Урок русского языка по теме: Словосочетание как единица синтаксиса (11 класс)


Тема урока: Словосочетание как единица синтаксиса. Виды и типы словосочетаний, связь слов в словосочетании.
Цель урока: познакомить учащихся со словосочетанием как единицей синтаксиса, видами и типами словосочетаний, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании, учить проводить разбор словосочетания.
Задачи урока:
Образовательные:
1) повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании;
2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;
3) закрепление навыков правописания;
4) обучение умению связно излагать свои мысли.
Развивающие:
1) развитие мышления и общеучебных навыков и умений;
2) развитие познавательной самостоятельности;
3) овладение нормами литературного языка.
Воспитательные:
Воспитание ответственности за качество своих знаний;
Привитие любви к родному русскому языку
Формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения и произведения искусства.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от слова и предложения; способы выражения;
Уметь: вычленять словосочетание из предложений; выполнять разбор словосочетаний; определять способы связи слов в словосочетании; использовать в устной и письменной речи; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; развитие орфографических навыков;
Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.Межпредметные: развитие навыков монологической речи, развитие навыков парной и групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
Тип урока: урок изучения нового материала
Технологии урока:
Технология здоровьесбережения.
Технология ЖампеисовойТехнология критического мышления.
Ход урока
Язык неистощим в соединении слов.
А.С. Пушкин.
Организационный момент.
Психологический настрой – притча про светильники
— Ты такой светлый, с тобой так хорошо рядом, светло и не страшно. Позволь мне побыть с тобой? — сказал незажжённый светильник горящему. — Оставайся, но помни: я долго здесь не задержусь. Пока они были вместе, горящий светильник говорил своему другу, что и тот может быть таким же светящимся, что светом он с ним поделится, а вот очистить стёкла и держать дверцы закрытыми будет его заботой. Второй светильник постоянно находил отговорки, что, мол, он не может светить, что стёкла его не отмываются, что дверцы не закрываются, да и вообще светить — это удел избранных светильников, а не таких обыкновенных, как он. — Поверь мне. Я ведь раньше был таким же, как и ты, и думал, что не способен светить. Но я поверил другому светильнику, принял в себя его искорку, очистил стёкла, запер дверцы, и теперь продолжаю его дело. Пришло время им расставаться… — Куда же ты? А как же я? Что со мной будет без твоего света? — запричитал недоверчивый светильник. — Это уже от тебя зависит. Я поделился с тобой огнём, который был во мне, а примешь ли ты его, сбережёшь и отчистишь ли свои стёкла — выбирать тебе.
Сегодня на уроке вы узнаете много нового, а сумеете ли в дальнейшем использовать полученные знания, применять их на практике – зависит только от вас.
Прием целеполагания. Сообщение темы, цели.
Ребята, эпиграфом к нашему уроку я взяла слова А. С. Пушкина: «Язык неистощим в соединении слов»
Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Что такое соединение слов?
Соединение слов – это есть словосочетание.
Сегодня на уроке мы будем говорить о словосочетании, типах подчинительной связи слов в словосочетании, о главном, зависимом словах в словосочетании, о наречных, глагольных, именных словосочетаниях...
Учитель: А теперь предположите, каких целей должны достигнуть на уроке? Чему должны научиться?
Ученики: познакомиться с понятием «словосочетание», вспомнить, какие сочетания слов не являются словосочетанием,закрепить знания о способах связи слов в словосочетаниях (управление, согласование, примыкание), о строении словосочетаний, типах словосочетания (именное, глагольное, наречное),
Учитель: Какой раздел науки о языке изучает словосочетания?
Что изучает синтаксис?
Учащиеся: Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст и правила их построения.
Перед вами на столах лежат технологические карты. Запишите в своих технологических картах это определение.
Учитель: Прочитайте стихотворение, что необычного в нем?
Очень-очень странный вид:
Речка за окном горит
Чей-то дом хвостом виляет
Песик из ружья стреляет
Мальчик чуть не слопал мышку
Кот в очках читает книжку
Старый дед влетел в окно
Воробей схватил зерно
Да как крикнет, улетая:
— Вот что значит запятая!
Учитель:
- Чем объяснить смысловую нелепость стихотворения?
- Что нужно изменить, чтобы избежать этой двусмыслицы?
С каким разделом науки о языке связан синтаксис?
Что такое пунктуация?
Пунктуация - раздел лингвистики, в котором изучаются знаки препинания, правила их постановки, употребления.
Запишите в своих технологических картах это определение.
В начале урока вы разделились на группы. Но, прежде, чем мы начнем работать в группах, вспомним правила работы в группах (выведены на слайде). И еще мне хочется подарить вам притчу «Про яблоко»:
Яблоко пряталось в листьях, пока его друзей срывали с дерева. Ему не хотелось попадать в руки человека: попадешь, а из тебя еще, чего
доброго, компот сделают! Приятного мало. Но и оставаться одному на дереве – тоже удовольствие небольшое. В коллективе ведь и
погибать веселее. - Так, может быть, выглянуть? Или нет?
Выглянуть? Или не стоит? Яблоко точил червь сомнения. И точил до техпор, пока от него ничего не осталось.
Поэтому старайтесь не отсиживаться за спинами товарищей, а работать в полную силу, быть полезными для своей группы.
Итак, перед вами на листах А-4 (у каждой группы они своего цвета и по количеству участников группы) находится теоретический материала по теме «Словосочетание». Каждой группе нужно будет познакомиться с теоретическим материалом по теме «Словосочетание», заполнить свою часть технологической карты, используя прием «Пометки на полях». Группа работает с информацией, фиксируя сначала на листе А-4, затем – в технологической карте.
На работу – 10 минут.
Группы закончили работу, а теперь выберите представителя из каждой группы, который будет сегодня «Послом». Я предлагаю ПОСЛУ из каждой группы пройти в следующую группу и поделиться своей информацией о словосочетании, будем использовать принцип «Карусели». А участники групп делают записи в своих технологических картах, дополняя теоретическую информацию по теме «Словосочетание».
Уважаемые участники групп, я предлагаю вам оценить работу Послов в свободной форме: эмоции, настроение, понимание изложенного послом материала. Для этого используйте стикеры, которые находятся на ваших столах. Стикеры крепите на технологическую карту Послов.
На работу – 5 минут (в каждой группе)
Общее время работы – 5*5 = 25 минут
Итак, Послы побывали во всех группах, а теперь я предлагаю группам еще раз посмотреть свои технологические карты (уже заполненные) и снова использовать прием «Пометки на полях». На работу – 1 минута.
Скажите, что вам было уже известно?
Есть ли тот материал, который противоречит вашим знаниям?
Перед вами на столах лежат оценочные листы. Оцените работу каждого члена группы (критерии оценивания работы – перед вами)
Оценочный лист
Фамилия, имя учащихся Работа с технологической картой Работа
с кластером Практическая работа
Вывод: Хорошо, итак с теоретическим материалом по теме «Словосочетание» мы познакомились, заполнили наши технологические карты. А теперь я предлагаю вам попробовать свернуть всю информацию о словосочетании, используя прием «Составление кластера». Перед каждым из вас на столе лежат кластеры по теме «Словосочетание», я предлагаю вам их заполнить. Возможно, повторное обращение к теоретическому материалу поможет вам найти ответы на ваши вопросы.
На работу – 7-10 минут.
Итак, время работы истекло, я предлагаю вам посмотреть на уже заполненный кластер и сверить его со своими.
Можно ли назвать наш кластер полным или нужно еще что-то добавить?
время работы - 2 минуты

Оцените работу каждого члена группы (критерии оценивания работы – перед вами)
Молодцы, вы справились с работой, и теперь, опираясь на кластер, я предлагаю вам поработать практически. Перед вами на карточках записаны предложения. Вам нужно выписать из предложений все возможные словосочетания, определить их вид по главному слову, по типу отношений между элементами, по типу связи (каждой группе по 1 предложению)
На выполнение работы – 10 минут
1. Мы быстро перебрались через лесной овраг и вышли в светлый березовый лесок.
2. Совершенно неожиданно взвинчивается огромная стая птиц.
3. На дне озера толстым слоем лежали истлевшие листья.
4. Звезды необычайно ярко шевелятся и дрожат в своей бездонной высоте.
5. Его сестра очень внимательно следила за волнами, колыхавшими лодку рыбака.
По главному слову:
Именные
Глагольные Наречные
Лесной овраг Перебрались через овраг Совершенно неожиданно
Светлый лесок Перебрались быстро Очень внимательно
Березовый лесок Вышли в лесок Необычайно ярко
Огромная стая
Стая птиц Взвинчивается неожиданно На дне озера Лежали слоем Толстым слоем Следила внимательно Истлевшие листья Следила за волнами Его сестра Колыхавшими лодку Лодку рыбака Шевелятся ярко В бездонной высоте Дрожат в высоте В своей высоте По типу связи:
Согласование
Управление Примыкание
Лесной овраг Перебрались через овраг Перебрались быстро
Светлый лесок Вышли в лесок Совершенно неожиданно
Березовый лесок Стая птиц Взвинчивается неожиданно
Огромная стая На дне озера Очень внимательно
Толстым слоем Лежали слоем Следила внимательно
Истлевшие листья Следила за волнами Очень скоро
Его сестра Колыхавшими лодку Шевелятся ярко
В бездонной высоте Лодку рыбака Необычайно ярко
В своей высоте По типу отношений:
Объектные
Обстоятельственные Атрибутивные
Перебрались через овраг Перебрались быстро Лесной овраг
Вышли в лесок Совершенно неожиданно Светлый лесок
На дне озера Взвинчивается неожиданно Березовый лесок
Следила за волнами Очень внимательно Огромная стая
Колыхавшими лодку Необычайно ярко Толстым слоем
Лежали слоем Очень скоро Истлевшие листья
Дрожат в высоте Следила внимательно В бездонной высоте
Шевелятся ярко В своей высоте
его сестра
Группы закончили работу.
Встретились ли вам именные словосочетание? Назовите их. Работает 1-я группа, остальные – проверяют и дополняют.
Назовите глагольные словосочетания. Работает 2 группа, остальные – проверяйте, верно ли вы выписали их.
3-я группа – какие наречные словосочетания вы выписали?
Итак, мы назвали все словосочетания по главному слову.
4 группа - назовите словосочетания с типом связи согласование, остальные – дополняйте и проверяйте работу товарищей. Все ли словосочетания названы?
5 группа – назовите словосочетания с типом связи управление.
1 группа – назовите словосочетания с типом связи примыкание.
Итак, мы назвали с вами все словосочетания с разными типами связи.
А теперь давайте охарактеризуем наши словосочетания по типу отношений.
2 группа – назовите словосочетания с объектными отношениями, остальные – проверяйте и дополняйте.
3 группа – назовите словосочетания с обстоятельственными отношениями, остальные – проверяйте и дополняйте.
4 группа – назовите словосочетания с атрибутивными отношениями.
Вывод: Молодцы, мы с вами научились вычленять словосочетания из предложений, давать характеристику выписанным словосочетаниям по главному слову, по типу связи, по типу отношений.
А теперь я предлагаю каждой группе попробовать составить схему или план разбора словосочетания. Перед вами на столах листы формата А-3, маркеры. Используйте кластер, вспоминайте практическую работу по характеристике словосочетаний.
На работу группам 5 минут.
Время работы истекло. Предлагаю Послам защитить работу групп.
ПЛАН разбора словосочетания (выводится на экран)
1. Выделить из предложения словосочетание
2. Простое или сложное
3.Синтаксически связанное или свободное
4. Способ связи
5. Тип отношений.
Какой из предложенных планов разбора словосочетаний наиболее удачный?
ВЫВОД: Таким образом, знание теоретического материала и практическая работа помогли вам самостоятельно составить план разбора словосочетания.
А сейчас я предлагаю вам проверить свои знания и выполнить небольшой тест.
1. В каком словосочетании тип связи – согласование? а) скачет на коне б) встретил вас в) вторая попытка г) громко кричал
2. В каком словосочетании тип связи – управление?
а) жить дружно
б) морозным днём
в) радоваться успеху
г) очень красивый
3. В каком словосочетании тип связи – примыкание?
а) смотреть кинофильм б) брат с сестрой в) крепкий кофе г) горячо спорить
4. Какое сочетание слов не является словосочетанием?
а) кататься на лыжах;
б) хрустящий хлеб;
в) зимняя дорога;
г) дует ветер.
5. Какие сочетание слов не являются словосочетанием?
а) День и ночь;
б) заглянуть в будущее;
в) автор статьи;
г) карие глаза;
6. Найдите ошибочные определенияа) Примыкание – такой тип подчинительной связи, при которой зависимое слово присоединяется к главному только по смыслу.б) Управление – такой тип подчинительной связи, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, определенном падеже.
в) Согласование – такой тип подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное
7. В каком ряду все словосочетания именные?
а) запах осени; каждый человек; мутноватый от сырости; учить жизни;
б) лазурное море; с обеих сторон; предсказать судьбу; одеть ребёнка;
в) наполнено водой; уверять в победе; чарующий аромат; приобрести опыт;
г) победа волейболистов; полезный для здоровья; головокружение от успехов; благородный поступок.
8. В каком ряду все словосочетания глагольные?
а) вспыхивали в небе; длинные молнии; построить коттедж; второе приглашение;
б) разговаривать по телефону; восхищаться талантом; увлеклись чтением; зависел от обстоятельств;
в) никому не ответил; оказывал помощь; ступеньки из кирпичей; спрятать надёжно;
г) безмолвное море; обидеться на нас; восхищаться талантом; отрезать аккуратно.
9. В каком ряду все наречные словосочетания?а) влюблённый в жизнь; мальчишески стройный; вспыхивали в небе; любить свободуб) встретили радостно; наедине с природой; любимая книга; благородный поступок.в) семеро смелых; говоря по-русски; наполнено водой; хорошо отдохнувшиег) по-детски непосредственно по-осеннему красиво, совсем недавно
10. Определите вид подчинительной связи в словосочетании уверенность в победе.
а) согласование
б) управление
в) примыкание
Закончили работу. А теперь осуществим взаимопроверку, использовать будем тот же прием «Карусели» (передайте работы в соседнюю группу).
На экране – ключ к тесту, проверяйте работы товарищей.
Оценивание – нет ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3», большее количество ошибок – оценку не ставьте.
КЛЮЧ К ТЕСТУ
1 В
2 В
3 Г
4 Г
5 А
6 Б
7 Г
8 Б
9 Г
10 Б
Итак, сегодня на уроке вы узнали много новых сведений по теме «Словосочетание». А сейчас я предлагаю вам подумать, какую информацию вы возьмете с собой, что нужно еще переработать, а что отбросите, как ненужное (листы для Рефлексии перед вами на формате А-4)
Закончить наш сегодняшний урок мне тоже хотелось бы притчей
В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках».
В заключении нашего урока я тоже хочу сказать Вам: «Все в ваших руках». Вы собрали за урок целый кейс по теме: «Словосочетание», а сумеете ли вы им воспользоваться – зависит только от вас. Урок окончен, спасибо за работу.
РЕЗЕРВ
ЗАДАНИЕ: ВЫПИСАТЬ ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО 2 словосочетания и разобрать их, пользуясь планом разбора словосочетания.
1. Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей.
2. Дождь шумел негромко, нараспев, поливая двор и крышу дома.
3. Они зашли к моему другу узнать подробности предстоящего путешествия.
4. В этих молчаливых горных долинах стояла прозрачная тишина первых весенних дней.
5. По утрам в лужах под стеклянной коркой льда просвечивали пузырьки воздуха.
Оценочный лист
Фамилии, имена учащихся Работа с технологической картой Работа
с кластером Практическая работа
Критерии оценки
«+» - дал правильный ответ, нашел необходимую информацию
«!» - участвовал в работе, в обсуждении
«-» - не работал, не высказывал идей и предположений.
ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО СОВРЕМЕННОМУ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ПО ТЕМЕ: «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ КАК ЕДИНИЦА СИНТАКСИСА. ВИДЫ И ТИПЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ, СВЯЗЬ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ»
Руководитель ПЦК языков и литературы
_______________ Бахтиярова Ф.С.
«____» ___________ 2015 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Методист колледжа __________ Камитова А.М.
«____» ___________ 2015 г.
г. Усть-Каменогорск
2015 г.