Как сделать химию любимым предметом своих учеников?


Как сделать химию любимым предметом своих учеников?
Е. Л. Глущук ГБОУ ЛНР УВК № 29, г. Стаханов glushuk.katia@yandex.ru Аннотация
Каждый из учителей за свою педагогическую деятельность сталкивался с проблемой непонимания учеников целесообразности изучения какого-либо предмета. В первую очередь это касается такого предмета как химия. В данной статье учитель анализирует данную проблему, пытается понять на каком этапе школьного образования произошла ошибка, которая и привела к разочарованию школьников в таком важном предмете как химия. Учитель не только опирается на свой педагогический опыт, но и на интуицию, проявляет методическое мастерство. Статья может быть полезна как учителям химии, так и всем учителям естественно-математического цикла. Ключевые слова: школьное химическое образование, структура урока, мотивация, внеклассные мероприятия.
Статья
В качестве эпиграфа к эссе хотелось бы процитировать героиню романа «Они и я» Дж. К. Джерома Веронику: «Боюсь, мое образование требует разумного руководства. Мне без конца вдалбливают никому не нужные сведения, совершенно не интересные, а тех полезных знаний, которые мне по-настоящему необходимы, - взять хотя бы умение обращаться с порохом, - я не получаю вовсе»Каждый из учителей химии, скорее всего, за свою педагогическую деятельность сталкивался с вопросом учеников: «Зачем мне химия нужна?» И порой, мы терялись и не знали, какой дать ответ. Нет, не потому что мы не знаем свой предмет, а потому что ответ учителя не только должен утолить жажду познания «зачем?», но и инициировать учащегося на изучение химии. Задача не из легких, тем более что система школьного химического образования претерпела существенные организационные изменения. В настоящее время среди учителей химии находятся сторонники советского и постсоветского образования, приверженцы новых стандартов. И это существенно усложняет задачу. Но объединяющим фактором для всех учителей химии является формирование в сознании школьника химической картины мира. При этом не стоит забывать о том, что наука и техника движутся вперед. Непрерывно накапливается информация. Но остаются основы науки, основы химии – ее законы, атомистика. Поэтому, как и прежде, остается классическое незыблемое наследие в области науки. А все, что устарело, нужно исключить, чтобы освободить дорогу новому и привести курс химии в соответствие с современным уровнем науки. Важно не перегружать содержание предмета, дабы избежать вульгаризации теоретических основ химии. Мы должны дать такой объем химических знаний, который наполнит конкретным содержанием многие фундаментальные представления о мире. И все же, как сделать химию любимым предметом? Прежде всего, не отбить желание у учащихся изучать данный предмет. Ведь если учитель преследует цель воспитания научного мышления в ходе изучения курса химии, то такой вариант наиболее вероятный. Можно выбрать и другой путь, более легкий – систематически на уроках демонстрировать занимательные опыты. Любовь учащихся гарантирована! Но любовь к учителю, а не к предмету. Так есть ли выход? Есть, но путь к нему тернистый, непростой. Чтобы добраться до истины, необходимо запастись терпением. Сложно, но под силу лишь учителю безумно любящих детей, учителю, влюбленному в свой. Учебный материал должен не просто осесть в памяти учащихся, как осадок в химической пробирке, но пройти через призму мышления учащихся. Кроме того, определенный объем химических знаний необходим как для повседневной жизни, так и для деятельности во всех областях науки, народного хозяйства, в том числе не связанных с химией непосредственно. Структура и ход урока должны быть четко продуманы учителем. Ведь как бы не была строга логика изложения учителем учебного материала, как бы ни были наглядны опыты и умозаключения, эффект будет близок к нулю,если учащиеся останутся пассивными свидетелями, а не будут вовлечены в поиски истины в качестве активных соучастников. Это достигается непосредственно различными педагогическими методами. Я менее всего склонна сводить методику преподавания химии к заранее навязанным педагогическим методам, коими пестрят просторы Internet. Я считаю, что учитель должен сам проявить методическое творчество. Учитель, как психолог чувствует настроение класса, их эмоциональный фон и озабоченность, их неудачи, поэтому для улучшения показателей восприятия нового материала необходимо это учитывать. Важно понимать, что осмысления и анализа требует не только урок, но и все химическое школьное образование. Любовь к химии необходимо прививать с младших классов. Для этого необходимо организовывать первую ступень системы химического образования – пропедевтический этап, который может осуществляться вариативно. На данном этапе ребята должны получить ответ на вопрос: «Что такое химия?» И как бы парадоксально это не звучало, ответ должен быть на доступном и понятном для ребят языке. Я не зря акцентирую внимание на этом, ведь мы живем в то время, когда на любой вопрос может ответить Internet. Я провела эксперимент, вот его результаты: - Okay, google! Что такое химия? - Это сложный вопрос концептуального характера и в настоящее время он связан со сменой парадигмы предмета. Да, такой ответ не лучшим образом повлияет на отношение ребенка к предмету химия. Уже изначально ребенок будет негативно настроен к изучению предмета. Поэтому невозможно переоценить значение пропедевтического этапа. А вот обязательная общеобразовательная подготовка учащихся по химии будет осуществляться на второй ступени школьного химического образования – VII – IX классах основной школы. На данном этапе, дабы учащиеся добавили химию в раздел «Любимый предмет», необходимо ответить на вопросы: Как учить? Чему учить? Основополагающим принципиальным подходом должна быть мотивация учащихся, которая достигается за счет проведения предметных недель, химических вечеров, своеобразных квестов, участия в научных конкурсах, олимпиадах. Учащиеся должны увидеть всю многогранность одного из важнейших предметов в системе естественно - научного воспитания. А третий этап должен быть дифференцирован по типовым профилям: гуманитарному, техническому, естественно- научному. К этому моментуребята уже могут определиться с направленностью будущего образования, что существенно повысит качество знаний. И если мы с вами выберем правильный путь, то в конце концов получим выпускника, который не только будет иметь теоретические представления о законах химии, основных понятиях, а личность овладевшую методами научного познания для объяснения химических явлений; личность, умеющую оценивать роль химии в развитии современных технологий; личность, убежденную в позитивной роли химии в жизни и личность, влюбленную в химию