Открытый урок по литературному чтению на тему: Урок – обобщение к разделу «Я и мои друзья»


Тема: Урок – обобщение к разделу «Я и мои друзья».
Цели урока:Предметные:
формировать умение работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире;
создавать условия для формирования умения сравнивать искусство слова с другими видами искусства;
формировать умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде и неявном виде;
формировать умение определять тему и главную мысль текста.
Метапредметные:
создавать условия для аргументированного мнения;
умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;
способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке;
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы.
Личностные:
обобщить полученные знания детей: выявить представление учащихся о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
формировать навыки сотрудничества через организацию работы в группах;
работать над осознанием ответственности за общее дело;
прививать любовь к чтению;
воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям;
способствовать формированию таких нравственных качеств учащихся как: умение дружить, беречь дружбу.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.
Оборудование: задания для работы в группах, иллюстрации к произведениям, портреты писателей, аудиозапись песни «Спроси у жизни строгой».
1
Ход урока
Организация класса. (Создание позитивного настроения, укрепление чувства принадлежности к группе).
Слева друг и справа друг,
А вместе это Дружбы круг.
Другу справа руку ты пожми,
Передай ему тепло своей руки.
Все участники групп стоя за партами, пожимают друг другу руки. Звучит песня о дружбе.
II. Сообщение темы и задач урока.
- На наших уроках мы читали стихотворения, рассказы о дружбе и друзьях. Сегодня я предлагаю вам вернуться к этим произведениям, пролистать страницы ещё раз, попробовать пройти по «тропинкам дружбы» и понять: кого мы можем назвать, «настоящим другом». Сегодня у нас обобщающий урок по разделу, который мы с вами изучили «Я и мои друзья».
Вспомним: произведения, каких авторов мы читали на уроках литературного чтения. Будем учиться: дружить и быть настоящими друзьями. Научимся: правильно себя вести в различных ситуациях.
В конце урока мы должны ответить на очень важный вопрос:
"Что значит быть настоящим другом?"
Помогут нам в этом предложения, которые необходимо будет закончить.
«Настоящий друг – это тот …» «Я могу дружить с такими людьми, которые …» «Со мной можно дружить потому, что …»
III. Работа по теме урока. Во все времена дружба была мерилом ценности человека. Недаром народ сложил о ней пословицы и поговорки.
- Какие пословицы об этом замечательном явлении в жизни человека, знаете вы? (Дети рассказывают и раскрывают смысл пословиц).
Друга ищи, а найдешь – береги. Старый друг лучше новых двух. С другом веселее при удаче, легче в беде. Друзья познаются в беде.
- Мы объединимся в группы для путешествия по «тропинкам дружбы» (дети самостоятельно образуют группы, состоящие из пяти человек). Я надеюсь, что каждая группа, выполняя задания, работать будет дружно, старательно, применяя полученные раннее знания.
Задание №1 «Восстанови пословицы о дружбе»
У каждой команды на парте лежит начало пословицы, а продолжение прикреплено на доске. Дети должны найти окончание своей части и объединить, прочитать, объяснить её значение.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Маленькая дружба лучше большой ссоры.
Человек без друга, что земля без воды.
Задание №2 «Соединить стрелками авторов и названия их произведений»
В. Осеева «Анна, не грусти!»
Ю. Ермолаев «Я и Вовка»
В. Лунин «Почему?»
Н. Булгаков «Два пирожных»
В. Осеева «Волшебное слово»
Задание №3 «Угадай произведение». Работа с текстом. Определить, к какому тексту относится данный отрывок. Представители команд вытаскивают листок с отрывком и прочитывают их, определяя название произведения.  1. «Лицо ее дрогнуло, она схватила меня за руку, и мы побежали к двери. В темноте я натыкался на стулья и громко всхлипывал. Бум холодным шершавым языком осушил мои слезы. От него пахло дождем и мокрой шерстью». («Почему» В. Осеевой).
2. «Он взял краску, подержал ее в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска». («Волшебное слово» В. Осеевой).
3. «Катя полулежала в кровати и медленно играла с надувным утёнком. Просто держала его перед собой и смотрела на него». («Анна, не грусти!» Н. Булгакова.)
4. «А нынче я снова счастливым был. Нет, нет! Мой Вовка меня не забыл! Сказал он мне: «Витька! Ты бы не мог пойти сегодня со мной на каток?» («Я и Вовка» В. Лунина)
Физкультминутка. Задание №4 «Найди в рассказах ответы на вопросы»
1гр. В рассказе Н. Булгаковой “ Анна, не грусти!” девочки Аня и Катя понимают, что стали настоящими подругами. Найди в рассказе строки, которые могут это доказать.
2гр. В одном из рассказов герой узнаёт “волшебную силу” добрых слов. Как меняется отношение окружающих к герою, подбери примеры из текста.
3гр. Кого можно было назвать “другом” в рассказе В. Осеевой “Почему?” Объясните свою точку зрения.
Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. До 15 века «Вежа» означало «Знаток», - тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям. В каком произведении автор особое внимание уделил важности в нашей жизни вежливых слов?
А сейчас давайте отдохнем и проведем поэтическую игру «Словарь вежливых слов»
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого…(Спасибо)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышишь…(Добрый день)
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…(Здравствуйте)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят…(До свидания)
- Спасибо, здравствуйте, добрый день, до свидания это вежливые слова. А как бы мы назвали их по-другому? (волшебные)
- А какое Волшебное слово узнал Павлик из рассказа Валентины Осеевой «Волшебное слово»?
- В чем заключается секрет этого волшебного слова?
- Как его надо произносить? Найдите эти строчки в тексте и зачитайте.
- Как вы думаете, помогает ли вежливость дружбе?
Задание №5 «Литературный диктант». Я задаю вопрос по содержанию произведений, а вы записываете только краткий ответ.
1. Сколько пирожных съела Оля. (2)2. Куда «путешествовала» Наташа из рассказа «2 пирожных»? (Африка)3. Какое волшебное слово сказал старичок Павлику? (Пожалуйста)4. Как звали собаку в рассказе В. Осеевой «Хорошее»? (Трезор)5. Куда пригласил Вовка своего одноклассника «Я и Вовка»? (На каток).6. Как звали подружку Ани из рассказа Н. Булгакова «Анна, не грусти»? (Катя).Проверка ответов детей.
Задание №6 «Собери пазлы». Каждая команда должна собрать рисунок, и определить с иллюстрацией какого произведения они работали, кто автор. (I команда – иллюстрация к рассказу В. Осеевой «Волшебное слово», II команда – Ю. Ермолаев «Два пирожных», III команда – Н. Булгаков «Анна, не грусти!»)
На ваших столах лежат полезные советы, которые назвали так «Правило 5 «не» прочитайте их. Как вы считаете, стоит ли их выполнять в нашей жизни?
Правило 5 "НЕ"
- не ссорься с друзьями; старайся работать и играть с ними дружно,
- не спорь по пустякам;
-не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается;
-не завидуй товарищам - надо радоваться их успехам;
- не стесняйся признаться и исправиться, если поступил плохо.
IV. Итог урока. Рефлексия. - Вы показали хорошее знание произведений, которые мы свами читали, обсуждали, соглашались с поступками героев рассказов, стихотворений или нет.В начале урока я поставила вам проблемный вопрос: "Что значит быть настоящим другом?" - Думаю, что сейчас вы сможете сделать вывод и закончите предложения, предложенные вам раннее: (ответы детей).
«Настоящий друг – это тот …» «Я могу дружить с такими людьми, которые …» «Со мной можно дружить потому, что …»
- У каждого на парте лежит одинокий лепесток ромашки. Напишите на нем имя своего друга и прикрепите к нашей солнечной серединке. Все лепестки соединились в красивый цветок, а вы и ваши друзья объединились в дружную команду.
V. Домашнее задание. Закончите предложения, записанные на карточке. - Наш урок я хотела бы закончить такими словами:
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадёт,
В любой беде не пропадёт,
А если и споткнётся вдруг.
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надёжный друг
Ему протянет руку!
Образец карточки для домашнего задания.
ЧТОБЫ У ТЕБЯ ВСЕГДА БЫЛО МНОГО ДРУЗЕЙ.
Чтобы у тебя всегда было много друзей никогда не _____________ своим товарищам. Не _________________ обидными словами.
Не __________________ им прозвищ. Помогай _______________.
Если товарищ попал в беду ___________________________, чем можешь.
Дружить можно и нужно и с _________________, и с большими ребятами, и с _______________ и с девочками.