Использование проблемных ситуаций на уроках математики в развитии творческого мышления младших школьников. творческого


Учитель начальных классов СОШ № 11 п. Новый УргалБатеева Оксана Анатольевна Использование проблемных ситуаций на уроках математики в развитии творческого мышления младших школьников. Понятие творческого мышления Творческое мышление - мышление, связанное с созданием или открытием принципиально нового субъективного знания, с генерацией собственных оригинальных идей. В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином «креативность».Психологи и педагоги, работающие по исследованию специального целенаправленного развития креативности, выделяют следующие основные условия, влияющие на формирование творческого мышления: Условия формирования творческого мышления Индивидуализация образования Исследовательскоеобучение Проблематизация Показатели, характеризующие творческое мышление: Беглость – включает в себя два компонента: лёгкость мышления, то есть быстрота переключения текстовых заданий и точность выполнения заданияГибкость мыслительного процесса – это переключение с одной идеи на другую (способность найти несколько различных путей решения одной и той же задачи)Оригинальность – минимальная частота данного ответа к однородной группе 1 уровень – самый высокий уровень мышления (17%)2 уровень – высокий уровень мышления (17%)3 уровень- -средний уровень мышления (44%)4 уровень – низкий уровень мышления (22%) Констатирующий этап «Сделайте вашего ребёнка внимательным к явлениям природы. Ставьте доступные ёго пониманию вопросы и предоставьте ему решать их. Пусть он узнаёт не потому, что вы сказали, а потому, что сам понял…»Жан –Жак Руссо Возможности проблемного обучения в развитии творческого мышления учащихся Проблемное обучение – это система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоения новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. Для этого необходимо действие двух факторов:   1. Возникновение познавательной потребности локализуемой в определенном учебном материале;   2. Овладение новыми обобщенными знаниями, необходимыми для выполнения определенных задач. В качестве психологической основы проблемного обучения обычно называют сформулированный С. Л. Рубинштейном тезис: "Мышление начинается с проблемной ситуации". Что же такое проблемная ситуация? С психологической точки зрения проблемная ситуация представляет собой более или менее явно осознанное затруднение, порождаемое несоответствием, несогласованностью между имеющимися знаниями и теми, которые необходимы для решения возникшей или предложенной задачи. Технология проблемного обучения -Какой возникает вопрос?Сформулируйте проблему.-Какой будет тема урока? -Что удивляет?-Какие видите факты?-Сколько есть мнений?-Сравните их. Столкнуть противоречивые факты, теории, или мнения учеников 2. «С удивлением» - Какой будет тема урока? Вы смогли выполнить задание?В чём затруднение? Датьпрактическоезадание,невыполнимоевообще 1. «С затруднением» Побуждение формулированию учебной проблемы Побуждение к осознанию противоречия Приёмы создания проблемной ситуации Тип проблемной ситуации Этапы творческой учебной деятельности Продукт –формулировка правила, закона, свойства и т.д. Выражение нового знания научным языком в принятой форме. 3. Выражения решения. Решение-понимание нового знания -выдвижение гипотез-проверка гипотез 2. Поиск решения. Проблема –вопрос, охватывающий противоречие проблемной ситуации -возникновение проблемной ситуации-осознание противоречия-формулирование проблемы 1. Постановка проблемы. Результат этапа Содержание этапа Название звеньев Признак- эмоциональная реакция удивление, затруднение Содержание – противоречие между двумя фактами Проблемная ситуация Новые ЗУНы Решение проблемы информация помощь Проблема (осознание неизвестного) Новые ЗУНы Педагогическая проблемная ситуация Схема проблемного обучения Формирующий этап 1 уровень – самый высокий уровень мышления ( 22%)2 уровень – высокий уровень мышления (28%)3 уровень – средний уровень мышления (50%)4 уровень – низкий уровень мышления (0%) Сравнительная диаграмма Вывод При использовании проблемных ситуаций и системы заданий с разной степенью проблемности на уроках математики повышается уровень творческого мышления младших школьников. Пусть живая, ищущая мысль ребёнка, рассуждение, доказательство, сопоставление освещают все стороны изучаемых явлений и помогают не только усвоению понятий, но и овладению навыками. Л.В.Занков