КОНСПЕКТ УРОКА – ПРОЕКТА по окружающему миру на тему: «Пресный водоем и его обитатели»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 города Суздаля»
КОНСПЕКТ УРОКА – ПРОЕКТА по окружающему миру
ТЕМА: «Пресный водоем и его обитатели»
3 класс
УМК «Перспективная начальная школа»
Учитель первой квалификационной категории:
Козлова Галина Владимировна
2012 – 2013 уч. г.
ЦЕЛЬ:
- формирование образовательных компетенций через реализацию учебного проекта по теме: «Пресный водоем и его обитатели»
УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ:
1.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
*положить начало формированию знаний о взаимосвязях природного сообщества «Водоем»;
*показать важнейшую роль человека в охране всего окружающего;
* формирование норм здоровьесберегающего поведения в природе и социальной среде;
*помочь в освоении доступных способов изучения природы и общества (сравнивание, наблюдение, использование накопленного опыта и т. д.)
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения.
Регулятивные УУД:
*формулировать учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
*определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;
*находить наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
*вносить необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его эталона;
*развивать способность к мобилизации сил и энергии для решения поставленной задачи.
Коммуникативные УУД:
*сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации, готовность слушать собеседника;
*доступно излагать свои мысли, аргументировать и давать оценку действий;
*признавать возможность существования других точек зрения, слушать и слышать собеседника, вести диалог;
*договариваться о правилах поведения в группе и следовать им.
Познавательные УУД:
*умение вести поиск, выделять, анализировать и синтезировать необходимую информацию для ее дальнейшего представления;
*создавать устные и письменные высказывания.
3.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
*формировать целостный, социально ориентированный взгляд на окружающий мир;
*совершенствовать навыки результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля;
*развивать навыки сотрудничества с другими людьми в поиске необходимой информации, умение находить выходы из спорных ситуаций;
*осознавать смысл учения и понимание личной ответственности за будущий результат.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Учебник по окружающему миру2 ч. (УМК «Перспективная начальная школа», О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова);
Рабочая тетрадь для самостоятельных работ №2 ( О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов)
Словари, энциклопедии, хрестоматии;
Лист А-4, фломастеры, карандаши, краски;
Плакаты с изображением обитателей водоема;
Листы самооценки, инструкционные карты;
Карточки с буквами, составляющие слово «ВОДА»;
Смайлики для подведения итогов в эмоциональном плане.
Содержание взаимодействия с учащимися
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Эмоциональное начало урока Предлагает начать урок энергезирующей разминкой со словами:
Звонкий прозвенел звонок
Он урок начать помог.
Встанем вместе в дружный круг,
Каждый в нем надежный друг!
Если трудно - мы поможем,
Все узнать на свете сможем! Все берутся за руки, встают в круг и произносят дружно слова. Выход на тему урока в сотворчестве с учащимися Загадывает загадки:
1)Ползет наоборот,
Задом наперед,
Все под водой
Хватает клешней. (Рак)
2) Вильнет хвостом туда-сюда
И нет ее, и нет следа. (Рыба)
3)Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка)
- Где живут названные животные?
-Где они живут?
- Да, эти животные могли бы сказать:
В воде мы живем,
Без воды пропадем.
-Назовите тему урока, и какие задачи мы поставим перед собой на данный урок? Отгадывают загадки
- В воде или около воды.
- В реке ( в воде)
-Рассмотреть подробно природное сообщество «Водоем», разнообразие животных и растений, их взаимосвязь.
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Работа в статичных группах.
Постановка проблемы
Планирование деятельности
Осуществление деятельности по решению проблемы.
Самостоятельная работа учащихся.
Оформление полученных результатов. Что вас заинтересовало, говоря о пресном водоеме?
Учитель предлагает выбрать любую букву слова «В О Д А» и записать ее у себя на листе.
-Каждая группа будет готовить сообщение об обитателях водоема, и рисовать их представителей.
-Перед началом работы, давайте вспомним правила дружной работы.
-Для выполнения творческого задания не забывайте пользоваться инструкционной картой.
-Теперь обсудим и примем единые критерии оценивания.
Учитель – фасилитатор наблюдает, советует, следит за временем.
Консультирует по вопросам подготовки презентации проекта
(по просьбе учащихся) Кого мы можем встретить на водоеме? Как животные взаимодействуют друг с другом? Чем интересен мир водоема? Как осуществляется взаимосвязь живого и неживого в этом сообществе?...
Учащиеся, записавшие одинаковую букву, собираются вместе. Так формируются четыре группы для дальнейшей работы.
Учащиеся распределяют роли в группе; планируют свою деятельность; выбирают форму презентации предполагаемого коллективного продукта.
Называют установленные правила:
“ Будем вежливы.
“ Помогаем друг другу.
“ Не перебиваем, позволяем высказаться до конца.
“ Уважаем мнение каждого.
Учащиеся предлагают критерии:
-объем сообщения;
-использование дополнительных источников;
-оформление;
-способ изложения представленной информации.
Учащиеся самостоятельно проводят запланированную работу по решению поставленной проблемы. По необходимости консультируются с учителем.
Оформляют проект. Анализируют его (выясняют причины неудач и успехов) Коммуникативные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Презентация проектов
Учитель организует презентации участников проекта каждой группы.
В качестве эксперта принимает отчет групп. Оценивает полученные умения слушать, общаться друг с другом, высказывать и обосновывать свое мнение, умение работать вместе для получения общего результата и т. д.
Учащиеся представляют полученный результат в виде презентации, демонстрируя полученные умения и знания. Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Подведение итогов проекта Организует подведение итогов проекта в академическом, личностном и эмоциональном планах. Учащиеся заполняют «Лист самооценки» в каждой группе, показывают настроение с помощью условных знаков (смайликов) Регулятивные УУД
Личностные УУД
Домашнее задание В тетради №2 с.20-22 Инструкционная карта для 1 группы 1.Распределите роли между участниками проекта в группе и запишите в таблицу:
№ Роли в группе Участник проекта: фамилия
1 ЧТЕЦ 2 АНАЛИТИК 3 ИЛЛЮСТРАТОР 4 ХУДОЖНИК 5 ИССЛЕДОВАТЕЛЬ 6 ДОКЛАДЧИК 1.Прочитайте текст из учебника с. 59-64. Выберите нужный материал.Используйте дополнительную литературу.
2.Подготовьте сообщение на тему «Обитатели у берегов пресного водоема» по плану:
- растения;
- животные;
- взаимосвязь обитателей.
4.Придумайте и оформите цветную иллюстрацию к рассказу.
5.Подготовьте презентацию своей работы.
Инструкционная карта для 2 группы 1.Распределите роли между участниками проекта в группе и запишите в таблицу:
№ Роли в группе Участник проекта: фамилия
1 ЧТЕЦ 2 АНАЛИТИК 3 ИЛЛЮСТРАТОР 4 ХУДОЖНИК 5 ИССЛЕДОВАТЕЛЬ 6 ДОКЛАДЧИК 1.Прочитайте текст из учебника с. 59-64. Выберите нужный материал.Используйте дополнительную литературу.
2.Подготовьте сообщение на тему «Обитатели на поверхности пресного водоема»по плану:
- растения;
- животные;
- взаимосвязь обитателей.
3.Придумайте и оформите цветную иллюстрацию к рассказу.
4.Подготовьте презентацию своей работы.
Инструкционная карта для 3 группы 1.Распределите роли между участниками проекта в группе и запишите в таблицу:
№ Роли в группе Участник проекта: фамилия
1 ЧТЕЦ 2 АНАЛИТИК 3 ИЛЛЮСТРАТОР 4 ХУДОЖНИК 5 ИССЛЕДОВАТЕЛЬ 6 ДОКЛАДЧИК 1.Прочитайте текст из учебника с. 59-64. Выберите нужный материал.Используйте дополнительную литературу.
2.Подготовьте сообщение на тему «Обитатели в толще воды пресного водоема» по плану:
- растения;
- животные;
- взаимосвязь обитателей.
3.Придумайте и оформите цветную иллюстрацию к рассказу.
4.Подготовьте презентацию своей работы.
Инструкционная карта для 4 группы 1.Распределите роли между участниками проекта в группе и запишите в таблицу:
№ Роли в группе Участник проекта: фамилия
1 ЧТЕЦ 2 АНАЛИТИК 3 ИЛЛЮСТРАТОР 4 ХУДОЖНИК 5 ИССЛЕДОВАТЕЛЬ 6 ДОКЛАДЧИК 1.Прочитайте текст из учебника с. 59-64. Выберите нужный материал.Используйте дополнительную литературу.
2.Подготовьте сообщение на тему «Обитатели на дне пресного водоема» по плану:
- растения;
- животные;
- взаимосвязь обитателей.
3.Придумайте и оформите цветную иллюстрацию к рассказу.
4.Подготовьте презентацию своей работы.
Лист сомооценки участников проекта
Группа _______
№ Формируемые умения в учебном проекте Мои результаты
1 Я умею принимать и сохранять учебную задачу
2 Я умею планировать, контролировать свою деятельность
3 Я умею оценивать свою деятельность
4 Я умею работать с информацией
(источники информации: ____________
___________________________________
5 Я умею слушать и слышать товарищей
6 Я умею четко излагать свои мысли
7 Я могу выдвигать свои гипотезы и предположения
8 Я умею работать в паре и группе
9 Я умею заполнять инструкционный лист
10 Материал, изучаемый на уроке: *Я уже знал
*Узнал сегодня
*Это очень интересно для меня
Примечание: каждый участник проекта отмечает свои результаты на шкале черточкой в зависимости от уровня усвоения формируемых умений, в №10 ставит знак «V» около варианта своего ответа.
Смайлики для подведения итогов в эмоциональном плане
(Каждый ученик прикрепляет смайлик, показывающий свое настроение, на доску)