Урок в 1 классе на тему Прибавить и вычесть число 1


Тема урока: Прибавить и вычесть число 1.
Цель урока:
Создать условия для формирования понятия прибавления и вычитания числа 1.
2. Задачи:
- обучающие
-Ввести свойства числового ряда.
-Выявить необходимые условия для овладения навыком быстрого прибавления и вычитания числа 1.
- Формировать умение быстро складывать и вычитать число 1.
-Способствовать осмыслению и закреплению полученных знаний.
-Совершенствовать умение распознавать и решать задачи, применяя знания о структурном содержании задачи и изученные приемы сложения и вычитания.
-развивающие
Создавать условия для развития логического мышления, памяти, внимания.
Способствовать развитию познавательных способностей, познавательной активности и исследовательской деятельности.
Развивать ключевые компетенции (коммуникативные, познавательные, информационные).
-воспитательные
Воспитывать желание учиться и делать открытия. Воспитывать интерес и любовь к математике.
Создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы и навыков взаимодействия.
В процессе обучения детей математике, кроме привычных предметных учебных действий, формирую следующие блоки УУД:
1) Личностные УУД: 
- внутренняя позиция школьника;
- учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
2)Познавательные УУД:
Общеучебные универсальные действия:
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
Универсальные логические действия:
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
3)Коммуникативные УУД:
-  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, способов взаимодействия;
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
- формирование умения работать в парах.
В сфере коммуникативных УУД ученики смогут: -  учитывать позицию собеседника (партнера);
- организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.
4) Регулятивные УУД
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
-  коррекция;
Планируемые результаты: учащиеся научаться выполнять сложение и вычитание числа 1, моделировать действия сложения и вычитания с помощью предметов, числового отрезка, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать себя, границы своего знания и незнания.
3. Тип урока: урок открытия нового знания и первичного закрепления изученного
4. Формы работы учащихся фронтальная, исследовательская, самостоятельная
Ход урока
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся.
Сейчас у нас урок математики.
Утром ранним кто-то странный заглянул в мое окно,
На ладошке появилось ярко-желтое пятно.
Это звездочка морская
Словно лучик золотой
Протянуло свою ручку,
Поздоровалась с тобой.
- Чтобы вам всегда было тепло и весело я каждому из вас тоже хочу подарить морскую звездочку.
- Ребята, какое сейчас время года? Какая погода за окном? Какое у неё настроение? Какое настроение у вас? Выразите его с помощью морских звёзд, лежащих перед вами.
Если у вас прекрасное настроение - поднимите розовую звёздочку, оранжевую- хорошее настроение.
- Вижу, что настроение у вас отличное. Давайте поработаем так, чтобы до конца урока оно осталось таким же.
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу.
Учитель. Сегодня к нам на урок пришла гостья. Но сначала должны узнать, откуда она. Поставьте цифры в порядке возрастания и расшифруйте слово.
На доске:
3 1 2
с л е.
Какое слово получилось?
Дети. Лес.
У. Из леса к нам прибежала
Не мышь, не птица.
В лесу резвится.
На деревьях живет
И орешки грызет.
Кто это?
Д. Белочка.
(Учитель прикрепляет на доску рисунок белочки.)
.Постановка учебной задачи.
У. Белочка- хозяюшка
Школу открывает
И лесных зверюшек
Учиться приглашает.
- Сегодня нас с вами ждёт необычный урок. Мы отправляемся в лесную школу, где вместе с жителями леса будем изучать математику. Нам предстоит сделать открытие.
- Готовы ли к этому? Зверята приготовили нам различные задания.
И звери, и птицы
Спешат к нам в класс, ( пингвинёнок, бельчонок, зайчонок)
А белочка- учительница
Дает такой наказ:
«Начинаем наш урок,
Повторять мы будем счет
И примеры порешаем,
Кто внимательней, узнаем».
.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
1).Устный счёт. Зверята из лесной школы приготовили нам интересные задания. Давайте попробуем их выполнить.
172974090805
- Пингвиненок просит вас назвать числа от 0 до 10 (по цепочке), от 2 до 7 через одно число.
- Назовите число, идущее при счете за числом 3 (4).
- Назовите, какое число идет перед числом 7 (6).
- Какое число находится между числами 8 и 10 (9).
- Назовите соседей числа 4 (3 и 5).
- Сравните числа 3 и 5. Какое из них больше? Почему? (Идет при счете позже).
- Составив мозаику, мы узнаем следующего гостя – героя. Порядок составления указан цифрами. (Рисунок 3) Начинайте с самого большого числа, назовите его. Называем в обратном направлении. (10, 9, 8 …)

Рисунок 3
- Назовите самое маленькое число. (1). Назовите самое большое число. (10)
- Белочка прыгала с ветки на ветку и заметила, что ее елочка еще не готова к празднику – надо ее нарядить. Решите примеры и повесьте на елочку шары – ответы. (Рисунок 4)

Рисунок 4
- Примеры читаем по-разному.
3+1
7+1
1+9
4+1+1      6-1
2-1
3-1
8-1

- Какое самое маленькое число висит на елочке? (1) Какое самое большое? (10).
- Назовите числа по возрастанию.
- На какое арифметическое действие записаны примеры в первом столбике? Во втором столбике? Белочка благодарит вас.

Рисунок 5
- Дружок белочки зайчик (Рисунок 5) просит угадать числа, замороженные сосульками.

8 – это 7 и сколько?
4 – это сколько и 1?
3 – это 2 и сколько?
- Зайчик благодарит вас за работу
- А игру про зайчика знаем?
2). Физминутка.
Зайцы скачут: Скок-скок-скок!Да на беленький снежок,Приседают, кушают, и тихонько слушают,Не идёт ли волк.Раз - нагнуться, потянуться.Два - согнуться, разогнуться.Три - руками три хлопка.Головою три кивка.
IV. Самоопределение к деятельности

Рисунок 6
- Кошечка (Рисунок 6) ловила снежинки. Она поймала 4 снежинки. Потом поймала ещё 1 снежинку. Когда она поймала ещё 1 снежинку, сколько снежинок стало у кошечки? (4 +1 = 5)
- К 4 прибавили 1. Сколько всего прибавили? (1) Сколько стало? (5)
На доске запись: 4 +1 = 5
- Расскажите, как получили 5. (К 4 добавили 1, получили 5.)
2). Практическая работа.
- А теперь играем в снежки. На полосочке положите 5 синих кружков – снежков. Сначала мы бросаем 1 снежок (убирают кружок). Сколько снежков осталось? (5 – 1 = 4).
- Расскажите, как получили 4? (От 5 вычли 1, получили 4)
- Кто догадался, чему мы научимся на уроке? (Прибавлять и вычитать число 1.)
- Правильно, сегодня мы с вами вспомним, как прибавлять и вычитать число 1, узнаем, как это можно сделать при помощи числового отрезка, будем работать в парах, оценивать себя и товарища.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику- Откройте учебник на с. 80. Посмотрите, правильно ли мы определили, чем будем заниматься на уроке. Кто уже умеет прибавлять и вычитать число 1?
- Прочитайте в учебнике предложение, в котором говорится о том, как
прибавить число 1.
- Кто может закончить следующее предложение? (Чтобы вычесть из числа 1, надо назвать предыдущее число.)
Физминутка
Шаг на месте!
А ну, давай все вместе:
С медвежонком - топ, топ.
За утёнком - шлёп, шлёп.
за бельчонком - прыг. прыг.
С жеребёнком - брык, брык.
Вместе с жабой - скок, скок.
Вместе с крабом - вбок, вбок.
Прекращается прыг, скок.
Продолжается урок.
- А что делают лягушата? ( Прыгают)
- Посмотрите на таблицы и рисунок, приведенные ниже. Каким видом спорта занимаются лягушата? (Прыжками в воду.)
- Сколько всего лягушат? (10.)
- Сколько лягушат уже в воде? (1.)
- В воде 1 лягушонок, и еще один уже прыгнул с мостика. Сколько лягушат сейчас будет в воде? (2.)
- Как это записать? (1 + 1 = 2.)
(На доске лягушата на вышке и примеры)
- Проведём наблюдения, результаты которых запишем в таблицу. Мальчики наблюдают, как изменяется количество лягушат на мостике, а девочки, за количеством лягушат в воде. Фиксируем результаты наблюдений в таблице, которая находится перед вами .
-Сколько всего лягушат было на мостике? (10.) Сколько лягушат прыгнуло в воду? (1.) Сколько осталось? (Мальчики объясняют и записывают: 10-1=9)
-Прыгнул ещё один лягушонок. Сколько осталось?
- Девочки, изменилось ли количество лягушат в воде? Как получили? (1+1=2)
(Далее работа строится аналогично. Дети записывают таблицу в тетрадь).
Сделайте вывод по нашим наблюдениям.
- Как прибавить или вычесть число 1? (Чтобы прибавить 1, нужно назвать следующее число. Чтобы вычесть из числа 1, надо назвать предыдущее число.)
Кого вы видите внизу страницы? Предлагаю вместе с зайчиком сделать разминку.
Физминутка "Заинька"
Раз, два, три, четыре, пять
Начал заинька скакать
Прыгать заинько горазд
Он подпрыгнул …. раз.
(Учитель показывает карточку с цифрой. Дети её называют и прыгают.)
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
2. Гимнастика для глаз
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано,
Где окно и где крыльцо.
Обведу я снова круг,
Посмотрю на мир вокруг.

№ 1 (с. 80)._
Рассмотрите числовой ряд, по которому идут белочка и заяц.
Какое действие выполняет заяц? (Прибавляет число 1.)
В какую сторону он идет и почему? (Вправо. Когда прибавляем, становится больше. Чем правее, тем числа больше.)
Какое действие выполняет белочка? (Вычитает число 1. )
В какую сторону идет белочка и почему? (Влево. Когда вы читаем, становится меньше. Чем левее, тем числа меньше )
Белочка и заяц не просто гуляют по числовому ряду, они решают примеры. Давайте вместе поработаем вместе с ними. Мальчики - зайчики, а девочки - белочки.
С какого деления заяц начал движение? (С числа 1.)
В какую сторону идет заяц? Как узнали? (Вправо, на табличке знак +.)
Сколько шагов вправо сделает заяц? (/.)
На каком делении остановился заяц? (На числе 2.)
Мальчики, отвечайте хором, какие примеры будет решать зайчик.
Белочки, просигнальте, правильно ли решали примеры зайчики.
Кто из зайчиков, сможет один рассказать все решённые примеры?
Решим вместе с белочкой пример 9—1 = 8.
С какого деления белочка начала движение? (С числа 9.)
В какую сторону идет белочка? Как узнали? (Влево, у нее на табличке знак—.)
Сколько шагов вправо делает белочка? (7.)
На каком делении остановилась белочка? (На числе 8.)
(По аналогии разбирается следующий пример.)2). Физминутка «Капуста! (пальчиковая игра)
 Мы капусту рубим-рубим,
(размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнём-мнём,
(«мнут капусту»)
Мы капусту солим-солим,
(«берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмём-жмём.
(сгибание и разгибание кистей рук)
4) Работа в тетради с печатной основой (с.29).
- Расскажите, что вы видите на первом рисунке. (Было 3 воробья, к ним прилетел еще 1 воробей.)
- Какое равенство можно составить? (3 + 1 = 4.)
- Самостоятельно составьте равенство по второму рисунку. (Проверка.)
- Оцените себя с помощью «Светофора».
Самостоятельное выполнение следующего задания. Проверка. Учащиеся хором читают состав каждого числа.
- Прочитайте следующее задание. Вычислите.
- Какую закономерность вы обнаружили в первом столбике? (Первое число становится меньше на 1, вычитаем везде 1. Ответ уменьшается на 1.)
- Назовите закономерность во втором столбике. (Первое число увеличивается на 1, прибавляем везде 1. Ответ становится больше на 1.)
- Чем интересен первый столбик? (И первое, и второе числа уменьшаются на 1. Ответ везде равен 0.)
VI.Включение в систему знаний и повторения.
Белочка. Ну, ребята, молодцы,
Всем зверятам помогли.
А теперь заданья вам
Я в снеговиках раздам.
2+1= 5-1=
3+1= 4-1=

Оценивание с помощью «карандашей»
VI.Рефлексия деятельности.
Белочка. Вы, друзья мои, старались.
Все прилежно занимались.
Хочу вас благодарить
И подарки всем вручить.
Итог урока.
Поход в лес был не только интересным, но и полезным, т.к. мы встретились с различными животными. Мы выполнили задания, которые приготовили нам зверята и научились прибавлять и вычитать +1 и -1, к любому числу в пределах 10.
- Что вы запомнили на этом уроке? (Чтобы прибавить 1, нужно назвать следующее число. Чтобы вычесть из числа 1, надо назвать предыдущее число.)
-6991351657352901315-100965
3044190116840-756285116840
872490-348615
939165241935
3053715280035-260985127635
106680060915559239252862580-25146005977255-25812752795905
3101340-34290-260985-34290


-3467103810
3
9









3272790-491490-127635-491490
3+1= 3-1=
4+1= 4-1=
1+1= 2-1=
2+1= 1-1=

6+1= 9-1=
9+1= 4-1=
-73342556934103+1= 10-1=
5+1= 7-1=
8+1= 8-1=
9+1= 9-1=
7+1= 7-1=
8+1= 8-1=
5+1= 5-1=
6+1= 6-1=
15525753597910-29432253597910895350921385-2400300921385



3+1= 6-1=
7+1= 2-1=
9+1= 3-1=
5+1= 8-1=
2+1= 10-1=


-222885514921532061155282565-60960169164032061151882140
28917904680585-5562604357370-546735-3968752891790-396240