СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ

В настоящее время проблема развития речи волнует педагогов дошкольного образования. Если детский сад не имеет в штате учителей-логопедов, то задача коррекции недостатков в речевом развитии ложиться на «плечи» воспитателей и родителей воспитанников.
Специалисты в области коррекции речевого развития предлагают воспитателям групп общеразвивающей направленности включать в образовательный процесс элементы сказкотерапии, которая позволяет повышать мыслительную и эмоциональную активность, снимать физическую и психическую напряженность, совершенствовать у детей речевые навыки.
Диагностические данные детей с ОНР (общим нарушением речи) подтверждают у них нарушение всех основных частей языковой системы, нарушение внимания, памяти, недостаточно сформированное словесно-логическое мышление. Все перечисленные процессы тесно связаны с речевой функцией.
Концепция сказкотерапии разработана российскими учеными: Л.Б.Фесюковой, Л.Д.Коротковой, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой и др.).
Л.Короткова в своей книге «Сказкотерапия для дошкольников и детей младшего школьного возраста» рекомендует методическую систему работы над сказкой, которая состоит из 2-х этапов:
Первый этап включает в себя следующие виды работы:
чтение сказки воспитателем;
беседу по сказке на нравственно- духовную тематику, эмоциональное переживание;
речевую зарядку (словарная работа, развитие фразовой речи, знакомство с фразеологическими оборотами, пословицами и поговорками);
развитие мышления и воображения (вопросы по сказке, задания на преобразование сюжета, героев, обучение умению выражать свою позицию, оценку событиям и героям);
арттерапия (развитие воображения, восприятия, формирования чувства красоты, мелкой моторики).
Второй этап предполагает следующие виды совместной деятельности:
Беседа по содержанию сказки.
Инсценирование эпизодов или всей сказки.
Психогимнастика.
Работу над выразительностью речи, тембром голоса, выражением настроения.
Психокоррекционная работа (снятие тревожности, замкнутости, страха и т.д.).
Основным моментом сказкотерапии является выполнение сказочной роли. В процессе игры ребенок создает образ действием и словом, что способствует активному развитию его речевой деятельности. Можно выделить основные направления логопедической коррекционной работы при использовании сказкотерапии:
формирование культуры речи (правильность, выразительность, четкость);
развитие артикуляционной и мелкой (пальчиковой) моторики, речевого дыхания; пространственной ориентировки; правильной осанки;
совершенствование фонематического восприятия, правильного произношения, грамматического строя речи;
развитие монологической и диалогической формы речи, мыслительных навыков и творческой самостоятельности детей.
Сказкотерапия оказывает многоплановое воздействие на личность дошкольника. На занятиях по сказкотерапии ребята учатся составлять словесные образы. В процессе этого занятия у детей увеличивается словарный запас, внутренний мир ребёнка становится интереснее и богаче. В процессе сказкотерапии у ребёнка расширяется представление об одном и том же образе, что в свою очередь способствует развитию мыслительных операций дошкольника.
Чрезвычайно полезно для общего развития детей изготовление кукол-марионеток. Оно развивает мелкую моторику, фантазию детей, их образное мышление, а также укрепляет союз «Ребёнок – Родитель – Педагог». Играя с куклой, ребёнок становится волшебником, заставляя неподвижную куклу двигаться так, как он считает нужным. Ребёнок, общаясь с куклой, проявляет те эмоции, чувства, состояния, которые в обычной жизни по каким-либо причинам он не может или не позволяет себе проявить. На этом этапе работы по сказкотерапии большое внимание большое внимание уделяется мелкой моторике пальцев рук. Дети, находясь в сказке, изображают животных с помощью движения пальцев.
Целесообразно проводить сказкотерапевтическое рисование. Это тоже относится к сказкотерапии, потому что в заданиях могут использоваться метафора и идея превращения. В сказкотерапевтическом рисовании используются: проективное диагностическое рисование («Моя семья в образах сказочных животных», «Моя семья в образах сказочных героев») и спонтанное рисование (Рисование объёмными «волшебными» красками. Дети сами изготавливают краски и подбирают цвета по своему желанию.).
Не менее интересен один из этапов работы по сказкотерапии – психодинамические медитации (это вид медитации, связанный с движениями, перевоплощениями, с развитием различного рода чувствительности, получением позитивного двигательного опыта). Например, находясь в сказочном лесу, дети изображают разных животных. Этот приём можно использовать и во время проведения утренней зарядки и физминутки. Застенчивые дети чувствуют себя в такие минуты более свободными и уверенными. Наблюдая за тем, как дети танцуют, можно получить богатую информацию об их внутреннем мире.
Педагог предлагает представить, что все попали в сказочную страну, жители которой очень любят танцевать. Включается музыка и педагог даёт детям различные задания:
- Сейчас мы потанцуем, потому что нам очень весело.
- А теперь мы потанцует так, словно мы грустим.
- А теперь мы на что-то сильно рассердились и злимся
В сказкотерапии используется интересный приём – погружение в стихии. Педагог предлагает закончить сказочную историю, в которой дети должны сделать выбор в действиях, дабы не пострадать в чрезвычайной ситуации. Пример. Педагог говорит детям: «Мы с вами сейчас на берегу большой реки. Стоит тёплый солнечный денёк. Вокруг летают бабочки, поют птицы, радуют глаз чудесные ромашки, тихо перешёптываются листочки на берёзке. И вдруг налетела туча, закрыло солнышко, подул сильный ветер, пошёл мелкий дождь..». Такие упражнения помогают стабилизации психических процессов, снимают напряжение у дошкольника. Выполняя задания, дети приобретают умения, которые необходимы для получения навыка самостоятельно сочинять сказки и истории.
Работа по самостоятельному сочинению сказок и историй требует большого запаса слов, композиционных навыков, умения точно передавать свой замысел. При обучению детей рассказыванию можно использовать несколько приёмов.
1. Рассказывание новой или известной сказки от 3-го или 1-го лица.
2. Групповое рассказывание сказок.
3. Рассказывание известной сказки и придумывание к ней своего продолжения.
4. Групповое придумывание сказки.
Сопереживание сказочному герою даёт ребёнку ощущение собственной силы. Поскольку во время слушания сказок у детей возникают не только радостные образы, но и пугающие, то возникают не только положительные, но и отрицательные эмоции. Поэтому дна из важнейших целей этих занятий – научить ребёнка справляться со своими страхами. Детский страх- обычное явление для психического развития ребёнка. Не боящийся ничего, слишком открытый ребёнок беззащитен перед лицом жизненных ситуаций. Гиперопекаемые дети часто испытывают трудности в общении и поведении, выходя из привычной семейной среды. Обычно много страхов у детей, чьи родители сами многого боятся, не уверены в жизни. Приведённые ниже игры и упражнения снимают страхи и повышают уверенность ребёнка в себе.
«Дизайнеры» (с 6 лет). Для игры необходимо накопить несколько непонравившихся по какой-то причине тюбиков губной помады. Играть можно всей семьёй и с друзьями ребёнка. Каждый получает по тюбику, ему разрешается подойти к любому участнику и «украсить» его лицо, руки, ноги. В результате игры преображается и выражение лиц участников. Нужно следить, чтобы «украшали» всех.
«Расскажи свой страх!» (с 5 лет). Минимальное число участников – двое, но чем их больше, тем продуктивнее упражнение. В тесном доверительном кругу взрослый рассказывает о детских страхах: «А вот когда я был таким, как ты, то ..»Затем задаёт вопрос: «А у вас было такое? А кто боится, расскажите!». Дети по желанию рассказывают о ситуациях, когда им было страшно. Педагог каждый раз просит поднять руку тех, кому было страшно.
«Маски» (с 6 лет). Минимальное число участников – двое, но чем их больше, тем интереснее и полезнее игра. Необходимы пластырь, бумага, ножницы, пластырь медицинский. На бумаге рисуются страшные маски, вырезают их, затем каждый участник примеряет на себя любую, остаётся в ней на какое-то время. Можно исполнить «дикие» танцы, побегать в них, погоняться друг за другом. Затем происходит ритуал снятия масок. Все берутся за руки, улыбаются друг другу, можно плавно потанцевать.
Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность. У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.
Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.
Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста.
Например, направленность сказки «Как коза избушку строила» - равнодушие к окружающим, ленивость, безделье, болтливость, но и сопереживание, доброта. Проблема сказки понятна и доступна ребенку, он может обсудить ее и понять причины, пропустить через собственный эмоциональный мир. Сказкотерапевтическое занятие содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (психологический настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Сказкотерапевтический эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки и сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты), собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре. Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, связной речи, обогатить его воображение.


















13PAGE 15


13PAGE 14115




15