Презентация. Решение задач по теме Массовая доля


«Только из союза двух работающих вместе и при помощи друг друга рождаются великие вещи» Антуан де Сент- Экзюпери ЦЕЛИ УРОКА: Объединить знания по химии и математике в теме «Доля» при решении расчетных задач.Выяснить, для чего нужны знания о массовой доле в повседневной жизни человека. ТЕМА УРОКА: «Массовая доля растворенного вещества в растворе.» « Что такое доля?». « Мы делили апельсин, много нас , а он один….» Актуализация знаний и умений Что такое доля? Чем она может быть выражена? Какое еще понятие тоже дает нам представление о части от числа? Что такое процент? Как найти число, если известно, сколько процентов оно составляет от целого? Выполните задание №1 на листе «Заполните таблицу», где а- масса доли, р%- часть числа, b- масса целого числа а Р% b 100 220 12 25 150 10 Проверьте свои результаты! a P% b 100 45,45% 220 12 25% 48 150 10% 1500 Изучение нового материала.Демонстрационный эксперимент. Чем отличаются эти растворы? Масса растворенного вещества в растворах различна Роль растворов в природе.1) 97 % поверхности земного шара занимают океаны и моря, 3% - озера, реки, подземные воды. Роль растворов в природе.90% воды содержат плоды огурца, арбуза Тело медузы состоит на 99.9% изводы 70% - массовая доля воды в организме млекопитающих. Первичный океан содержал, по мнению ученых 1% солей. Массовая доля солей в крови человека 0,9%. Природные воды, живые организмы, бытовые и промышленные жидкости – это растворы. Компоненты раствора Раствор = растворенное вещество + растворительm раствора= m растворенного вещества+ m растворителяЧто чаще всего используется в качестве растворителя?Приведите несколько примеров водных, спиртовых растворов, которые использует человек. Выполните задание № 2 «Заполните таблицу»Даны две из трех составляющих раствора. Необходимо найти третью неизвестную составляющую. Масса вещества,г Масса растворителя,г Масса раствора,г 5 45 50 7 100 90 120 20 220 250 300 35 1000 «Проверьте свои ответы!» Масса вещества, г Масса растворителя, г Масса раствора, г 7 93 100 20 90 120 20 200 220 50 250 300 35 965 1000 45 45 90 Формула для расчета массовой доли растворенного вещества ω= m растворенного вещества *100% m раствора Как найти массу раствора? m раствора = m растворенного вещества * 100% ω Как найти массу растворенного вещества? m растворенного вещества = ω * m раствора 100% Физкультпауза . «Глядя на слова произнесите вслух цвета, которыми эти слова написаны, как можно быстрее! Удачи!!!» Решите задачу: Задача №1 Рассчитайте массовую долю медного купороса в двух растворах, если масса растворов - 100 г , причем в первом из них растворено 10 г соли, а во втором – 2 г. Ответ: 10%, 2%. Объясните, что означает запись? 100г 36% раствора100г 12% раствора50 г 7% раствора20 г 10% раствора56г 12 % раствора смешали с 56 г 24% раствора. Какова массовая доля в полученном растворе?45 г 17% раствора смешали с 70 г 26% раствора. Какова массовая доля в полученном растворе? Проверьте свои результаты: 36 г соли растворено в 64 г воды12 г соли растворено в 88 г воды3,5 г соли растворено в 46,5 г воды2 г соли растворено в 18 г водыω = 56*0,12+56*0,24/ 112= 0,18 или 18%ω= 45*0,17+70*0,26/ 115 = 0,22 или 22% Демонстрационный эксперимент. Перед вами два новых раствора. В чем отличия этих растворов? Интенсивность окраски одинакова, значит концентрация одинакова, но различна масса растворов.) Решите задачу №2: Рассчитайте массу растворенного вещества в двух растворах, если масса первого - 80 г, второго - 50 г, массовая доля растворенной соли равна 15 % в каждом растворе.Ответ: 12г, 7,5г Демонстрационный эксперимент Дольем воды в исходные растворы. В первый - 100 мл, а во второй – 50мл. Как изменились растворы внешне? Что произошло с концентрацией растворов? Решите задачу № 3. Масса первого раствора стала равна 180 г, а второго 100 г. А масса растворенного вещества при этом не изменилась. Рассчитаем массовую долю в полученных растворах.ω 1 =12/ 180 *100% = 6,67%ω 2 = 7,5/ 100 * 100% = 7,5% Заполните таблицу 3. Выполните округление данных чисел до разряда десятых. число округление 7,856 14,349 0,989 15,5 13 Проверьте свои результаты число округление 7,856 8 14,349 14 0,989 1 15, 443 15,5 12,897 13 Для чего нужны знания о массовой доле? Зарядка для глаз «Посмотрите внимательно в центр картинки» Самостоятельная работа. Контроль знаний. Задачи первого уровня1 вариантОпределите массовую долю соли в растворе, если для его приготовления взяли 80 г воды и 20 г соли. Ответ: а) 20%; б) 25%; в) 30%; г) 10%.2 вариантОпределите массовую долю сахара в растворе, если для его приготовления взяли 120 г воды и 30 г сахара. Ответ: а) 15%; б) 25%; в) 10%; г) 20%. Задачи второго уровня 1 вариант Определите массу сахара, который нужно растворить в 1000 г воды, чтобы получился раствор с массовой долей сахара 20%.Ответ: а) 8 г; б) 80 г; в) 0,8 г; г) 18 г. 2 вариантОпределите массу сухой соли, которая образуется в чашке после выпаривания 150 г раствора с массовой долей этой соли 15%.Ответ: а) 22,5 г; б) 20 г; в) 100 г; г) 2,25 г. Задачи третьего уровня 1 вариантК 150 г 20 %-ого раствора соляной кислоты прилили 200 мл воды. Каково процентное содержание соляной кислоты во вновь полученном растворе? Ответ: а) 5%; б) 8,57%; в) 7%; г) 0,85%. 2 вариантК 200 г 40 %-ого раствора серной кислоты прилили 80 мл воды. Каково процентное содержание серной кислоты во вновь полученном растворе? Ответ: а) 2,86%; б) 28,6%; в) 35%; г) 23%. Итог урока. Рефлексия знаний. Вопросы к учащимся :- Пригодятся ли эти знания в жизни?- Все ли было понятно?- Какие трудности возникли?- Понравилось ли вам работать на уроке?Оценки за урок. Молодцы!