Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Типы словосочетаний»


Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Типы словосочетаний»
Аннотация.Данная работа представляет собой конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Типы словосочетаний». Материал урока может быть использован при подготовке к ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе.
Предмет:  русский язык, урок изучения нового материалаТема: Словосочетание. Типы связей в словосочетании.Цели:
Образовательные:
 1.Познакомить учащихся с типами связей в словосочетании.2. Закрепить понятия словосочетание, типы словосочетаний по главному слову.       3. Подготовка учащихся к выполнению заданий В2 в ГИА по новой форме для 9-х классов (демонстрационная версия 2013г) и В3 в ЕГЭ по русскому языку.
Развивающие: формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию.
Воспитательные: воспитание любви к русскому языку, формирование навыков контроля и самоконтроля.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Сегодня на уроке русского языка мы продолжим изучение интересной и важной темы, знание которой поможет сделать вашу речь грамотной и красивой
Тема урока, постановка целей.
- Попробуйте сами определить тему урока, прочитав записи:
Крепкое рукопожатие, взять за руку, держать крепко
Ученики определяют тему – «Словосочетание».- Чем похожи и чем отличаются данные словосочетания?Примерные ответы: похожи тем, что одно слово главное, а другое зависимое; отличаются вопросами от главного слова к зависимому и частями речи.- Действительно, слова соединяются друг с другом непроизвольно, а на основе строгих законов, которые называются подчинительными связями слов. С типами таких связей мы и познакомимся сегодня на уроке.Полная запись темы урока «Словосочетание. Типы связей в словосочетании».- Предположите, каких целей должны достигнуть на уроке.Проводится целеполагание.
Предварительная оценка знаний. Оцените свои знания и умения по  теме  «Словосочетание» на данный момент:
Я уверен, что знаю данную  тему и смогу выполнить задания по ней.
Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.
Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
Я не знаю эту тему и  не смогу выполнить задания по ней.
На полях тетради напротив темы урока.
Актуализация знаний.
Понятие словосочетания.
ъКоллективная работа.
Прочитайте строки: Буря мглою небо кроет,Вихри снежные крутя…- Определите вид синтаксической единицы. (Предложение)- Необходимо выписать из данного предложения словосочетания. Какие теоретические знания надо применить для выполнения задания?Знать  определение словосочетания.Под словосочетанием понимаются слова, связанные друг с другом по смыслу и грамматически и являющиеся компонентом предложения.- Что не является словосочетанием?
Сочетание сказуемого с подлежащим (то есть грамматическая основа предложения): Мальчик капризничал; Таня прыгает; Он стар; Хлеб сделался как камень.
Однородные члены предложения: Москва и Париж; быстро и умело.
Сочетания слов значимых и служебных частей речи: в лесу, над тетрадью, по дороге, ко мне.
Чтобы выделить словосочетание в предложении, нужно:
Найти грамматическую основу текста, она не является словосочетанием.
При помощи логических вопросов  выделить все словосочетания.
Выписанные словосочетания: «кроет небо», «кроет мглою», «кроет крутя», «крутя вихри», «вихри снежные»      Это интересно. Как в  «Российской грамматике» М.В. Ломоносов раскрывает тему «Словосочетание»?Словосочетания по главному слову.
По тому, какой частью речи является главное слово, выделяют три вида словосочетаний. Назовите их:- Именное,  глагольное,  наречное.Распределите словосочетания по главному слову Лесная газета, читать газету, очень интересный, совсем рядом, построить дом, очень небрежно. (Работа выполняется самостоятельно, потом проверяется в парах)
Изучение нового.
1. Существуют три способа подчинительной связи между компонентами словосочетания:- согласование,- управление,- примыкание.Познакомьтесь с  типами словосочетаний  и заполните таблицу в тетради теории. Подготовьте ответ по вашему типу связи.Типы связей в словосочетании
Тип связи Главное слово(Чем выражено?) Зависимое слов(Чем выражено?) Примеры
       
 Групповая работа
1, 4 группы – согласование,2, 5 группы – управление,3, 6 группы – примыкание.
2.Обсуждение результатов работы. Заполнение общей таблицы (представители группы заполняют таблицу на доске, комментируя свою работу).
Закрепление знаний
Распределите словосочетания по таблице
Выполните тренировочные упражнения.
Определите тип связи в словосочетании СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ в предложении:
Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий.
Согласование
Задание 2.
Определите тип связи в словосочетании В ДЕЛАХ ДОБРА из предложения:
Особое замечательное свойство внимания, что оно подчинено воле, что им можно управлять, им можно пользоваться в делах добра, равно как и зла.
управление
Задание 3.
Укажите вид подчинительной связи в словосочетании  ПОЧУВСТВУЕТ СЕРДЕЧНО из предложения:
Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живёт в красоте речи.
примыкание
Задание 4.
Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!
такая мама
Задание 5.
Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Медленно  опускаться на парашюте.
медленно опускаться
Задание 6.
Из предложения  выпишите словосочетание, в котором использована связь УПРАВЛЕНИЕ.
Для России такой путь заказан.
заказан для России
Домашнее задание .
Выучить таблицу «Типы связей в словосочетании»

Рефлексия. Оцените свои знания и умения по  теме  «Словосочетание» после изучения:
Я уверен, что знаю данную  тему и смогу выполнить задания по ней.
Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.
Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
Я не знаю эту тему и  не смогу выполнить задания по ней.
На полях тетради напротив последней записи.