Конспект урока по математике Признаки делимости на 2, на 5, на 10

Тема «Признаки делимости на 2, на 5, на 10»

Цели :
образовательные
- изучение признаков делимости на 2, на 5, на10;
- формирование навыков определения чисел, делящихся на 2, 5 и 10 без непосредственного деления, а на основании признаков делимости
развивающие
- развитие умения применять полученные знания на опыте решения нестандартных задач;
- развитие внимания, умения анализировать и сопоставлять, выделять главное;
- развитие у учащихся логического мышления
воспитательные
- воспитание аккуратности, умения организовывать свою работу;
- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества;
- активизация познавательной деятельности на уроках математики к различным школьным предметам
Тип урока : урок изучения нового материала
Оборудование : ПК, презентация, созданная в Power Point, учебник, карточки
Структура урока:
Организационный момент 1 мин.
Актуализация знаний 5 мин.
Изучение нового материала 6 мин.
Закрепление нового материала 13 мин.
Итоги урока 4 мин.
Домашнее задание 1 мин.
Ход урока
Организационный момент.
Взаимное приветствие учителя и учащихся.
2. Актуализация знаний. Устный счет
Ребята, когда я спешила к вам на урок, мне вручили телеграмму. А знаете от кого? Это телеграмма от доктора Айболита. И мне хотелось бы поделиться с вами её содержанием. (слайд 1)
Телеграмма: Дорогие ребята! Сейчас я лечу в одну страну, там вспыхнула эпидемия, если её не предотвратить в течение нескольких часов, от её быстрого распространения погибнут все звери этой страны. В этой стране миллионы улиц, на каждой из которых миллионы домов, в каждом доме миллионы этажей. Обойти все эти дома я не успею. Если срочно не помочь – зверюшки погибнут. Но у меня есть достоверная информация о том, что эпидемия началась на Зоологической улице в одном из домов и ещё не распространились на другие дома. Номер этого дома делится одновременно на число 2, и на число 5, высылаю карту со списком домов. Помогите найти нужный номер дома. (слайд 2 ) О, если я не найду, я же совсем пропаду. Что станется с ними, с больными, с моими зверями родными? С уважением, добрый доктор Айболит.
- Ребята, поможем Айболиту?
Решите задания и мы найдем, на каком материке, и в какой стране случилась эпидемия.
1. 452 : 2 Р
2. 585 : 5 К
3. 10100 : 10 А
4. 2036 : 2 Л
5. 100 050 : 10 М
6. : : : Ф
Каждый ответ записать в прямоугольник . Сколько пальчиков у четырех мальчиков? Сколько носов у двух псов? Сколько ушей у пяти малышей?
7. Археологи далекого будущего когда-нибудь раскопают два окаменевших дневника с большим количеством окаменевших двоек. В Колином дневнике они найдут 230 окаменевшие двойки, а в Толином в 5 раз меньше. Сколько окаменевших двоек найдут археологи в Толином дневнике? А (слайд 3 )
8. Одному зайчику приснился страшный сон про то, что лиса научилась летать со скоростью 100 км/ч, а волк вдвое быстрее, а он зайчик в 5 раз медленнее, чем волк. С какой скоростью зайчик летал во сне? И (слайд 4 )
Страна Мали находится на материке Африка. Скажите, как называется столица этой страны? (слайд 5, 6 )
На доске уже выписаны номера домов на Зоологической улице, но обратите внимание, что это огромные числа. И если мы сейчас начнем делить эти числа в столбик сначала на 2, а затем на 5, то звери погибнут. Надо постараться найти способ для облегчения нашего поиска, поэтому, сегодня на уроке я предлагаю изучить признаки, которые помогут нам без непосредственного деления легко определить, какие числа делятся без остатка на 2, на 5, на 10.
Изучение нового материала
Тема сегодняшнего урока «Признаки делимости на 2, на 5, на 10» (записываем в тетради число, классная работа, тема урока) (слайд 7 )
Для того чтобы узнать, делится ли одно число на другое, не всегда нужно выполнять деление. Существуют признаки, позволяющие в некоторых случаях получить ответ на этот вопрос уже по самой записи чисел (слайд 8) Признак делимости это правило, позволяющее быстро определить, является ли число кратным заранее заданному числу, без необходимости выполнять деление.
Работа с учебником. №808 (слайд 9)
Какой может быть последняя цифра произведения на 2? Как называются эти
·числа : 0, 2, 4, 6, 8 – четные. Далее учащимся предлагается сформулировать признак делимости чисел на два. Если число оканчивается четной цифрой (0, 2, 4, 6, 8), то это число делится на два. (слайд 10)
Какой может быть последняя цифра произведения на 5? Сформулируем признак делимости чисел на пять: если число оканчивается на 0 или на 5, то число делится на пять. (слайд 10)
Что можно сказать о последней цифре чисел произведения на 10?
Мы с вами знаем, что при умножении на 10 получается число, оканчивающееся нулем. Поэтому любое число, оканчивающееся цифрой 0, делится на 10.
Сформулируйте признак делимости на 10: если число оканчивается нулём, то число делится на 10. (слайд 11 ) Дополнительный вопрос: Как вы думаете, чем оканчиваются числа, которые делятся без остатка на 100? на 1000?
Признаки делимости на 2, на 5 , на 10 (слайд 12 )
4.Закрепление нового материала
Решите № 810 (на доске 3 учащихся, по вариантам)
- Все знают номер своего дома? Поднимите правую руку, если номер вашего дома делится на 2; левую , если делится на 5; хлопните в ладоши , если делится на 10.
Задача (устно). Айболит принёс заболевшему Бармалею несколько коробок с яйцами, по 10 яиц в каждой коробке. Может ли быть, что он принёс 35 яиц? 43 яйца? 50 яиц? (Может только принести 50 яиц). (слайд 13 )
Физкультминутка (слайд 14 )
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть опять.
Задание 1. (по рядам) Определить, какие из чисел 651, 2700, 880, 101, 2015, 61122, 358, 765, 615, 906 делятся : 1) на 2 2) на 5 3) на 10 (взаимопроверка: передать соседу по парте). Поднимите руки кто выполнил без ошибок? (слайд 15 )
Задание 2. Устно. Придумать два трехзначных числа, которые:
Делятся на 2
Делятся на 5
Делятся на 10
Делятся на 5 и 10
Делятся на 2 и 5
Делятся на 2 и 10
Делятся на 2, 5 и 10 (слайд 16) (хлопать в ладоши , если будут числа называть неверно)
Задание 3.(по группам) Какие цифры можно подставить вместо буквы «а», чтобы полученное число : Делилось на 2 : 286а, 5а1, 75а10; на 5 и на 10 : 5а76, 900а, 4а0 (слайд 17 )
Задание 4. № 820 (слайд 18) 1) неверно 2) неверно 3) неверно 4) , 5)верно
Чтобы помочь решить задачу Айболиту, давайте выполним задание на карточке, которое приблизит нас к решению поставленной задачи. Нужно распределить числа в таблицу.
Карточка. Заполните таблицу, предлагаемыми числами: 3, 17, 40, 76, 155, 304, 305, 700, 847, 968, 975, 5543, 6000. (слайд 19)
Делятся на 2
Делятся на 5
Делятся на 10
Делятся на 2 и на 5 одновременно
Делятся на 2 , на 5 и на 10 одновременно







Проверка вслух. Обратите внимание, что получились столбики с одинаковыми результатами – это столбики 3, 4,5. Сделайте вывод о том, чем оканчиваются числа , которые делятся на 2 и на 5 одновременно. (ответ: числа, которые одновременно делятся и на 2 и на 5, должны оканчиваться нулем)
А теперь вернемся к заданию Айболита. Номер этого дома делится одновременно на число 2, и на число 5. На все парты раздаются карты из телеграммы Айболита. (слайд 20) Ребятам предлагается на карте обвести номер дома, где началась эпидемия. Ребята выясняют номер дома, и затем вписываем его в ответную телеграмму для Айболита
Для Айболита. (слайд 21 )
Надеемся, что нам удалось помочь. Сообщаем свой результат:
Эпидемия началась на Зоологической улице в доме номер 3741830
Ученики ____6__класса
5.Подведение итогов урока. Рефлексия (слайд 22)
- Ребята, удалось ли нам помочь Айболиту?
- Что нам пришлось изучить, чтобы облегчить выполнение задачи Айболита?
- Какой признак понравился вам больше всего? Сформулируйте его?
- Понравилось ли вам помогать Айболиту?  
6. Домашнее задание. (слайд 23 ) 1. №815, 818 аб, 822а, 837 аб
2. Придумать задачу с использованием признаков делимости*


Памятка
ДЕЛИМОСТЬ ПО ПОСЛЕДНЕЙ ЦИФРЕ:
(чем оканчивается число, если оно делится на:)
НА 2: 0, 2, 4, 6, 8
НА 5: 0, 5
НА 10: 0
НА 2 И НА 5 ОДНОВРЕМЕННО: 0
НА 2, НА 5 и на 10 ОДНОВРЕМЕННО: 0





































4

46

117

40

226

46

1010

1018

10005

40



Рисунок 1515