Особенности развития творческого мышления одаренных детей в процессе обучения в начальной школе


Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ №12»«Особенности развития творческого мышления одаренных детей в процессе обучения в начальной школе».«Таланты будущих поколений могут быть охраняемы только путем развития и воспитания юных талантов, для этого же необходимо их раннее узнавание».Г. Ревеш В целях создания условий для повышения качества жизни и здоровья детей Правительство Российской Федерации постановляет: 1.Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Дети России" на 2007- 2010 годы, включающую подпрограммы "Здоровое поколение", "Одаренные дети", "Дети и семья" (далее - Программа)… Председатель Правительства Российской Федерации: М.ФрадковПОСТАНОВЛЕНИЕ от 21 марта 2007 г. № 172 МОСКВАО федеральной целевой программе "Дети России" на 2007 - 2010 годы. Гении человечества: Иван Павлов - русский ученый-физиолог.Исаак Ньютон - английский ученый-физик. Хорошо известно, что собака облизывается при виде еды, но только И.П.Павлов увидел в этом проблему и, изучая её, создал учение об условных рефлексах.Другой пример – Исаак Ньютон. Множество людей наблюдало падение предметов с высоты на землю, но только Ньютон задумался над этой проблемой и открыл закон всемирного тяготения. Что такое одаренность? Современные ученые полагают, что окончательное формирование коры головного мозга завершается как минимум к 12-14 годам. Если ребенок провел это время в окружении добрых и внимательных людей, помогающих и корректирующих его развитие, тренирующих "западающие" элементы психики, то ему уже ничто не помешает стать развитым человеком, ведь еще Дарвин говорил, что всякий орган от тренировки улучшается. Американский психолог Xерб Гарднер выделил семь разновидностей интеллекта, определяющих способности человека к умственной деятельности в разных сферах: язык, логика и математика, пространственное мышление, музыка, мышечно-двигательная сфера (танцы и атлетика), самопознание, межличностные отношения (лидерство, социальные способности). Все эти виды независимы друг от друга, за каждым из них ведет наблюдение особый отдел мозга. Считается, что чем больше сфер деятельности, в которых отличаются дети, тем они одареннее. А гениальность — это проявление всех видов деятельности. В представленных заданиях объединены знания и понятия из разных школьных дисциплин - русского языка, математики, литературы, истории и так далее. Выполняя подобные задания ребята развивают широту, вариативность, гибкость и нестандартность мышления. А также учатся соотносить , казалось бы, абсолютно несхожие явления и подходить к одной и той же проблеме с разных сторон. Выполняя такие задания школьники смогут понять, что приобретение знаний - процесс не только необходимый в условиях современной жизни, но и чрезвычайно увлекательный. Развиваем логическое мышление: Умный мельник Мельнику принесли три мешка зерна. В двух из них были однородные зерна, а в третьем - смесь. На одном из них было написано РОЖЬ, на втором – ПШЕНИЦА, на третьем – ПШЕНИЦА и РОЖЬ. Известно, что каждое утверждение ложно – не соответствует истине. Как мельнику определить, в каком из мешков что находится, если он имеет право открыть лишь один из мешков и достать лишь одно – единственное зернышко? Развиваем творческое мышление: Перед вами 9 прилагательных. Рядом с каждым из них напишите подходящее по смыслу существительное, начинающееся с той же самой буквы. Например, ЧУДЕСНЫЙ – человек. Обращайте внимание на род слов. КВАДРАТНЫЙ КВАДРАТНАЯКРУГЛЫЙ КРУГЛОЕТРЕУГОЛЬНАЯ ТРЕУГОЛЬНЫЙПРЯМОУГОЛЬНОЕ ЦИЛИНДРИЧЕСКИЙ ШАРОВИДНЫЙ Развиваем речь:  Выберите правильный ответ.От какого чувства Зеленеют?От какого чувства Краснеют?От какого чувства Белеют?От какого чувства Чернеют?От какого чувства Синеют?От какого чувства Желтеют?От какого чувства Розовеют?Слова на выбор: злоба, холод, горе, смущение, зависть, страх, стыд. Развиваем воображение:- Расшифруйте картинки, которые нарисованы вместо некоторых слов. Прочитайте рассказ. Подумайте, могла бы подобная ситуация происходить зимой? Объясните свой ответ.- Как вы думаете, сколько белых клеточек останется, если наложить три рисунка друг на друга? Развиваем пространственное мышление:Посмотрите внимательно на рисунок и ответьте на вопросы, связанные с передвижением поросёнка.  Если поросёнок пошёл на одну клетку влево, то сколько морковок он нашёл?Видите ли вы на картинке овощ, о котором говорят: "Сто одёжек и все без застёжек"?В какую сторону надо идти поросёнку, чтобы найти огурец? Один ли он изображён на рисунке?Наш герой поднялся на одну клеточку вверх и одну влево. Что он увидел?Сколько клеток надо пройти и как, чтобы найти две морковки?Что изображено в нижнем правом углу? А в верхнем левом? Какие это грибы? Назовите съедобный и несъедобный.Сколько фруктов вы увидели на рисунке?Как поросёнку быстрее добраться до ёлочки: идя вверх и направо или направо и вверх?  Развиваем ассоциативное мышление: Посмотрите на следующие пары слов и попытайтесь объяснить, почему к каждому подобраны такие слова- ассоциации:Белка – орехПринцесса- горохКолобок- дорогаГеркулес – овесДюймовочка- цветокГорох- кроватьКаша- топорБуратино- книга А теперь придумайте ассоциации к числительным. Например, ДЕСЯТЬ ассоциируется с ДВУМЯ ладонями и т. д. Два - Пять - Три - Семь - Двенадцать - Сто - Четыре - Девять - Ноль - Альберт Анатольевич Лиханов (13 сентября 1935, Киров) —писатель, президент Международной ассоциации детских фондов, председатель Российского детского фонда, директор Научно-исследовательского института детства. Раскрытие одаренности во многом зависит от социального окружения и обучения, но при этом признается и обязательное влияние внутренних условий — природных задатков (анатомо-физиологических особенностей) ребенка.Замечательные слова написал детский писатель А. Лиханов:«Не сумма знаний, не набор рецептов — их вообще не существует, ибо примененное — и удавшееся! — к одному может оказаться — и оказывается — совершенно неприменимым к другим, ибо у каждой звезды свой свет, своя температура, своя атмосфера, а самое главное — своя удаленность от нас. И добиться победы можно, лишь относясь к детям — ко всем детям — как к звездам! Смотреть на дитя и видеть в нем незримое никому сплетение дарований — вот высшее педагогическое предназначение тех, кто отдает себя высокому делу воспитания». В помощь педагогу:Книги об одаренных детях. Спасибо за внимание.