Конспект по окружающему миру на тему Пресный водоем и его обитатели


Вайцеховская Х.А.,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №7 г. Георгиевска
Урок окружающего мира
3 класс
УМК «Перспективная начальная школа»
Тема урока: «Пресный водоем и его обитатели»
Тип урока: урок усвоения новых знаний (УУНЗ)
Цель урока: создать условия  для формирования образовательных компетенций через реализацию учебного проекта по теме: «Пресный водоем и его обитатели»
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
-положить начало формированию знаний о взаимосвязях природного сообщества «Водоем»;
-показать важнейшую роль человека в охране всего окружающего;
-формирование норм здоровьесберегающего поведения в природе и социальной среде;
-помочь в освоении доступных способов изучения природы и общества (сравнивание, наблюдение, использование накопленного опыта и т. д.)
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-формулировать учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
-определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;
-находить наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
-вносить необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его эталона;
-развивать способность к мобилизации сил и энергии для решения поставленной задачи.
Коммуникативные УУД:
-сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации, готовность слушать собеседника;
-доступно излагать свои мысли, аргументировать и давать оценку действий;
-признавать возможность существования других точек зрения, слушать и слышать собеседника, вести диалог;
-договариваться о правилах поведения в группе и следовать им.
Познавательные УУД:
-умение вести поиск необходимой информации используя дополнительные источники (справочную литературу, интернет-источники), выделять, анализировать и синтезировать необходимую информацию для ее дальнейшего представления;
-создавать устные и письменные высказывания.
Личностные результаты:
-формировать целостный, социально ориентированный взгляд на окружающий мир;
-совершенствовать навыки результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля;
-развивать навыки сотрудничества с другими людьми в поиске необходимой информации, умение находить выходы из спорных ситуаций;
-осознавать смысл учения и понимание личной ответственности за будущий результат.
Оборудование: доска, презентация, карточки.
Образовательные ресурсы: Учебник «Окружающий мир» 3 класс, часть 2, О.Н. Федотова, Г.В. Трафимовп, С.А. Трафимов, Л.А. Царева.
Тетрадь для самостоятельной работы «Окружающий мир» 3 класс, часть 2, О.Н. Федотова, Г.В. Трафимовп, С.А. ТрафимовХод урока
1.Организационный момент
-Начинаем урок окружающего мира. Проверьте готовность к уроку.
2. Активизация познавательной деятельности
- Назовите, какие еще природные сообщества мы с вами уже знаем?
(Лес, луг, поле)
- Составьте цепь питание леса.
- Чем поле отличаются от луга? (Луг это естественное природное сообщество, а поле это искусственное природное сообщество, которое создано человеком для культурных растений )-Что объединяет эти сообщества, луг и поле – безлесый участок земли.
- Домашним заданием было составить 2-3 цепи питания поля. Откройте тетради по окружающему миру. Зачитайте свои примеры.
3. Этап целеполагания- Определите тему сегодняшнего урока по оглавлению учебника. Как она называется? («Пресный водоём и его обитатели»)
- На какой странице надо открыть учебник (Стр 59.)
1 Слайд
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке, определите цель нашего урока?
(Я думаю, что сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним природным сообществом «пресный водоем», так же узнаем природное сообщество это или искусственное, узнаем, какие растения и животные обитают в пресных водоемах ,составим цепи питания пресного водоема)
4. Работа по теме урока
4.1.Видео фрагмент «Какие бывают водоемы»
Ответы на вопросы по содержанию видеоролика
- В каких вода соленая, а в каких пресная? Назовите, какие природные водоемы есть в нашей местности. Может быть это естественные водоемы – река, озеро, ручей? Или искусственные – пруд, канал, водохранилище?
(Естественные: реки, озера, ручьи. Искусственные: пруды, каналы, водохранилище)(Река Кума, Подкусок, Калаус, )
- Есть ли а нашей местности соленые водоемы? (НЕТ)
4.2. Рассказ учителя.
- Каким бы не был водоем, естественным или искусственным, он украшает Землю, радует нас своей красотой . Из пресных водоемов мы берем воду, без которой нельзя обойтись ни в быту, ни на производстве. В них мы купаемся, а рядом с ними загораем. По воде на судах путешествуем и перевозим грузы.
Значение водоем в природе очень велико. Пресная вода водоёмов является важнейшим условием существования человека на Земле. А для животных которые живут вводе, это еще и единственный дом.
В водоёмах есть все, что необходимо для жизни: свет, тепло, воздух, растворенные минеральные вещества.
- Вспомните, какие там растут растения, какие животные обитают в водоемах? (Камыши, различная трава, лягушки, стрекозы, разные насекомые)
4.3. Работа с материалом учебника стр. 60- 64
1)С. 60 текст читает ученик
2) Работа с рисунком в паре. Рассмотрите рисунок обитателей водоема ( с.61). Назовите их. Время на работы 1 минута.
Опрос: назовите представителей растительного мира пресного водоема. ( камыш, стрелолист, кубышка желтая, кувшинка белая, стрелолист, рогоза, водоросли). А кто из животного мира обитает здесь? ( рак, моллюски, жук-плавунец, щука, окунь, лягушка, комар, стрекоза, утки, цапля, чайки, кулики, зимородки).
3) Продолжаем изучать материал учебника. (с.62-63) читают дети
4) Заключение делает учитель ( с.64)
Физминутка5. Применение знаний в практических заданиях
5.1. Тест «Обитатели водоема» основан на материале учебника
- А сейчас мы с вами проведем небольшой тест. На листах, которые у вас на парте вам надо ответить на 10 вопросов, но ответы будут не простыми, а виде геометрических фигур, ну а вот каких именно вам станет понятно из задания.
Самооценка ( +, -, V)
5.2. Составление цепи питания
- Тетрадь с.22 № 27 – коллективная работа
- Индивидуальная работа ( по карточке)
Составьте цепь питания, в которой участвуют данные организмы
( Ответ: зеленые водоросли, дафнии, мальки рыбы, тритон, чайка)
Взаимопроверка с эталоном на экране. Оценка соседа по парте ( +, -, V)
Домашнее задание: прочитать материал учебника с.59-64, выполнить задания в тетради с.20-22 № 25,26,28 ( У: с. с.59-64 читать, РТ: с.20-22№ 25,26,28)
Резерв: видеоролик о жизни пресных водоёмов
Итог урока. Рефлексия. Оценки за урок