Урок-обобщение по литературному чтению по разделу Мои друзья


Тема: урок-обобщение по разделу «Мои друзья».
 
Цель: - закрепить, обобщить, полученные знания;
           - развивать речь учащихся, выразительность чтения, память, мышление;
           - воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи; чувство прекрасного;   
            
Ход урока:
                       1. Орг.момент.
              Долгожданный дан звонок,
              Начинается урок.
              Урок-закрепление даёт нам понять,
             Что мы умеем и что должны знать!
 
                        2.  Вводная беседа.
 Учитель:                                                                                                                                      
  - Ребята, сегодня мы подведём итог по пройденной теме. Повторим всё то, что изучали в разделе, который назывался….
                                                    «Мои дркзья».
  -  Давайте вспомним, произведения чьих авторов мы читали?
                                  В.Драгунский                           «Друг детства»
                                  С.Михалков                       «Песенка друзей»
                                  А.Митта                     «Шар в окошке»
                                  Ю.Яковлев «А Воробьёв стекло не выбивал»
                                  Г.Зеленкина                         «Как же жить без дружбы?»
                                  Й.Чапек «Приключение пёсика и кошечки»
М. Пляцковский «Урок дружбы»
И.Пивоваров «Один за всех, а все за одного»
В.Осеева «Добрая хозяюшка»
Н.Носов «Огурцы»
Н.Носов «Как Незнайка сочинял стихи»
 
- Вспомните, какие жанры произведений изучали в данном разделе?
(стихи,  рассказы, сказка)
    3. Задания:
Сегодня мы проведём соревнования по рядам, выявим самый лучший ряд. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон. По количеству жетонов мы и определим победителя.
 
I. Из какого произведения отрывок?
    (Учащиеся должны назвать произведение и, если правильно называют автора,  получают дополнительный жетон)
 «Лежит он и представляет себе, как Миша за верёвочку дёргает. А рядом Коля стоит и смеётся ». «Шар в окошке» А.Митта «На этом история с разбитым стеклом могла бы благополучно завершиться, если бы не школьный товарищ Воробьёва Семёна» «А Воробьёв стекло не выбивал» Ю.Яковлев

«Согласилась соседка, отдала курочку, взяла петушка. Стала девочка с курочкой дружить.» «Добрая хозяюшка» В.Осеева
«Теперь он решил сделаться поэтом и сочинять стихи. У него был знакомый поэт по имени Цветик» «Как Незнайка сочинял стихи» Н.Носов
«Первым делом решили они построить большой дом. И все принялись за работу. Одни муравьи палочки таскают, другие палочки укладывают»
« Один за всех, а все за одного» И.Пивоваров.
«Так и склевал все зёрнышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зёрнышек всё же просыпалось на землю» «Урок дружбы» М.Пляцковский«Когда пёсик вернулся с водой, он увидел: на столе лежит какой – то свёрток. Он развернул бумагу и увидел что-то очень-очень мягкое»
«Приключения пёсика и котика» Й Чапек.
II. Подумай и ответь!
 - Что такое рассказ?
(небольшое повествование, в котором описано одно или несколько событий с малым количеством героев)

- Что такое рифма?
(созвучие концов стихотворных строк)
 
Игра «Буриме»     (по концам стихотворных строк придумать четверостишье)
                          
                             Ярко солнце      …   светит,
                             В воздухе          …   тепло,
                             И куда             …     ни взглянешь,
                             Всё  кругом      …   светло.
                                                         («Лето» И.Суриков – «Звёздочка» стр.294)
 
III. Догадайся!
Сейчас я вам загадаю загадки, вы должны их отгадать и догадаться,  в каком произведении встречается этот предмет.
А если вы сможете перевести отгадку на казахский язык, то получите дополнительный жетон.

1. В лесу у пня
Суета, беготня:
Народ рабочий
Весь день хлопочет. (муравьи - кұмырысқа)
«Один за всех, а все за одного» Н.Сладков
Я умею чисто мыться
Не водой, в язычком.
Мяу! Как мне часто снится
Блюдце с тёплым молочком. (кошка)
«Приключение пёсика и кошечки» Й.Чапек
Озорной мальчишка
В сером армячишкеПо двору шныряет,
Крошки собирает. (воробей)
«Урок дружбы» М Пляцковский.
Стоит дом,
Кто в него войдёт,
Тот знания приобретёт. (школа)
«А Воробьёв стекло не выбивал» Ю.Яковлев.
Встаёт на заре,
Поёт во дворе.
На голове – гребешок.
Кто это? (петушок)
«Добрая хозяюшка» В.Осеева
IV. Чтение – лучшее учение.
        Чтение и разбор стихотворения «Сколько всего детей на свете?» Дж. Родари стр.31
V. Кто больше?
 Чтение отрывка рассказа Н.Носов «Как Незнайка сочинял стихи»    
                                   («Хрестоматия»стр.35)
- Давайте, ребята, посмотрим,  кто из вас больше слов прочтёт за 1 минуту.
 
 VI. Тестирование.
 
1. Автор рассказа «Огурцы»
                          1. Н.Носов
                          2. Н.Сладков
                          3. В.Бианки
2. Кто из авторов – поэт
                          1. М.Пришвин
                          2. Г.Зеленкина                          3. Н.Сладков
4. Где происходят события в рассказе «А Воробьёв стекло не выбивал» Ю.Яковлев
                          1. Дом
                          2. Театр
                          3. Школа
5. Как зовут героя рассказа «Шар в окошке» А Митта?
                          1. Мурат
                          2. Василий
                          3. Коля
6. О каких птицах идёт речь в рассказе М.Пляцковского «Урок дружбы»?
                          1. ласточки
                          2. воробьи
                          3. голуби
7. Что подарили папе на день рождения в рассказе А. Раскина «Как папа бросал мяч под автомобиль»?
                          1. автомобиль
                          2. мяч
                          3. шахматы
8. Сколько было «друзей» у девочки в рассказе В.Осеевой «Добрая хозяюшка»?
                          1.   0
                          2.   4
                          3.   3
9. Кто сломал домик муравья в сказке «Один за всех, а все за одного» И.Пивоварова?
                          1.гусеница
                          2. жук
                          3. бабочка
10. Какое слово пропущено в пословице «Возьми   …   в руки и не будет скуки»
                          1. мяч
                          2. краски
                          3. книгу
 5. Итог урока.
 6. Д/з: пересказ понравившегося произведения.