В ходе выполнения исследований обеспечивается мотивация, заинтересованность, значимость деятельности ребёнка для него самого и для окружающих; теоретические знания находят применение в практической и исследовательской деятельности. В тоже время учитывается уровень развития детей и их возрастные особенности – в работе по осуществлению проекта нет сложных, претендующих на научный результат , методов исследования. Участие в исследовательской работе даёт возможность детям с ОВР наиболее точно представлять предметы и пространство. Усвоение биологических понятий и представлений происходит на более высоком качественном уровне при органическом соединении практической деятельности слабовидящих школьников с их теоретическим обучением.Цель проекта – знакомство с пресноводной фауной Основные задачи : - изучить многообразие водных животных ближайшего водоёма и их особенности; - смотивировать учеников на самостоятельные исследования по изучению поведения водных животных; - развивать навыки лова водных животных, правила их отбора и транспортировки; - прививать бережное отношение к живым существам. Продолжительность проекта - 4 четверть 2013-2014 учебного года. Итоговое завершение – урок с представлением презентаций учеников и демонстрацией кинофильма. Частные вопросы Темы исследований Формы отчетности 1. Маршрут и способ подхода к ближайшему водоёму. 1.1. Разработка маршрута экскурсии на ближайший водоём. Презентация 2.Инструктаж о правилах поведения на водоёмах. 2.1. Разработка инструкции о правилах поведения на водоёме. Презентация 3. Способы дыхания у водных животных. 3.1. Как дышат водные животные? Презентация 4. Типы питания обитателей водоёмов. 4.1. Как питаются обитатели водоёмов? Презентация 5. Защитные приспособления у водных животных. 5.1. Могут ли водные животные себя защитить? Презентация 6. Экскурсия на водоём. 5.1.Жизнь водоёма весной. Видеофильм, подведение итогов Этапы проведения проекта Биология. Раздел Животные. 8 класс.1 урок: а) Введение в проблематику проекта.б) Определение тем исследований.в) Распределение учащихся для создания презентаций.2 урок: Темы презентаций, содержание видеофильма.Экскурсия: сбор материала, консультации учителя, видеосъёмка.Итоговый урок: Демонстрация презентаций и видеофильма. Подведение итогов. Этапы проекта Название этапов, продолжительность Деятельность ученика Деятельность педагога 1. Подготовительный Формулирование основополагающего и проблемного вопросов Создание проблемной ситуации 2. Проектировочный Определение тем исследования. Формулирование частных вопросов. Разработка критериев оценки Координация работы. 3. Практический Сбор материала. Создание презентаций. Работа над видеофильмом. Координация работы. 4. Контрольно-коррекционный Самооценка Координация работы. 5. Заключительный Представление (презентация) проекта Координация работы. Создание портфолио проекта Состав УМК Визитка проектаПримеры работ учащихся 1, 2, 3ВидеофильмИнформационные ресурсы Информационные ресурсы Б.Е.Быховский, Е.В.Козлова. Зоология. Учебник для 6 класса школ слабовидящих. Москва, «Просвещение», 19882. Б.Е.Быховский, Е.В.Козлова. Зоология. Учебник для 8 класса школ слабовидящих. Москва, «Просвещение», 1989 3. В.М.Суворова. Опыт экологической работы со школьниками. Волгоград. Издательство «Учитель», 2009 4. CD-диск «Открытая биология» 5. CD «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»