Урок по информатике и ИКТ на тему: Знакомство со средой программирования Small Basic


Основы программирования.
Язык программирования Small Basic
УРОК 1: Знакомство со средой программирования Small Basic.
Цель: Познакомить с языком программирования Small Basic.
Задачи:
Начать изучение языка программирования Smal Basic. Дать понятие об ООП (объектно-ориентированном программировании)
Обучить работе в данной среде программирования. Познакомить с «текстовым объектом» среды Smal Basic.
 Дать первое представление о создании программ в среде программирования.
Основные воспитательные задачи проекта:
Воспитание личностных качеств: целеустремлённость, внимательность, аккуратность, объективность в самооценке, ответственность, познавательный интерес.
Основные развивающие задачи проекта:
Формировать у учащихся ключевые компетентности, способствующие успешной социальной адаптации;
Развивать стремление к саморазвитию и личностному росту через познавательную деятельность.
Знать: Основные понятия: объект, переменные, присваивание, типы данных, ввод-вывод. Знать составляющие элементы среды программирования Small Basic.
Уметь:  Загружать программу Smal Basic. Создавать простейшие проекты в данной среде программирования. Уметь вводить математические функции и производить запись математических выражений на языке Smal Basic. Составлять простые линейные программы.
Оборудование и материал: опорный конспект лекции (см. Приложение1), карточки-задания, ПК, приложение Small Basic, доска, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока:
Организационный момент
Подготовка к уроку
Актуализация знаний
Объяснение нового материала
Закрепление изученного материала
Самостоятельная практическая работа за ПК
Вопросы по теме
Подведение итогов
Выставление оценок
Домашнее задание
Организационный момент
Подготовка к уроку (проверить готовность к уроку, отметить отсутствующих)
Актуализация знаний
Для чего нужно программирование?
Вы хотите написать реферат по биологии. Скорее всего, писать его вы будете на компьютере в каком-либо текстовом редакторе. А откуда взялся текстовый редактор? Конечно, его написали программисты. Вы будете искать информацию в интернете используя браузер, который тоже написали программисты. После того, как напишете реферат, вы захотите отдохнуть и поиграть в компьютерную игру, которую опять-таки написали программисты. Вообще, работа на компьютере невозможна без использования программ, которые пишут программисты. А значит, если бы не было программирования — не было бы и программ, а компьютер представлял бы собой кучу дорогого железа, ведь сделать что-то с помощью компьютера без программ невозможно.
Этапы решения задач.
Основные понятия
Программирование – написание программ.
Программа – алгоритм, написанный на языке программирования, понятному компьютеру.
Алгоритм – четкая последовательность действий, направленная на достижение цели.
В объектно-ориентированном программировании введено понятие объекта, реализованы механизмы вычисления, позволяющие:
Описывать структуру объекта
Описывать действия с объектами
Использовать специальные правила наследования объектов (Наследование означает создание новых объектов из уже существующих)
Установить степень защиты компонентов объекта
Теория
Первое знакомство
Microsoft Small Basic — язык программирования, разработанный компанией  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Microsoft" \o "Microsoft" Microsoft. Предназначен для начинающих разработчиков, желающих постигнуть основы создания программ.
Основные преимущества:
Очень простая среда разработки — текстовый редактор с многофункциональной подсказкой и лишь несколько кнопок для редактирования текста и запуска программ.
Простой язык, включающий всего 20 ключевых слов
Встроенная в среду разработки контекстная документация по всем элементам языка
Возможность расширения компонентов Small Basic для включения дополнительного функционала. (Например, в поставке уже идут возможности по работе со службами)
Особым достоинством BASIC следует считать возможность работы в режиме интерпретации, который резко упрощает процесс отладки программ: исполнение почти каждой команды можно проверить сразу после написания.
Оператор вывода
На языке Small Basic Значение оператора Результат на экране
WriteLine("Привет!") Выводит на экран строку (текст или число) Привет!

Для получения результата – вывода текста «Привет!» на экран - необходимо написать программу:
TextWindow.WriteLine("Привет!")
Программа вводится в окно Small Basic и запускается кнопкой Запуск или клавишей F5

Результат программы – вывод текса: "Привет!" в Текстовом окне программы.
17217-2169Строка означает «Нажмите любую клавишу для продолжения….»
TextWindow – это объект «окно с текстом», в котором можно отображать текст.
Объект обладает свойствами и методами.
Метод объекта-то, что объект умеет делать, т. е. это операции (операторы)
Параметр операции заключается в скобки WriteLine( )Так же объект текстового окна обладает свойствами (это характеристики объекта), например
Свойство BackgroundColor– устанавливает цвет фона для текста, ForegroundColor- цвет текста
36741104423410209554354195
Цвета:
redyellowgreenblue  blackwhite 
красный жёлтый зелёный синий чёрный белый
Переменная
Для создания программ часто используют переменные.
Переменная имеет имя - латинская буква (a)
Переменной можно присвоить значение, например числовое
a = 5, где знак «=» - это оператор присвоения
Строка Значение строки
а = а + 5 Взять значение переменной а
Прибавить к нему 5
Положить новое значение переменной а, стерев из неё предыдущее
Переменная бывает двух типов: число и строка (последовательность символов)

10, -5, 3.14«информатика»
Действия над числами Действия над строками
Складывать +
Вычитать –
Умножать *
Делить /
Математические действия:
Синус, логарифм, корень Склеивать
Делить на части
Искать символы
Заменять символы
ПРИМЕР с оператором «+»
выражение результат выражение результат
5+7 12 «иван»+ «ова» «иванова»
0+5 5 «класс»+ 10 «класс10»
Составление программ
Назначение программы


Оператор ввода TextWindow.Read() Ввод строки
TextWindow.ReadNumber() Ввод числа
Оператор вывода TextWindow.Write(data) Обычный вывод
TextWindow.WriteLine(data) Вывод с переходом на следующую строку экрана
Пример 1: программарезультат

Пример 2: программарезультат

Пример 3: программа вычисляет и выводит на экран сумму двух переменных a и b

Использование в выражении математических функций
функция описание функция описание
Math.Abs(namber) модуль Math.Cos(namber) косинус
Math.Ceiling(namber) округляет до целого числа Math.GetDegrees(namber) перевод числа из радиан в градусы
Math.GetRandomNumber( maxnamber) Случайное число в интервале от 1 до maxnamberNaturalLog(namber) Натуральный логарифм
Math.PiЧисло Пи Math.Power(baseNamber,exponent) Вoзведение числа baseNamber в степень exponent
Math.Max (namber1, namber2) Максимум двух чисел Math.Remainder(dividend, divisor) Остаток от деления
Math.Sin(namber) Синус Math.Tan(namber) Косинус
Math.ScuareRoot(namber) Корень Math.Round(namber) Обычное округление
Math.ArcSin(namber) Арксинус Math.Floor(namber) Округляет до ближайшего наименьшего целого
Так выглядит программа вычисления функции с переменной Так выглядит программа вычисления функции с константой
TextWindow.WriteLine("введите значение переменной х")
x=TextWindow.ReadNumber()
y=Math.Abs(x)
TextWindow.WriteLine("y равно "+y)
TextWindow.WriteLine(Math.Abs(-10))
Составление сложных математических выражений
Y=Cosx2 Y=Math. Cos(Math.Power (x,2))
Y=Cos2x Y=Math.Power(Math.Cos(x),2)
Y=10/logx+2Пи Y=10/ Math. NaturalLog(x)+2* Math.PiЗакрепление материала
Самостоятельная практическая работа за ПК
Задания для самостоятельной работы
Задание 1:
Определить конечные результаты операторов присвоения
Пример 1 результат Пример 2 результат
Х=3
Y=2
X=X+2
Y=X*2
X=Y X=
Y= А=15
B=A
A=B/5+2
B=A*3
A=0 A=
B=
Задание 2: Составить программу вычисления произведения 3-х переменных: a, b и c.
Задание 3: Составить программу вычисления выражения: z=5*x+y/2 (при условии х=10, y=100)
Задание 4: Составить программу вывода значений Х и Y , согласно заданию 1.
Задание 5: Составить программу нахождения дискриминанта
Задание 6: вычислите выражения
(5+5)3(1000)
2+|3-25|(24)
42 – 35+1(10)
Cos2(Pi/4)+Sin 2(Pi/2)(1)
815+22(1)
Y=2x2(при x=5, y=50)
X1,2=-b±b2-4ac2a(при а=2 , b=6, c=4 , x1=-1, x2=-2)
Z=ln(y)-3(при y=3, z=-1,901…)
С= |a2+b2|b+2(при a=4, b=9, c=13)
Y=cos(x)+sin(x)(x=1800, y=-1)
Вопросы
Что такое программа?
Для чего нужны языки программирования?
Назовите базовые элементы объектно-ориентированного программирования?
Какие операции можно производить в «текстовом окне»?
Что означает оператор присвоения:
Какие типы данных используются в Smal Basic?
Как записываются операторы ввода-вывода?
Подведение итогов
Выставление оценок
Домашнее задание
работа с опорным конспектом
подготовить сообщение на тему: « Разновидность языков программирования»
Составить программу вычисления площади треугольника по формуле Герона
Приложение
ОК 1: Основы программирования на языке Small Basic.
Программирование – написание программ.
АЛГОРИТМ + ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ = ПРОГРАММА
Переменная
Переменная имеет имя - латинская буква (Например, a, В, х1, С9)
Переменной можно присвоить значение
Пример: a = 5, где знак «=» - это оператор присвоения
Переменная бывает двух типов: число и строка (последовательность символов)

10, -5, 3.14«информатика»
Действия над числами Действия над строками
Складывать +
Вычитать –
Умножать *
Делить /
Математические действия:
Синус, логарифм, корень Склеивать
Делить на части
Искать символы
Заменять символы
Составление программ
Назначение программы

78464347TextWindow – это объект «окно с текстом», в котором можно отображать текст.
Параметр операции заключается в скобки - WriteLine( )Объект текстового окна обладает свойствами, например
Свойство BackgroundColor– устанавливает цвет фона для текста, ForegroundColor- цвет текста
Используемые цвета:
redyellowgreenblue  blackwhite 
красный жёлтый зелёный синий чёрный белый
Операторы языка Small Basicоператор «+»
язык Small Basic действие оператора пример
+ склеивание выражение результат
«иван»+ «ова» «иванова»
Основные операторы
Оператор ввода Пример
Read() Ввод строки Запись результат
ReadNumber() Ввод числа TextWindow. ReadNumber() ожидание ввода числа
Оператор вывода Пример
Write(data) Обычный вывод Запись результат
WriteLine(data) Вывод с переходом на следующую строку экрана TextWindow.WriteLine("Привет!") Привет!

Использование в выражении математических функций
функция описание функция описание
Math.Abs(namber) модуль Math.Cos(namber) косинус
Math.Ceiling(namber) округляет до целого числа вверх Math.GetDegrees(namber) перевод числа из радиан в градусы
Math.GetRandomNumber( maxnamber) Случайное число в интервале от 1 до maxnamberNaturalLog(namber) Натуральный логарифм
Math.PiЧисло Пи Math.Power(baseNamber,exponent) Вoзведение числа baseNamber в степень exponentMath.Max (namber1, namber2) Максимум двух чисел Math.Remainder(dividend, divisor) Остаток от деления
Math.Sin(namber) Синус Math.Tan(namber) Косинус
Math.ScuareRoot(namber) Корень Math.Round(namber) Обычное округление
Math.ArcSin(namber) Арксинус Math.Floor(namber) Округляет до ближайшего наименьшего целого
Составление сложных математических выражений
Y=Cosx2 Y=Math. Cos(Math.Power (x,2))
Y=Cos2x Y=Math.Power(Math.Cos(x),2)
Y=10/logx+2Пи Y=10/ Math. NaturalLog(x)+2* Math.PiТак выглядит программа вычисления функции с переменной Так выглядит программа вычисления функции с константой
TextWindow.WriteLine("введите значение переменной х")
x=TextWindow.ReadNumber()
y=Math.Abs(x)
TextWindow.WriteLine("y равно "+y)
TextWindow.WriteLine(Math.Abs(-10))
Программа вычисления суммы двух переменных а и b

TextWindow.WriteLine("введите значение переменной a")
a=TextWindow.ReadNumber()
TextWindow.WriteLine("введите значение переменной b")
b=TextWindow.ReadNumber()s=a+bTextWindow.WriteLine("сумма чисел равна "+s)
Программа вводится в окно Small Basic и запускается кнопкой Запуск или клавишей F5.
Строка Press any key continue …означает «Нажмите любую клавишу для продолжения