Презентация по литературе. Сопоставительный анализ стихотворений Н.А. Некрасова Письмо и Горящие письма (10 класс)


Сопоставительный анализ стихотворенийН.А. Некрасова«Письмо» и «Горящие письма» СПЕЦИФИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ Лирика – один из трех родов литературных произведений. Лирика рисует отдельные состояния характера в определенный момент жизни. Лирический образ – это образ – переживание, выражение чувств и мыслей автора в связи с различными жизненными впечатлениями. Лирика всегда, даже если речь идет о прошлом, выражает живое непосредственное чувство, переживание. СПЕЦИФИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В лирическом произведении запечатлены личные переживания поэта, которые, однако, характерны для многих людей, а значит, носят обобщающий характер. Авторская мысль в лирике осуществляется через соотношение образов, мотивов, элементов языка и стиха. Основа не развитие событий, а движение чувств лирического героя. Композиция лирического произведения – это сложная система взаимосвязей и взаимоотношений составляющих его элементов. Лирический герой – художественный «двойник» автора-поэта, имеющий определенную жизненную судьбу и обладающий психологической отчетливостью внутреннего мира. ВСТРЕЧИРАЗЛУКИНЕЖНОСТЬРАЗОЧАРОВАНИЕРЕВНОСТЬВИНАГОРДЫНЯТОСКАВСЕПРОЩЕНИЕИстория любви




«С помощью письма лучше всего проникать в человека… черные слова на белой бумаге – это душа нараспашку» (Г.Мопассан) ПисьмоПлачь, горько плачь! Их не напишешь вновь,Хоть написать, смеясь, ты обещала…Они навек погибли, как любовь,Которая их сердцу диктовала.Хранились в них души твоей черты,Корыстному волненью непричастной,Поэзии роскошные цветы –Благоуханье молодости ясной!И пусть бы жизнь их ложью назвала –Она давно в них веру колебала, -Нет! та рука со злобой их сожгла,Которая с любовью их писала!Грядущее опоры лишено,Прошедшее поругано жестоко. 1855 г. Горящие письма Они горят!.. Их не напишешь вновь? Хоть написать, смеясь, ты обещала… Уж не горит ли с ними и любовь, Которая их сердцу диктовала? Их ложью жизнь еще не назвала, Ни правды их еще не доказала… Но та рука со злобой их сожгла, Которая с любовью их писала! Свободно ты решала выбор свой, И не как раб упал я на колени; Но ты идешь по лестнице крутой И дерзко жжешь пройденные ступени!.. Безумный шаг!.. быть может, роковой… 1877 г. {3C2FFA5D-87B4-456A-9821-1D502468CF0F}ПисьмоГорящие письма «Плачь, горько, плачь!»- глагол повелительного наклонения боль и горечь «Они горят!» - глагол настоящего времени. Пафосная констатация воспоминания все-таки живут в душе«они навек погибли»Предложение повествовательное, утвердительное. ощущение невосполнимой утратыУж не горит ли с ними и любовь,Которая их сердцу диктовала?Риторический вопрос нет ответа на вопрос«хранились в них души твоей черты» инверсия «душа непричастная волнению»«волнение корыстное» эпитеты«поэзии роскошные цветы» метафоры«благоуханье молодости ясной» Образ любимой жив и она прекрасна и чиста ?Образ любимой не возникает в сознании {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} злоба –любовь антитеза«Нет !» Любовь утеряна навсегда«Правда – ложь»«Злоба – любовь» антитезаПротивительный союз «но»Утрата настолько сильна, что воспоминание вызывает бурю чувств?Боль настолько сильна, что слова неуместны«лестница крутая» - эпитет жизнь полная, самодостаточная«дерзко жжешь пройденные ступени» - олицетворение прошла любовь, смелость оставить прошлое«прошедшее поругано жестоко» -метафора Боль, тоска, горечь утраты«безумный шаг»«роковой» эпитеты Судьба – им не предназначено быть вместе Почему автор изменил название стихотворения ?ПисьмоОткровение,живое переживаемое чувствоГорящие письма Своеобразный анализ давней историиПроанализируем строфику 1-ое состоит из одной строфы,2-ое – из 3-ех строф. Почему ?Переживание –чувство мгновенно, боль, тоска, горечьнагнетаются.Осмысление - разум пытается найти причину прошедшего. «С помощью письма лучше всего проникать в человека… черные слова на белой бумаге – это душа нараспашку» (Г.Мопассан) Определим черты лирического героя ?ПисьмоЛирический герой с открытой душой, глубоко чувствующий несмотря на противоречивость чувств, он любит и восхищается предметом обожанияГорящие письма Зрелый взгляд на чувство, волнующее его. Философское размышление того события, которое после 22 лет волнует его.Сам дает ответ на интересующий вопрос – «рок» , «судьба». Домашнее задание:Письменная работа: Сопоставительный анализ стихотворений Н.А.Некрасова «Письма» и «Горящие письма». « Есть книга вечная любвиОдни едваВ ней несколько страниц перечитали,Другие, все забыв, её читали, Слезами полили слова.Её читают много тысяч лет.От строк её и мне покоя нет ». С. Щипачев.