Использование современных инновационных технологий в обучении предметов эстетического направления


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
СОЛНЕЧНОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «СОЛНЕЧНАЯ»
141542 Московская область,
С6540513779500олнечногорский район, посёлок Смирновка634-688 - директор; факс soln.school@rnail.ru634-689 - канцелярия;

УТВЕРЖДАЮ
директор школы
Е.В. Кузнецова
«__» сентября 2016 года

Использование современных инновационных технологий в обучении предметов эстетического направления
Составитель
Хлудова Любовь Анатольевна,
учитель ИЗО и технологии
г.Солнечногорск, 2016г.
Использование современных инновационных технологий в обучении предметов эстетического направления
В последние годы активно осуществляется реформирование системы образования. Школа в последние годы активно осуществляется реформирование системы образования. Школа перешла на новую форму аттестации, изменились приоритеты в образовании. Современному обществу требуется личность мобильная, информированная, способная быстро реагировать на все изменения, происходящие в мире, способная к самопознанию и самосовершенствованию. Но очень бы хотелось, чтобы в условиях обновления структуры и содержания образования такой предмет, как «Искусство», не утратил свою значимость, не отошёл на второй план. Это может отрицательно сказаться на формировании культурной духовно-развитой личности. Через искусство закладывается фундамент эстетического мировоззрения, видение и понимание прекрасного. Своеобразие предмета «Искусства» заключается в том, что перед педагогом ставится не только задача изучения и трансляции готовых знаний, представление информации о жизни и творчестве великих мастеров, истории создания художественных, музыкальных произведений, но и воспитание духовного мира школьников, развитие их эмоционально-чувственной сферы, образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Информационно-коммуникационные технологии — прямой путь установления связей между пространством искусства и современным ребенком. Предмет «Искусство» — сложный предмет, который содержит в себе знания о композиции, пропорциях, перспективе. Задача современной школы — формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. Поэтому, стоит задуматься, как сделать процесс обучения более результативным. Можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии:
- Информационно-коммуникационные технологии (дистанционное образование, метод проектов);
- Личностно — ориентированные технологии (освоение учащимися индивидуальных образовательных программ);
- Воспитательные технологии (реализуются в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях, центрах детского творчества); - Дидактические технологии (самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, групповые, дифференцированные способы обучения).
Педагогическая инновация — намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики повышения качества обучения. Очевидно, что невозможно решать педагогические проблемы устаревшими методами. Для решения этих задач в современной школе и применяют многочисленные инновационные технологии: метод проектов, обучение в сотрудничестве, дифференцированное обучение, «портфолио ученика», модульное обучение и т. д., а также применение этих инноваций трудно представить без технологии мультимедиа. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материал (слайды, фильмы, видеоролики, музыку, презентации к урокам). Так как каждый урок программы Г. П. Сергеевой и Е. Д. Крицкой построен на зрительном ряде, использование возможностей компьютера и проектора позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства, побывать в роли художника, дизайнера, архитектора, композитора не требуя при этом материалов, которые детям порой недоступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменяет учителя, а лишь дополняет. Использование технологии мультимедиа на уроке сначала воспринимается учащимися на уровне игры, постепенно вовлекая их в серьезную творческую работу, в которой и развивается личность учащегося. В результате можно определить формы применения ИКТ на уроках «Искусства»: источник информации; поддержка учителя; организация проектной деятельности учащегося; использование графических программ, в качестве инструмента художественной деятельности. В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом нового поколения, необходимость внедрения инновационных технологий в преподавании искусства в общеобразовательной школе определяет успех возрождения национальной культуры, народных традиций.
Урок становится более результативным, так как в его основу положено следующее:
привлекательность учебного материала;
принцип сотворчества учителя и учащихся для получения глубоких знаний, и применение полученной информации;
 проведение урока с мультимедиа выступлением;
выполнение домашнего задания и самостоятельная работа учащихся с привлечением Интернет-ресурсов.
Новое поколение учащихся с интересом вовлекается в сферу мультимедиа-технологий. Эффективнее развивается исследовательская работа, творческая деятельность, мотивация, самостоятельность, поиск материала, открытие нового. Для учащихся, уверенно чувствующих себя в Интернет — пространстве, актуальным может оказаться метод самостоятельного проектирования сайтов и создание своих презентаций в области искусства. Презентации, выполненные учащимися, используются на уроках при объяснении нового материала, проведении творческих работ и контроле освоения учебного предмета. Одной из инноваций является организация проектной деятельности учащихся, оформленная в виде презентации. Учебный проект для школьников-исследователей — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели. Тема проектной работы должна быть значимой по своей проблематике и выполнимой, вызывать живой интерес. В результате учащиеся имеют возможность, опираясь на собственную мультимедийную презентацию, раскрыть вопрос ярко и привлекательно, отстаивать свою точку зрения, вовлекать в дискуссию одноклассников. При выполнении проекта ученики показывают самый высокий уровень самостоятельности — творческий. В зависимости от типологии урока нами используются различные презентации, слайды, фильмы или тестовые задания. В процессе подготовки к урокам были напечатаны технологические карты, карточки с заданиями разного уровня сложности, материалы для проведения тестов. Презентации используются на уроках-лекциях, беседах об искусстве, вернисаже. Показ сопровождается комментариями. При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы, делать пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусства. Слайды используются на всех уроках. При просмотре слайдов учащиеся включаются в работу как правило сразу. Компьютер также может использовать и сам учащийся в процессе выполнения домашнего задания. Графический редактор «Paint» позволяет обучающимся реализовывать свой творческий потенциал на уроках искусства. Возможности этой технологии неисчерпаемы, компьютер, действительно, мощное средство, как в качестве получения информации, так и в качестве инструмента художественной деятельности. Преимущества использования компьютерных технологий в преподавании искусства очевидны: знакомство с любой темой сопровождается показом видеофильмов, фото, репродукций; виртуальное «посещение» крупнейших музеев мира; «погружение» в пространство и время; самостоятельная работа учащихся; активизация учебного процесса. Активное использование ИКТ на уроках приводит к повышению интереса к предмету «Искусство» и качества образования.
Из вышесказанного можно сделать вывод: в связи с необходимостью перехода на более качественный уровень обучения и воспитания учащихся, учитывая особенности современных школьников и снижение их интереса к учебе, а также недостаток наглядных пособий, их недолговечность или неудобство в эксплуатации, заставляет использовать ряд педагогических технологий на уроках «Искусства»:
коллективные способы обучения;
 технологии личностно-ориентированного обучения;
 игровые технологии;
 технология интегрированного обучения;
метод учебного проекта;
разноуровневое обучение;
проблемное обучение;
технология развивающего обучения;
информационные технологии обучения;
авторские педагогические технологии и другие.
Учить детей радостно, без принуждений — возможно, если в своей работе педагог использует новые технологии. Как говорил Е. И. Рерих «Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперед вместе с вечным движением жизни».
«Цель обучение ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». (Э. Хаббард)