Сценарий урока по химии на тему Решение расчётных задач с использованием закона Авогадро (8 класс)


Сценарий урока
Авторы разработки: Жаринкова Г.А.
Тема урока: «Решение расчётных задач с использованием закона Авогадро»
Тип урока: урок коррекции знаний, умений и навыков.
Класс: 8
Цели урока:
Предметные: Обучающиеся должны:
– знать понятия «кислота», «соль», «основание», «оксид», «моль», «молярная масса», «молекула»,
«атом», «ион», «постоянная Авогадро», «количество вещества», «нормальные условия»;
– знать алгоритм решения расчетных задач с использованием постоянной Авогадро;
– применять алгоритм на практике;
– выражать одни физические величины через другие на основе постоянной Авогадро (зная массу вещества, рассчитывать его количество, число молекул в данном количестве вещества, а для газообразных веществ – находить объем газа).
Метапредметные:
Познавательные:
- определять цели и составлять планы деятельности;
- выбирать действия в соответствии с поставленными задачами.
Коммуникативные:
- учитывать различные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- вести диалог;
- отображать в речи содержание совершаемых действий (описание, объяснение); аргументировать свою точку зрения.
Регулятивные:
- адекватно оценивать свои возможности для достижения цели определенной сложности в самостоятельной деятельности;
- осуществлять самоконтроль и самокоррекцию деятельности.
Личностные:
- формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию;
- развивать устойчивые учебно-познавательные мотивацию и интерес к предмету «химия»;
- формировать понимание важности теоретических знаний по химии в практике промышленного производства.
Формы организации познавательной деятельности. Фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Средства обучения. Учебник О.С.Габриеляна «Химия. 8класс» (М.: Дрофа, 2010);
- записи в рабочих тетрадях учащихся;
- отпечатанные задания (на выбор учащихся) для самостоятельной работы повышенного уровня сложности;
-- отпечатанные листы для самопроверки (решения и ответы к задачам) и фиксации выполнения заданий ;
- мультимедийное сопровождение урока (презентация);
- Урок рассчитан на 45 минут.
Основные этапы урока:
1. Актуализация знаний.
2. Определение индивидуальных затруднений
3. Планирование коррекции выявленных затруднений.
4. Обобщение затруднений во внешней речи.
5. Самостоятельная работа с взаимопроверкой с использованием «Образец для взаимопроверки самостоятельной работы № 2»
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Этапы урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Ожидаемые результаты
Умеют включиться в работу.
Знают понятия:
«кислота», «соль»,
« основание»,
«оксид», «моль»,
«молярная масса», «молекула»,
«атом», «ион»,
«постоянная Авогадро», «количество вещества»,
«нормальные условия».
Умеют применять
алгоритм решения
расчетных задач с
использованием
постоянной Авогадро на практике.
Умеют осуществлять самоконтроль деятельности.
1. Мотивация и актуализация знаний. Создает условия для возникновения внутренней
потребности включения
в деятельность («хочу»).
Актуализирует требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»).
Исходя из решенных ра-
нее задач устанавливает
тематические рамки и
создает ориентировочную основу коррекционных действий («могу»).
Дает задание (задает вопросы) для повторения
действий, запланированных для рефлексивного
анализа учащимися своих знаний, определений,
алгоритмов, свойств и
т.д.
Организует выполнение
учащимися самостоятельной работы № 1 на
применение способов
действий, запланированных для рефлексивного
анализа. Как вы думаете, почему в основе промышленных химических
синтезов лежит постоянная
Авогадро?
(Ответ учащихся. Точные со-
отношения, в которых нужно
смешать вещества, для протекания реакций, очень часто
основываются на постоянной
Авогадро.)
Ответьте на вопрос: «Какие
величины связывает между собой постоянная Авогадро?» Используйте материал слайда
Выполняют самостоятельную работу № 1. Приложение №1 «Эталон для самопроверки самостоятельной работы № 1 (решения и ответы к задачам)»
Учащиеся ставят цели и задач урока.
2. Определение индивидуальных затруднений (диагностика) Предлагает на основе алгоритма исправления
ошибок (Приложение №7) проанализировать выполнение задания
и определить место и причину затруднения.
Уточняет понимание
учащимися поставленных целей урока.
В случае полного отсутствия ошибок – предлагает задание творческого
уровня для самостоятельной работы Учащиеся, которые допустили ошибки, определяют– место затруднения
в самостоятельной работе № 1, отмечают в таблице
«фиксация результатов и исправления ошибок».
Учащиеся, выполнившие все
задания правильно, выполняют
самостоятельно дополнительное задание.
Имеется 2,5 литра воды. Определите массу воды и число молекул, содержащихся в этой
массе. (Ответ: m = 2500 г;
N = 836х1023 молекул.) Умеют осуществлять самоконтроль и самокоррекцию деятельности.
Умеют выбирать
действия в соответствии с поставленными задачами.
Умеют отображать в речи (объяснение) содержание совершаемых
действий.
3. Планирование коррекции выявленных затруднений Предлагает учащимся, которые допустили
ошибки, сформулировать
индивидуальную цель
своих будущих коррекционных действий, выбрать способ (как?) и
средства (с помощью
чего?) коррекции. Учащиеся, допустившие ошибки, исправляют их (находят причину ошибки,
определяют, как и с помощью
чего эту ошибку можно исправить, что нужно повторить,
вспомнить, пересчитать)
фиксируют результат исправления в таблице «Фиксация результатов и исправления ошибок» знаком «+» (см. приложение 3).
Учащиеся, не допустившие
ошибок в самостоятельной
работе, выбирают и выполняют задания творческого
уровня
Тот, кто завершил исправление
ошибок, выбирает из предложенных заданий одно, аналогичное тому, в котором он допустил ошибку, выполняет
его. Фиксирует в приложении 3 4. Обобщение затруднений во внешней речи Организует обсуждение
типовых затруднений.
Особое внимание уделяет тем учащимся, у
которых возникли затруднения (именно им
предлагает проговорить
вслух правильные способы действий) Учащиеся, у которых возникли затруднения, проговаривают вслух правильные
способы действий
Учащиеся, не допустившие
ошибок в самостоятельной
работе № 1, выполняют взаимопроверку дополнительных заданий творческого уровня.
5. Самостоятельная работа с взаимопроверкой с использованием «Образец для взаимопроверки самостоятельной работы № 2»
(приложения 6) Предлагает
выполнить самостоятельную работу № 2.
Осуществляет индивидуальный контроль.
Предлагает всем учащимся принять участие в обсуждении результатов
выполнения самостоятельной работы № 2. Работают все вместе.
Приступают к обсуждению выполнения самостоятельной работы № 2. Выполняют работу. Проводят взаимопроверку по образцу. Фиксируют результаты. Знают алгоритм решения расчетных
задач с использованием постоянной
Авогадро, могут
применять его на практике.
Умеют вести диалог. Умеют отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых
действий. Умеют
аргументировать
свою точку зрения.
Умеют учитывать
различные мнения, проводить взаимопроверку.
Умеют осуществлять самоконтроль.
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Подводит учащихся к самооценке результатов своей деятельности.
Отмечает индивидуальное продвижение
учащихся. Выберите утверждения, соответствующие вашей работе на уроке: (Приложение №8)
1. У меня все сегодня получилось, я не допускал ошибок
(«+» или «–»).
2. Я допустил ошибки в самостоятельной работе № 1 (перечислить ошибки).
3. Я исправил свои ошибки с помощью эталона («+» или «–»).
4. Я без ошибок выполнил самостоятельную работу № 2
(«+» или «–»).
5. Во второй самостоятельной работе я допустил ошибки (перечислить их).
6. Мне необходимо поработать над…
Домашнее задание Показывает слайд презентации с записью условия задачи. Записывают задачу. Имеется 44,8 л озона O3. Найдите массу газа или число молекул, содержащихся в нем. Приложения
Приложение №1
Эталон для самопроверки самостоятельной работы № 1 (решения и ответы к задачам)
Задача 1.
Дано: m(Fe)=
= 112г Решение
n(Fe) = m / M = 112/56 = 2 моль N(Fe) = 2х6,021023 = 12,04х1023атомов.
Найти:
n(Fe), N(Fe).
Ответ. n(Fe) = 2 моль, N(Fe) = 12,04х1023 атомов.
Задача 2.
Дано: n(AL2O3) = 2,5 моль Решение
Найти:m(Al2O3), N(Al) n= m / M, m = nxM.
M численно равно Mr.
Mr(Al2O3) = 2Ar(Al) + 3Ar(O) = (2x27) + (3x16) = 102,
M(Al2O3) = 102 г/моль,
m(Al2O3) = 3,5x102 = 357 г.
Ответ. n(Fe) = 2 моль, N(Fe) = 12,04x1023 атомов.
Приложение №2
Материал слайда
- Количество вещества – это величина, численно равная отношению массы вещества к его молярной массе.
- Единицей количества вещества является моль.
- Обозначается количество вещества буквой n. Находится по формуле:n= m / M.
- Моль – это количество вещества, содержащее столько же частиц (атомов, молекул и т.д.), сколько содержится атомов углерода в 0,012 кг (12 г) углерода.
- Молярная масса (М) вещества равна отношению массы вещества (m) к его количеству ().
- Молярная масса вещества – это масса одного моля.
- Закон Авогадро: в равных объемах газов при одинаковых условиях содержится одинаковое число молекул.
- Число частиц (молекул, атомов, ионов), содержащихся в 1 моле вещества, называется постоянной Авогадро, обозначается NА.
- Постоянная Авогадро составляет 6,02x1023 моль–1
- Домашнее задание.
Приложение №3
Фиксация результатов и исправления ошибок
№ задания Выполнено (+) или (-) Причина ошибки Исправлена в процессе работы (+) или (-)
1. 2. Приложение №4
Задания, из которых нужно выбрать одно, аналогичное тому, в котором учащийся допустил
ошибку
Задача 1. Имеется 96 г магния. Рассчитайте, сколько молей это составляет. Сколько частиц магния содержится в этой массе вещества?
Задача 2. Имеется 4 моль SO3. Рассчитайте массу данного количества вещества. Сколько молекул содержится в этой массе вещества?
Приложение №5
Самостоятельная работа № 2
Задача 1. Имеется 3,5 моль CO. Рассчитайте объем и число молекул, содержащихся в данном количестве вещества газа при н.у.
Задача 2. Имеется 11,2 л Cl2. Сколько молей это составляет и сколько молекул содержится в данном количестве вещества хлора при н.у.?
Приложение №6
Образец для взаимопроверки самостоятельной работы № 2
Задача 1. Ответ. N(CO) = 21,07х1023 молекул,
V(CO) = 78,4 л.
Задача 2. Ответ. N(Cl2) = 3,01х1023 молекул,
n(Cl2) = 0,5 моль.
Приложение №7
Алгоритм исправления ошибок
1. Проверь размерности величин, указанных в задаче.
2. Проверь основную формулу, по которой осуществлялся расчет.
3. Проверь, верно ли выражены требуемые величины из основной формулы.
4. Пересчитай численное выражение требуемой величины.
Приложение №8
Выберите утверждения, соответствующие вашей работе на уроке:
1. У меня все сегодня получилось, я не допускал ошибок
(«+» или «–»).
2. Я допустил ошибки в самостоятельной работе № 1 (перечислить ошибки).
3. Я исправил свои ошибки с помощью эталона («+» или «–»).
4. Я без ошибок выполнил самостоятельную работу № 2
(«+» или «–»).
5. Во второй самостоятельной работе я допустил ошибки (перечислить их).
6. Мне необходимо поработать над…